Лучший педагог года

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет»

Елена Козлова
План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет»

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет»

Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по

вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники;

- способствовать развитию памяти, внимания, образного мышления;

- расширять и обогащать словарный запас детей;

Публикация «План самообразования „Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах

- развивать монологическую и диалогическую речь детей.

Актуальность выбранной темы

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Речь дошкольников бедна по словарному составу, односложна, состоит из простых предложений. Дети не умеют вести диалог, поставить вопрос и построить краткий ответ. Затрудняются при составлении сюжетных и описательных рассказов. Кроме того у детей отсутствуют навыки культуры речи : неумение регулировать громкость голоса, правильно использовать интонацию, темп речи.

Поэтому перед педагогом ДОУ стоит сложнейшая задача: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно построить монолог при составлении сюжетного или описательного рассказа, доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, решила более углубленно изучить приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные направления в работе

1. Учить составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц. Формирование умения детей составлять связный рассказ.

2. Учить детей заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. Работать над выразительным чтением стихотворения.

3. Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Развивать диалогическую речь детей.

4. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

5. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Изучение методической литературы

Сентябрь - май Изучить литературу авторов:

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».

4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с

детьми 4-5 лет».

5. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

Работа с детьми

Сентябрь

Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.

Октябрь

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми.

Организация речевого кружка «От слова к слову».

Октябрь - май

Работа в речевом кружке «От слова к слову» согласно перспективному плану. Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники.

Апрель

Презентация для педагогов ДОУ речевого кружка «От слова к слову».

Май

Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.

Работа с семьёй

Сентябрь

Проведение анкетирования родителей «Приоритетные направления в развитии речи детей». Обработка и анализ данных анкетирования.

Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Папка - передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель:Знакомство родителей с содержанием и методами развития речи детей в ДОУ.

Ноябрь

Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники».

Цель:Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.

Декабрь

Подготовка детей к выступлению на новогоднем празднике. Разучивание стихотворений, песен с помощью приемов мнемотехники.

Цель: Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.

Январь

Консультация для родителей «Пересказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехник».

Цель:Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.

Февраль

Папка – передвижка «Уровень развития речи детей 4 – 5 лет».

Цель:Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.

Март

Подготовка детей к выступлению на празднике «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен с помощью приемов мнемотехники.

Цель: Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Апрель

Консультация для родителей «Рассказ. Учим детей составлять рассказ с помощью приемов мнемотехники».

Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.

Май

Мастер - класс «Учим стихи при помощи мнемотехники».

Цель:Обучение родителей приёмам и методам развития речи с помощью приемов мнемотехники.

Самореализация

Январь

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии

связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ.

Май

Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Мнемотехника - методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит.

Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников «Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников» Тютрина А. Г., воспитатель МБДОУ детский сад № 145 г. Иркутск.

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками» Приветствие Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются) Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху) Выпивали чашку чая (одна ладошка.

Отчет по теме самообразования: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 17:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД