План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Елена Шаргалина
План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

«Рассказывание русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»

Цель: учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Оборудование и материалы: магнитная доска, репродукция картины Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», книга с иллюстрациями по сказке.

Ход занятия: Дети, посмотрите внимательно на обложку этой книги. Как называется сказка? Многие из вас слышали эту сказку, кто-то смотрел мультфильм или диафильм (ответы детей)

- Сейчас я прочту вам русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк». Сказку эту придумал не писатель, не поэт, а русский народ много-много лет назад и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках. Эту сказку мне в детстве рассказывала бабушка, а такая картина была у меня в комнате. А теперь вы послушайте, как я расскажу вам эту сказку об Иване-царевиче и Сером волке (педагог выразительно читает-рассказывает сказку).

После чтения проводится беседа.

-Кто помог Ивану-царевичу достать жар-птицу?

-Какое задание дал царь Афрон Ивану-царевичу? (достать у царя Кусмана златогривого коня)

-Кто помог выполнить этот приказ Ивану-царевичу? (Серый волк)

-А как Серый волк помог это сделать?

-Какое задание дал царь Кусман Ивану-царевичу? (Привезти дочь царя Далмата – Елену Прекрасную)

-Что сделал волк?

-На обратном пути как волк помог Ивану-царевичу победить царя Кусмана? (обернулся Еленой Прекрасной)

-На обратном пути как волк помог Ивану-царевичу победить царя Афрона? (обернулся златогривым конем)

-Кто победил? Кого в этой сказке наказали?

-Как вы объясните слова, пословицу «сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (сказка – это выдумка, но в сказках добро всегда побеждает, и в жизни надо стараться делать хорошие, добрые поступки)

-А что же сказочного в этой истории? (ответы детей)

Вы все верно подметили. А еще в сказках, русских сказках, есть особенные «сказочные слова». Какие «сказочные» слова вы заметили? Есть такие слова грустить, загрустил. А в сказке говорится не просто загрустил, а как? (закручинился, пригорюнился, загоревал, голову повесил)

Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, воспитатель сам называет их.

Ребята, в р. н. с. сказочным героям дают имена с приговорками.

-Почему Иван-царевич? (сын царя)

-Елена Прекрасная, почему Прекрасная? (она была очень красива)

Да, в русских сказках много интересных слов и выражений.

-А с каких слов начинается сказка? (в некотором царстве, в некотором государстве, жил-был)

-А какими словами она заканчивается? (стали они жить-поживать, да горя не знать)

А еще в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза.

-Что трижды было, происходило в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (три брата, три ночи, три царя)

-Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

Вот какую интересную сказку вы услышали.

-Как она называется?

Физминутка

«В мастерской у художника»

А теперь, дети, давайте представим, что мы с вами художники и нарисуем сейчас иллюстрации – картины к нашей сказке. Сначала мы с вами отправимся в мастерскую художника (идем шагом по кругу). Пришли. Теперь смешаем с вами краски (бег на месте). Теперь нарисуем картину. Для синей краски соберем синеву с неба (упражнение). Зеленую –соберем с растений (упражнение). Желтый цвет – с одуванчиков (упр-е). Черный – с земли. А теперь начнем рисовать начиная с верхней части картины, а теперь по бокам, а теперь в середине (то внизу, наклоняясь, приседая, подтягиваясь вверх). Вот какую красивую картину вы нарисовали.

Педагог предлагает рассмотреть картину Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Ребята, мы уже с вами не раз обращались к картинам этого художника, кто автор этой картины? Как она называется? А какой сюжет, момент из сказки на ней изображен, какие слова из сказки подходят к этой картине? (Помчался Серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратно). Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины.

-Откуда и куда едут герои?

-Придумайте, чем мог бы закончится сюжет картины Васнецова. (Выслушиваются два-три ответа).

В заключении я хочу вам прочитать стихотворение Сурикова:

И начну у бабки сказки я просить,

И начнет мне бабка сказку говорить:

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал

И во сне мне снятся Чудные края

И Иван-царевич – это будто я.

Домашнее задание: Нарисовать дома то, что больше всего вам запомнилось и понравилось в этой сказке.

Публикации по теме:

Перспективное планирование в образовательной области «Коммуникации: художественная литература» Коммуникации/художественная литература. Сентябрь. Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09 «Надо ли учиться.

Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами "В гостях у сказки". Она поможет детям.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе
Опубликовано: 16 июля 2013 в 21:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...
Мастер-класс: «Причёски для девочек» подготовительная группа.
Создать красивую стильную причёску своими руками вполне реально, наш мастер - класс поможет вам в этом. Современные маленькие модницы часто хотят сами...