МААМ-картинки

Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений

Наталья Булаева
Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений

Подготовка к успешному обучению письму и чтению.

Формирование (коррекция) пространственных представлений.

Нейропсихологический аспект.

Актуальность темы.

В настоящее время возросло число детей с нарушениями письма и чтения.

Публикация «Подготовка к успешному обучению письму и чтению, Формирование (коррекция) пространственных представлений» размещена в разделах

Трудности овладения письмом – явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи.

К нарушениям школьных навыков относится ряд отклонений, связанных с неспособностью ребенка овладеть чтением, письмом и счетом и называемых дислексией, дисграфией и дискалькулией.

А. Р. Лурия: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

В функциональную систему письма входят следующие компоненты:

• процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память);

• дифференциация звуков на основе кинестетической информации;

• актуализация зрительных образов букв;

• ориентация элементов буквы; буквы, строки в пространстве;

• моторное программирование графических движений;

• планирование, реализация и контроль акта письма;

• поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.

Виды ошибок при отставании в развитии функции переработки зрительно-пространственной информации

• трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдении строки;

• колебания наклона и размера букв, раздельное написание букв внутри слов;

• трудности припоминания букв, их искаженное написание, замена рукописных букв печатными, замена похожих букв;

• устойчивая зеркальность, то есть замена букв З –Е, У – Ч, б – д, д – в, поворот букв и цифр в противоположную сторону (например, смотрит влево);

• трудности запоминания словарных слов, даже часто встречающихся;

• пропуск и замена гласных, в том числе ударных;

• нарушения порядка следования букв;

• тенденция к фонетическому письму (транскрипционному);

• слитное написание двух слов.

Примеры письменных работ

Развитие пространственных представлений в онтогенезе

Развитие пространственных представлений начинается еще в раннем детстве, они складываются постепенно, проходя несколько ступеней:

Формирование представлений о собственном теле.

Формирование элементарных пространственных представлений.

Формирование квазипространственных представлений.

Нейропсихологи (Семеновмич А. В., Манелис Н. Г., и др.) отмечают, что перечисленные уровни развития пространственных представлений не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Данные представления очень важны для обучения ребенка счету, письму, чтению и другим дисциплинам. Рисование, география, геометрия, алгебра, русский язык и все остальные школьные предметы основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Методы исследования

1. Кубики Кооса.

2. Копирование:

• тест Деннмана (до 5 – 6 лет) – метод копирования фигур;

• копирование проекционных изображений (куб, дом, стол);

• метод Рея - Тейлора (с 6 лет).

3. Самостоятельный рисунок.

4. Понимание логико-грамматических конструкций.

Тест Деннмана

Ребенку предлагается скопировать фигуры в произвольном порядке правой и левой руками. Полноценное выполнение доступно детям 4 -5 лет.

Метод Рея-Тейлора

Ребенку предлагается скопировать фигуру. Методика применима с 6 лет, дети допускают ряд неточностей, связанных с недостаточностью механизмов стратегии копирования, метрики и произвольного внимания. К 9-10 годам наблюдается полноценное выполнение теста. Крайне информативная методика.

Типология пространственных представлений :

Ориентировка в пространстве, правильная организация деятельности в пространстве – сложная деятельность, в которой участвуют как правое, так и левое полушария. Самые простые, рано формирующиеся функции связаны преимущественно с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, то есть схватить целостный образ. Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием. Способ его работы – анализ деталей, частей, и оно не так успешно в объединении частей в целое.

Предлагается следующая типология блоков пространственных представлений, по-разному выпадающих из нормального функционирования при поражениях мозга у взрослых и имеющих свои индивидуальные пути развития в онтогенезе:

1. Стратегия оптико-пространственной деятельности.

2. Осознанное восприятие целостного перцептивного поля.

3. Координатные представления.

4. Метрические представления.

5. Структурно-топологические представления.

6. Проекционные представления.

Стратегия оптико-пространственной деятельности :

• дедуктивная (нормативная) — с последовательным переходом от целого к частям, фрагментам фигуры;

• пофрагментарная— с поэлементным воспроизведением одного фрагмента за другим с относительно выраженным вектором продвижения от одного края перцептивного поля к другому.

• хаотичная — практически без ясной последовательности действий.

Типология блоков пространственных представлений Виды ошибок при нарушениях пространственных представлений у детей

Осознанное восприятие целостного перцептивного поля: возможно игнорирование как левой, так и в ряде случаев правой половины перцептивного поля.

Координатные представления реверсия – зеркальное переворачивание стимула при рисовании, копировании, написании букв и цифр.

Метрические представления ошибки при оценке расстояний, углов и пропорций

Структурно-топологические представления Разрушается целостный образ предмета.

Части целого смещены относительно друг друга

Проекционные представления : Трудности передачи трехмерности объекта на плоскости

Очевидно, что в ходе психического онтогенеза поломка в любом из этих звеньев приведет к аномалии или атипии развития пространственных представлений. Именно поэтому так важна своевременная диагностика и фиксация имеющихся трудностей и их коррекция, независимо от того, какой «диагноз» имеет или не имеет ребенок.

Семенович А. В. : «Парадокс мозговой организации и психологического строения пространственных представлений заключается в том, что их неадекватность редко рефлексируется самим человеком как отклонение в отличие, скажем, от речи или памяти («Я так вижу!»).»

Существует несколько вариантов программ, стратегий формирования пространственных представлений. Все они основаны на методе замещающего онтогенеза. Одна из известных программ – это программа Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Разделы программы «Формирование пространственных представлений»

I.Формирование собственно пространственных представлений :

1. Формирование схемы тела;

2. Формирование элементарных пространственных представлений;

II. Формирование квазипространственных представлений :

1. Пространственные представления в речи;

2. Пространственно-временные и математические представления (десятки, время суток, времена года, месяцы года, дни недели, циферблат);

3. Пространство речи и языка

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование оптико-пространственных представлений и предупреждение оптической дисграфии на логопедических занятиях Воспитанниками группы комбинированной направленности являются дети с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. У многих из.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека игр в подготовительной группе на формирование у детей пространственных представлений ГДЕ СИДЕЛ ВОРОБЕЙ? Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве. Оборудование:.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста .

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению. Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник,.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Научный аппарат исследования. Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Статья «Формирование пространственных представлений» "Формирование пространственных представлений" Формирование пространственных представлений имеет особую роль для всех видов деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 23:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД