Лучший педагог года

План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»

Марина Чернышова
План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»

План-конспект занятия по ИЗО-деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Русская матрешка»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Направление: изобразительная деятельность (рисование).

Цель: Формирование умения рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).

Программные задачи:

Публикация «План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе „Русская матрешка“» размещена в разделах

Обучающие:

- Закреплять представления о декоративно-прикладном искусстве - русской матрешке;

- Закреплять умения рисовать орнамент.

Развивающие:

- Способствовать развитию умения различать матрешки народных мастеров из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана;

- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуры России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров;

- Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа:

- сюжетно-ролевые игры: «Мини-музей матрешек», «Магазин матрешек»;

- рассматривание, обследование и сравнение матрешек;

- рассказ воспитателя о истории создания матрешек, особенностях внешнего вида и декора, способах изготовления матрешек с показом презентации «Русская матрешка»;

- чтение художественной литературы про матрешек : В. Д. Берестов «Матрешкины потешки»; Приходько В. «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке»;

- пение песни про матрешек и разучивание плясовых движений (Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешечка»);

- дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Подбери узор для фартука матрешки».

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображениями матрешек;

2. Изделия русских мастеров, среди них много матрешек;

3. Элементы костюмов для детей (сарафаны, ленточки в волосы, русская народная кепка).

Раздаточный материал: силуэты матрешек из бумаги, простые карандаши, баночки с водой, кисти белка № 3 и № 12, гуашь, ватные палочки.

Ход занятия:

Организационный этап: Зал условно поделен на 2 части: «Ярмарка» и «Творческая мастерская».

Три ребенка наряжены в коробейников: мальчик в русской народной кепке и девочки в русских сарафанах.

Мотивационный этап:

Педагог: Ребята, хотите побывать на ярмарке русской деревянной игрушки?

Дети: Да, хотим!

Педагог: Тогда, добро пожаловать на ярмарку!

Дети коробейники:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой?

Дети: Матрешка.

Педагог: Правильно, матрешка. Рассмотрите матрешек на нашей ярмарке и расскажите какая она.

Рассматривание матрешек и ответы детей.

Дети: Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Педагог: Матрешка – настоящая русская красавица. Ребята, а что держит в руках матрешка?

Дети: В руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.

Игровая деятельность:

Педагог: На русской ярмарке всегда было много игрушек: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, Богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого мастер добивался красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки.

Ребенок 1:

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Педагог: Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь.

Ребенок 2:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Педагог: Ребята, из каких городов вы знаете матрешек?

Ответы детей: Матрешки из Сергиева Посада, Полховского Майдана и Семенова.

Педагог: Давайте найдем на ярмарке матрешки из Сергиева Посада. Как вы их узнали?

Дети: Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

Простая форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы : круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

Педагог: Ребята, к нам в гости на ярмарку еще приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова.

Давайте получше рассмотрим их.

Ребенок 3:

Взял я в руки кисть и краски,

Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

Педагог: Чем матрешки из Полховского Майдана отличаются от других?

Дети: Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки окружают забавными кудряшками.

Педагог: А теперь рассмотрим Семеновскую матрешку. Какая она?

Дети: У Семеновской матрешке на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Педагог: Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши.

Практический этап:

Педагог: Ребята, хотите попробовать себя в роли настоящих мастеров умельцев.

Дети: Хотим!

Педагог: Мы с вами превратимся в мастеров-игрушечников, будем расписывать матрешек с натуры, как это делают настоящие художники.

У нас есть три мастерские, в первой мастерской расписывают Семеновские матрешки, во второй - Полхово-Майданские матрешки, в третьей - матрешки из Сергиева Посада. В каждой мастерской на столе стоит своя матрешка. Вы можете выбрать любую мастерскую.

Дети самостоятельно выбирают мастерскую.

Педагог: Мы постараемся передать особенности внешнего вида - форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрешки на наших рисунках были похожи на настоящих - деревянных, расписных, нарядных и веселых.

(Дети под музыку рисуют матрешек с натуры. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

Педагог: Последовательность выполнения работы:

- Нарисовать лицо вам поможет круг,

- Нарисуй платок,

- Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа,

- Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд, в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком,

- Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки,

- Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

(Дети выполняют эскизы матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами росписей.)

Педагог: Русские умельцы умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать.

Физкультминутка:

«Нарядные матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Педагог: А теперь можно продолжить работу.

Теперь нам необходимо раскрасить матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Рефлексивный этап:

Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень нарядные и веселые матрешки. Из ваших работ мы сделаем выставку и пригласим родителей.

Ребята, давайте вспомним:

1. Что означает матрешка?

2. Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?

3. Как раскрашивали матрешек из Сергиева Посада?

4. В чем особенность Семеновской матрешки?

5. Чем отличаются Полхов-Майданские матрешки от других матрешек?

6. Трудно быть мастерами умельцами?

Молодцы! Вы все хорошо потрудились. Многое вспомнили, многое узнали.

Список используемой литературы:

1. Из истории матрешки // Левина, М. С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.

2. Клиентов, А. Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А. Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. методические рекомендации. -М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.- С. 144.

4. Русская матрешка // Каштан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы: учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Русская матрешка» «Русская матрёшка» Вид деятельности: познавательная деятельность. Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой матрёшкой. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ох уж это русская матрешка» Цель НОД: Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям через художественно – эстетическое воспитание. Образовательные задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка»Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка» Цель: Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой и ее историей. Развивать творческие способности детей через познание (ознакомление.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Елочка» Интеграция образовательных направлений: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект занятия «Русская матрешка» Конспект занятия «Русская матрешка» для детей первой младшей группы Цель: Формирование представления о народной игре, игрушек, забав.

План-конспект комплексного занятия «Русская матрешка» План – конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Тема: «Русская матрешка». Образовательная область: познавательное развитие.

План-конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Красавица-матрешка» цель: Формировать знания детей о русской матрешке задачи: образовательные: Пополнить знания детей об истории русской матрешки; закрепить.

План — конспект НОД в подготовительной к школе группе по музыкальному развитию. Тема: «Защитники страны» Задачи: • развивать патриотизм, любознательность, • развивать интерес к музыкальным видам деятельности; • развивать эмоциональную отзывчивость,.

План мероприятий к проекту «Русская матрешка» План мероприятий к проекту «Русская матрешка» (подготовительная группа) 1. «Матрешка – душа России» (История русской матрешки) - Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»
Опубликовано: 27 июня 2015 в 20:02
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД