Получи документы

Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста

Елена Арабина
Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста

«Задачи методики музыкального воспитания не могут быть выполнены без тщательного планирования и учета всего хода работы.

Планирование позволяет установить гармонию между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами ее организации. Планирование и учет позволит обеспечить последовательность музыкального развития каждого ребенка и продвижение коллективов детей в каждой возрастной группе. Поэтому планирование можно рассматривать как один из способов управления сложной воспитательной работой. Нельзя осуществить принцип систематичности в применении всех педагогических воздействий, не намечая, что и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей» (НА. Ветлугина). Еще А. С. Макаренко высказывал идею о системе перспективных линий в воспитании детей далекая перспектива - как осуществление намеченной цели, средняя - конкретная цель, на решение которой направлены предстоящие мероприятия, и ближайшая – повседневное планирование.

Публикация «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Неслучайно в сегодняшние дни этот принцип лег в основу планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду, в том числе и по музыкальному воспитанию.

Далекая перспектива, т. е. конечная цель определена «Программой», средняя - планирование на квартал (или на один-два месяца, ближайшая - на каждый день текущей недели.

В дошкольных учреждениях нередко встречается требование от руководителей писать план на год. Это нецелесообразно, так как любая программа предлагает конечный результат для каждой возрастной группы к концу года. Но к этому результату все идут, используя свои методы, средства, темп, учитывая специфику учреждения, особенности условий и, главное, уровень развития детей. Вот почему в основу перспективного плана педагога целесообразно взять более короткий отрезок времени (один или два месяца, квартал).

В таком перспективном плане конкретизируются программные задачи по всем видам музыкальной деятельности с учетом всех форм их ор-ганизации; указывается репертуар (а в течение года учитывается последовательность усложнения репертуара).

Намеченные задачи соответствуют направлению (конечной цели) «Программы», учитывают уровень общего и музыкального развития де-тей, их музыкальный опыт, природные условия, общественно-важные события, традиции детского сада, его основополагающие задачи на этот год.

Форма записи перспективного плана определяется самим педагогом. В качестве примера предлагается следующая схема (таблица 1).

Календарный план (ежедневный) пишется на неделю и составляется на основе перспективного. В нем записывается план музыкальных занятий, игровая деятельность, содержание индивидуальной работы, подготовка или проведение развлечений, праздников.

При планировании фронтальных занятий целесообразно отразить ход занятия, отметить программное содержание по всем видам дея-тельности с учетом намеченного репертуара и этапа его разучивания, отдельные методические приёмы, требующие особой подготовки. Форма записи других организационных форм работы свободная.

В последние годы закрепилось оправданное право музыкального руководителя писать планы в своей тетради-дневнике, а не совместно с планом воспитателя. Это дает ему возможность не ограничивать свои записи площадью, оставленной воспитателем.

В плане воспитателя отмечается лишь содержание работы на определенный час в режиме дня: например, 2-е занятие - музыкальное (по-дробно изложено в плане музыкального руководителя). Но план музыкального руководителя (и перспективный, и календарный) - отчетный документ, и поэтому он должен находиться постоянно в учреждении.

Чтобы проследить динамику музыкального развития каждого ребенка, необходимо определить показатели его развития в каждом виде му-зыкальной деятельности. Показатели определяются особенностями каждого возраста и на основании программных задач. В конце каждого этапа перспективного плана педагог ставит напротив фамилий детей условные обозначения, соответствующие показателям уровня их музы-кального развития. Рекомендуется заносить эти сведения в таблицы постепенно:

• в начале каждого этапа - только положительные результаты (высокий уровень);

• через каждые три недели - промежуточные;

• в конце этапа - окончательные результаты.

Как правило, у детей показатели по отношению к конкретным задачам разные, поэтому один и тот же ребенок может иметь как высокую оценку, так и среднюю, и даже низкую.

При определении уровня музыкального развития ребенка можно брать за основу следующие критерии.

Высокий уровень - творческая активность ребенка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на неко-торое затруднение в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень - ребенок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение ребенка к музыке, к музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в диагностических таблицах необходимо определять показатели музыкального развития выборочно (из 6-8 взять только 3-4, с учетом объективных условий) из-за отсутствия предварительной систематической работы по музыкально-эстетическому воспитанию в детском саду или из-за слабого здоровья детей.

Предлагаем примерную таблицу уровневой оценки музыкального развития детей в старшей группе (таблица 1).

С учетом оценки музыкального развития детей за определенный период, педагог намечает средства, методы на следующий этап, ставит до-полнительные задачи.

Целесообразно для краткости и экономии времени использовать условные обозначения уровней музыкального развития детей :

+ (плюс) - высокий уровень музыкального развития;

- (минус) - низкий уровень;

V (галочка) - средний уровень;

О (ноль) – критический

ИЛИ:

• - красный кружок - высокий уровень;

• - зеленый - средний уровень;

• - синий - низкий;

• - черный - критический. Эмоциональная отзывчивость: U - яркая эмоциональность; — ровное отношение;

П - негативное отношение.

Диапазон отмечается в соответствии с уровнем индивидуального певческого развития каждого ребенка :

Рег - си1; миг до2; догдо2 и т. д.

Хотелось бы обратить внимание на то, что деятельность музыкального руководителя должна быть отражена в годовом плане, во всех его разделах. и «завязана» на ведущих задачах данного учреждения на текущий год.

Все задания выполняются детьми индивидуально, за исключением тех, в которых указано число участников. Знаком отмечены задания, выполнения обязательно для характеристики музыкального уровня детей. Оценка ткачества исполнения проводится по следующим показателям: естественное звучание, чистое интонирование, соблюдение оттенков.

Публикации по теме:

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ Перспективное планирование Основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении [cut=Читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2015 в 15:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД