Перспективный план для логопедических групп.

Виктория Демидова
Перспективный план для логопедических групп.

Пояснительная записка

В настоящее время в группе 13детей с диагнозом Тяжелое нарушение речи Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, старшего дошкольного возраста.

Анализируя логопедические карты преобладающим нарушением является воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, наблюдаются персеверации (ноновик – снеговик, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения звуков при стечении согласных в слове. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (с, ш, ц, ч, щ, з, ж с`); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению. Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Для детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела (переносица, ноздри, веки, животных (копыта, грива, бивни, наименования профессий (плотник, столяр, машинист) и действий, связанных с ними. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение рода и числа, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. В речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «воробьиха» - «воробьи») или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. В основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений дети опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей позволили выделить цели и задачи коррекционного воздействия.

Цель: разработка системы обучения (перспективное планирование) детей с Тяжелым нарушением речи Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, а также предупреждение вторичных речевых расстройств.

Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к грамоте

- развитие связной речи

- развитие общей, ручной моторики

Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Для реализации этой программы целесообразно использовать индивидуальную и подгрупповую форму работы. Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю – 25-30 минут, индивидуальные ежедневно.

Перспективное планирование

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование детей (сентябрь)

1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций

2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей глубокому длительному вдоху (не поднимая плечи, спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки)

3. Работа над постановкой диафрагмального и речевого дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков ([м]- [м`], [б]- [б`], [д]- [д`], [н]- [н`], [в]- [в`], [г]- [г`], [п]- [п`], [т]- [т`], [ф]- [ф`], [к]- [к`], [х]- [х`].

2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик)

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство со звуками [а], [у], [и], [п], [т], [к], [о], [м], [х].

3. Выделение ударного гласного в словах.

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [иа].

6. Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы.

7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам: «Фрукты», «Овощи», «Сад-огород», «Деревья», «Осень», «Ягоды», «Грибы», «Человек», «Игрушки», «Посуда».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам I периода обучения)

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

4. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут)

5. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение детей составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ)

Развитие мелкой моторики.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам)

2. Составление фигур, узоров из палочек (по образцу)

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.

2. Познакомить детей с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа)

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок, в середине слова (окно, палка, карман, в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы пишу, носки)

2. Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит).

3. Знакомство со звуками: [ы], [с]-[с`], [з]-[з`], [ц], [н]- [н`],[ы], [в]- [ф], [б]- [п], [г]- [к].

4. Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах.

5. Выделение твердых и мягких согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось).

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам: «Продукты питания», «Одежда», «Головные уборы», «Зима. Новогодний праздник», «Обувь», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «День защитника Отечества», «Транспорт».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам II периода обучения)

1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.

2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)

5. Образование относительных прилагательных по лексическим темам.

6. Образование притяжательных прилагательных по теме: «Дикие и домашние животные»

7. Образование существительных единственного и множественного числа по теме: «Дикие и домашние животные и их детеныши»

8. Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи.

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)

2. Работа по развитию конструктивного праксиса

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по лексическим темам).

4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период обучения

(март, апрель, май)

Общие речевые навыки

1. Продолжать работу над речевым дыханием.

2. Продолжать работу над темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа)

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Закрепление слоговой структуры двусложных слов со стечением согласных

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Знакомство со звуками: [ш], [ж], [л]- [л`], [р]-[р`], [ч], [щ].

2. Анализ трехзвуковых слов с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ и др.)

3. Дифференциация на слух парных согласных

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна. Праздник 8 марта», «Перелетные птицы», «Профессии», «Инструменты», «Зоопарк», «Космос», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето».

Грамматический строй речи.

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

2. Согласование числительных два и пять с существительными.

3. Образование глаголов движения с приставками.

4. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле.

5. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный-длиннее-самый длинный)

6. Образование наречий от прилагательных (быстрый-быстро) и др.

7. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Развитие связной речи.

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев рук)

2. Усложнение работы с карандашом.

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

Планируемые результаты

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий

- владеть элементами грамоты.

Работа с родителями

- Консультации для родителей: знакомство родителей с речевыми нарушениями у ребенка, с индивидуальным режимом дня, со значением логопедического воздействия на ребенка. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у ребенка.

- Показ индивидуальной работы с детьми

Список используемой литературы:

Программы:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва 2005г.

- «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва 1993г.

- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва 1993г.

Методическое оснащение:

- «Логопедия», Л. С. Волкова, Москва 2004г.

- «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить», в трех книгах, М. Б. Успенский, Л. П. Успенская, СПб 2002г.

- «Воспитание у дошкольников правильной речи», М. Г. Генинг, Н. А. Герман, Чебоксары 1971г.

- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева, Москва 1981г.

- «Логопедия. Методическое наследие», под редакцией Л. С. Волковой, в пяти книгах, Москва 2003г.

- «Упражнения для развития речи», Л. Г. Парамонова, СПб 2001г.

- «Логопедия. Упражнения для развития речи», И. Лопухина, СПб 1999г.

- «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Москва 1989г.

- «Логопедия», Е. Н. Краузе, СПб 2006г.

- «Логоритмика», О. А. Новиковская, СПб 2005г.

- «Логопедия в детском саду», Л. Н. Смирнова, в трех книгах, Москва 2006г.

- «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», З. Е. Агранович, СПб 2006г.

- «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», З. Е. Агранович, СПб 2005г.

- «Математика для дошкольников в играх и упражнениях», Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, СПб 2007 г.

- «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников», Е. С. Анищенкова, Москва 2006г.

- «Стихи для развития речи», Л. Г. Парамонова, СПб 2004г.

- «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития», С. Ю. Кондратьева, О. Е. Агапутова, СПб 2008г.

- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва 2007г.

- «Речевые развлечения в детском саду», В. П. Лапковская, Н. П. Володькова, Москва 2008г.

- «Покажи стихи руками», А. В. Никитина, СПб 2009г.

- «Практическая логопедия», Е. Н. Краузе, СПб 2006г.

- «Логопедия играем со звуками», Л. Н. Смирнова, Москва 2006г.

- «Как хорошо уметь читать!», Д. Г. Шумаева, СПб 2007г.

- «Подготовка к обучению грамоте», И. А. Морозова, М. А. Пушкарева, Москва 2008г.

- «Материал к занятиям по развитию речи», Т. И. Подрезова, в двух книгах, Москва 2008г.

- «Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.», Г. А. Волкова, СПб 2006г.

- «Язык и ребенок лингвистика детской речи.», С. Н. Цейтлин, Москва 2000г.

- «Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок», О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, С. Ф. Савченко, СПб 2009г.

- «Психология растущего человека», М. В. Попова, Москва 2002г.

- «Вопросы детской психологии», Л. С. Выготский, СПб 1997г.

- «Введение в психологию», А. В. Петровский, Москва 1996г.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР. Известно, что в русском языке слова делятся на слоги. Особенность слоговой структуры русских слов (по А. Гвоздеву) заключается в том, что.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Перспективный план для логопедических групп.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 18:06
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...