План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп

Надежда Лебедева
План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп

Старшая группа

Сентябрь

1.Тема:«Здравствуй, осень!».

Задачи: Расширять и углублять знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.

Формировать представления о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром.

Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Содержание:Чтение «Осень-художница»; Отгадывание загадок.

Игра «Кто больше назовет»; Рассматривание иллюстраций

Октябрь

1. Тема:«Жизнь растений осенью».

Задачи: Расширять и систематизировать знания об изменениях в жизни растений осенью.

Продолжать знакомить с деревьями, кустарниками и травой, уточнить их название.

Содержание:Беседа, д/и «Четвертый лишний», «Назови деревья, кустарники, травы».

2.Тема:«Доброе, хорошее солнце».

Содержание:Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»; Игровое упр. «Желтая песенка».

Ноябрь

1. Тема:«Жизнь животных осенью».

Задачи: Углублять и систематизировать знания о жизни домашних и диких животных.

Формировать знания о приспособлении животных к разным природным явлениям.

Содержание:Беседа, отгадывание загадок, упражнение с таблицей: «Дикие – домашние животные».

Составление рассказа-загадки о любимом или понравившемся лесном звере.

Д/и «Зверье мое».

2. Тема:«Что нам осень подарила?». Аппликация: «Овощи».

Задачи:Продолжать учить намечать простым карандашом контур предмета.

Знакомить с техникой изготовления фрески (равномерно наносить жидкий клей на всю поверхность и сыпать пшено) .

Развивать внимание, восприятие, мышление.

Содержание:Беседа по теме, загадывание загадок.

Д/и «Найди половинку», «Опиши – мы отгадаем».

Игровая обучающая ситуация: дети собрали овощи и поели, не помыв их.

Декабрь

1. Тема: Рисование: «Зимняя береза».

Задачи:Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Береза: летом стоит с листьями, а зимой без них.

Учить рисовать дерево, передавая строение, расположение веток. Содержание: Чтение экологической сказки «Березка».

Рассматривание иллюстраций.

Загадывание загадок. Игра – хоровод «Во поле береза стояла».

Д/и «Кому нужны деревья».

2. Тема:Аппликация: «Снеговик».

Задачи: Учить обрывать бумагу, точно повторяя форму круга.

Составлять из трех заготовленных обрывных кругов задуманный образ.

Развивать воображение.

Закреплять знания о зимних развлечениях.

Содержание:Чтение В. Сутеева «Ёлка», беседа по теме.

Д/и «Хорошо – плохо»

Январь

1.Тема: Мороз, снег, лед.

Задачи: Расширять знания о неживой природе.

Задачи: Закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

Учить делать логические выводы.

Содержание:Беседа, игра «Приметы зимы».

Игра-имитация снежных явлений: ветер, падают снежинки метель…

2.Тема: «Веселые кляксы».

Задачи: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов.

Содержание: Игровое упражнение «На что похоже», «Посмотри и дорисуй».

Февраль

1. Тема: «Снежный хоровод».

Задачи: Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира

Учить видеть положительные и отрицательные стороны данного явления.

Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д.

Содержание: Беседа, игра «Снежки»;

Игровое упражнение «Белый снег».

2.Тема: Мороз – удивительный художник.

Задачи: Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Содержание: Беседа; игровое упражнение «Белый пух»

Март

1.Тема: Животные жарких стран. «Черепашка».

Задачи: Расширять знания о животных жарких стран: особенности внешнего вида (климатические условия, повадки.

Учить сочетать в поделке природный материал (каштан или орех от персика, скорлупу от фисташек) с пластилином; наносить пластилин на округлый предмет, придавая образу выразительность.

Содержание: Загадывание загадок; рассматривание иллюстраций;

Чтение Р. Десноса «Черепашка», продуктивная деятельность

2.Тема: «Пернатые гости».

Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Содержание: Наблюдение за птицами детского сада.

Инсценировка песни «Кукушечка».

П/и «Перелет птиц», Коршун и наседка».

Игра «Я загадаю, вы отгадайте», с использованием схемы-модели «Птицы»

Апрель

1.Тема: «Цветок в горшке».

Задачи: Учить сочетать в поделке несколько видов материала

Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приемы. Рассматривание комнатных цветов.

Содержание:Работа с моделями «Растения».

Игра «Что необходимо растению для роста и развития?»

2.Тема:Цветущие деревья. «Черемуха».

Задачи: Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев.

Познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.

Познакомить с техникой рисования тычком, с помощью ватных тампонов.

Содержание: Игра – имитация «Деревья в разную погоду», «Распускание цветов на деревьях».

Художественно-творческая деятельность «Черёмуха»

Релаксация-медитация «Обними дерево»

Май

1.Тема: «Запестрел цветами луг».

Задачи: Познакомить с многообразием луговых цветов.

Учить создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу.

Закреплять умение создавать коллективную работу.

Содержание: Чтение Я Пиркулиева «Запестрел цветами луг».

Игра «Узнай цветок».

Коллективная работа «Цветы на клумбе».

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов».

2. Тема: "Божья коровка".

Задачи: Учить детей внимательно относиться к окружающему миру.

Продолжать учить сочетать в поделке природный материал (половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином.

Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Содержание: Загадывание загадок.

Исследовательская деятельность: рассматривание насекомого.

Игра «Кто, где живет?», Работа с моделями. Лепка «Божья коровка».

Аутотренинг «Я лежу в траве… .».Д/и «Четвертый лишний».

Подготовительная группа

Сентябрь

1.Тема:Здравствуй, осень!

Задачи: Сформировать у детей обобщенные представления об осени как времени года (изменения в природе: живой и неживой) .

Упражнять в узнавании деревьев, кустарников.

Учить любоваться красотой осеннего пейзажа.

Содержание: Беседа: «Здравствуй, осень; рассказ воспитателя, загадывание загадок, чтение худ. литературы:

Д/и «Чем похожи и чем отличаются лето и ранняя осень?»;

работа с моделями: «Осень»; игровое упражнение «Желтые листья».

Осеннее дерево

2.Тема: «Ветка рябины».

Задачи: Учить рассматривать и анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности: рябинник – сентябрь.

Продолжать учить технике пальчикового рисования.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать любовь к природе, умение замечать красоту осеннего дерева.

Содержание: Беседа по теме. Чтение А. Толстой «Осень»,

Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке»

Загадывание загадки.

Рассматривание ветки рябины.

Практическая деятельность: пальчиковое рисование

(примакивание пальцев рук к поверхности листа) ; игровое упражнение «Рыжие клены»

Октябрь

1.Тема: "К нам приходит Айболит".

Задачи: Уточнить представления о многообразии овощей; формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь моделью.

Учит отражать результаты обобщения в развернутом речевом суждении.

Содержание: Беседа: «Кладовая здоровья на огороде»; отгадывание загадок об осенних плодах;

Д/и «Сад, огород, поле»; Чтение Ю. Тувим «Овощи»

2.Тема: Беседа о перелётных птицах.

Птицы нашего края.

Задачи:Закреплять и расширять представления о птицах. Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов.

Познакомить с конкретными видами птиц нашего края.

Содержание: Беседа, загадывание загадок о птицах;

Д/и «Охотник»; Игра имитация «Птицы», ИОС «Что будет, если не станет птиц?»

Ноябрь

1.Тема:Я и природа.

Задачи: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Содержание: Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»;

Д/и «Природа – не природа», «Угадай, кто это?», «Человек – верный сын природы».

Рассматривание иллюстрации; Круговорот воды в природе.

2.Тема: Эта волшебница вода.

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, океаны и. д) .

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Переход воды в твердое состояние и обратно при резком изменении температуры

Содержание: Рассказ воспитателя: «Круговорот воды в природе». Чтение «Приключения капельки» Т. Николаевой.

Игра с использованием ММЧ (Триз) «Приключения капельки».

Опыты по выявлению свойств воды, снега, льда.

Наблюдения за снегом, изморозью.

П/и «Ходят капельки по кругу.»

Декабрь

1.Тема: «Клуб знатоков леса».

Задачи: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни.

Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать доказательную, связную речь детей.

Содержание: Беседа по теме; Решение ИОС: письмо от зайца - меняться ли ему белой шубкой с белкой»; от кузнечика – почему один жук зеленый, а другой красный?

Д/и «Прогулка по лесу»

2.Тема: "Ангел прилетел! " (подготовка к рождеству)

Задачи: Учить делать поделки, используя природный материал (ракушки).

Расширять знания о празднике. Рассказ воспитателя о Рождестве.

ИОС «Далем хорошие дела».

Совместная деятельность детей

Январь

1.Тема:«Рождественская елка».

Задачи: Продолжать расширять знания о Рождестве.

Содержание: Беседа о празднике, ИОС «Красота живой ели и наряженной искусственной ели».

2.Тема: «Приключение мамонтенка»

Задачи: Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах. Учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных. Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку. Обогащать словарный запас детей.

Содержание: Игровая ситуация «Помоги мамонтенку»,

Работа с моделями.

Дидактическая игра «Чего не хватает?» «Домашние птицы, водоплавающие, лесные»; «Насекомые»

«Найди себе пару» (домашние животные - дикие животные). Дидактическая игра-соревнование «Кто дальше прыгнет».

Февраль

1.Тема:По заповедным местам РМЭ.

Задачи: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охранных природных территориях – заповедниках.

Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процесс игры.

Содержание: Постановка проблемы. Исследовательская деятельность, работа с моделями: «Этажи леса».

Аутотренинг «Ярко свети солнце».

Игра – моделирование «Я создаю заповедник».

2.Тема:Путешествие по жарким странам.

Задачи:Познакомить детей с животными жарких стран и их особенностями.

Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон.

Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с изображением животных разных климатических зон.

Коллективная работа «Мы там, где тепло»; Диафильм

Март

1.Тема:«Загадки природы»

Задачи: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня) .

Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистеме.

Содержание: Беседа, работа с моделями: «Луг», «Лес», «Водоем», «Пустыня». Д/и «Рассели животных»; Д/и «Экологическая цепочка».

2.Тема:«Огород на подоконнике»

Задачи: Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.

Закрепить знания детей об овощных культурах и их семян.

Учить выращивать рассаду из семян.

Развитие связной речи через умение рассказывать об особенностях растений; учить согласованию числительных с прилагательными. Содержание: Экспериментирование «Огород на подоконнике (правила пользования лопаткой, лейкой)

Посадочные работы:лук, укроп, петрушка.

Игра «Волшебные экранчики».

Рассматривание семян, посев семян для выращивания рассады

Знакомство с приемами посадки рассады. в дальнейшем наблюдение за ростом и развитием рассады.

Апрель

1.Тема:Почему земля кормит.

Задачи: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.

Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Содержание:Побеседовать с детьми о почве, рассмотреть иллюстрации с изображением различных почв.

Опыты с землей:

- Есть ли воздух в почве: возьмем кусочек сухой земли и опустим его в воду. Мы заметили появление пузырьков на комочке

- В почве есть вода:

нагреем комочек почвы на огне и подержим над ней холодное стекло. Стекло покроется каплями воды. Какой вывод мы можем сделать?

2.Тема:Весенняя экскурсия в природу.

Задачи: Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери) .

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .

Учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных.

Формировать навыки правильного поведения в природе.

Содержание: Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию?»

Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.

Май

1. Тема:Насекомые в природе родного края.

Задачи: Развивать представления о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни.

Учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Содержание: Загадывание загадок;

Исследовательская деятельность.

Игра «Кто, где живет?», с использованием моделей.

Эколог. игра «С кем дружит муравей!».

Аутотренинг;Рисование «Бабочка»

2.Тема: Лекарственные растения.

Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Содержание: Беседа, загадывание загадок.

Упражнение, «Какого растения не стало?»

Игра «Узнай по описанию».

ИОС: у Коли болит горло, давайте посоветуем ему лечение (календула) ;

У кошечки сильный кашель (мать-и – мачеха) ;

Упр. на релаксацию.

Имитационная игра «Как двигаются растения, если дует ветерок?»

Литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ: Детство-Пресс, 2001. - -160с.

2. ГреховаЛ. И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. - М. :Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. :ВАКО, 2005. -240с.

4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки по разделу «Мир

природы», утренники, викторины, игры / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.-286с.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003».

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003».

7. Иванова А. И. Экологические наблюдения эксперименты в детском саду и растений. – М. :Т. Ц. Сфера, 2005. -240с.

8. Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Методическое руководство для воспитателей детских садов. Казань – 1994.

9. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5-6лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика – Синтез, 2010

10. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. - М. :ТЦ Сфера, 2010. -144с.

11. Мир природы в калейдоскопе игр; сборник экологических настольных игр. – Йошкар – Ола: Государственный природный заповедник «Большая Кокшага», 2010.

12. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию, - М, : Новая школа, 1996.

13. Природа – наш дом (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл, г. Йошкар - Ола, 1995г.

14. Фесюкова Л. Б. Времена года. Комплексные занятия. ХП. : Ан ГРО ПЛЮС», 2008, -208с.

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Презентация на тему: Мир морей и океанов. Презентация на тему: Мир морей и океанов. Подготовлена к занятием по ознакомлению с подводным миром с его обитателями. Цель: расширить и.

Автор публикации:
План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп
Опубликовано: 22 мая 2013 в 22:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...