Лучший педагог года

Положение о логопедической службе школы

Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Положение о логопедической службе школы

Положение о логопедической службе ГБОУ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о логопедической службе ГБОУ Школа №… (далее Положение) определяет порядок организации деятельности педагогов в работе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопунктов дошкольного и школьного отделения. Итогом логопедического воздействия должно быть формирование речевых компетенций обучающихся.

Публикация «Положение о логопедической службе школы» размещена в разделах

1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-ФЗ;

- Трудовым Кодексом РФ от 30.02.2001. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. №90-ФЗ)

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»)

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре). Приказ вступил в силу с 25.02.2015 № 36204

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»)

- Письмом Минобрнауки России и профсоюза работников народного образования и науки России от 26 октября 2004 года № АФ-94\96 «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.»

- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

-Письмом Минобрнауки от 07.06.2013 г. № ИР-535\17 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

-Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.1998 г. №89\34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»

- Приказом Департамента образования г. Москвы от 09 декабря 2013 г. №823 Ведомственный перечень государственных услуг (работ, оказываемых (выполняемых) государственными организациями. Находящимися в ведении Департамента образования города Москвы.

- Закон г. Москвы от 28.04.2013 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве»

- Приказ Департамента здравоохранения города Москвы № 297 от 01.04.2013 г. «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

1.3. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедической службы ГБОУ Школа №1078

Цель работы логопедической службы – оказание квалифицированной помощи обучающимся, имеющим нарушения речевого развития (первичного характера) через создание целостной системы обеспечивающей оптимальные педагогические условия для предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи у воспитанников дошкольного отделения. А также речевые нарушения, осложняющие учебно-познавательную деятельность учащихся 1-4 классов. Способствовать развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

1.4. Основные задачи логопедической службы :

-выявление нарушений устной и письменной речи обучающихся;

-коррекция нарушений устной речи: формирование и развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование правильного звукопроизношения, расширение объема словарного запаса, усвоения грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- своевременное предупреждение дисграфии и дислексии, обусловленные общим недоразвитием речи (ОНР, своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;

-содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию детей;

- разъяснение и распространение специальных знаний по логопедии (коррекционной педагогике) среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников;

1.5. Положение о логопедической службе принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции Положения и утверждаются директором ГБОУ Школа №1078.

1.6. Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы является правильное понимание логопедом и педагогическими работниками сущности их взаимное дополнение позиций логопеда и педагога в подходах к ребенку, в решении основных задач учебно-воспитательного процесса.

1.7. Логопедическая служба осуществляет свою деятельности в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

1.8. Логопедическое обследование воспитанников, зачисленных в общеобразовательное учреждение, проводится без согласия родителей (законных представителей)

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2.1. Логопедическая помощь обучающимся проводится на базе дошкольного и школьного отделения.

2.2. Логопедическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организуется по результатам обследования городской психолого-медико-педагогической комиссией по г. Москве. Обучение воспитанников с ТНР рекомендовано ЦПМПК по адаптированной основной общеобразовательной программе АООП.

2.3. Логопункты комплектуются на основании заключений Психолого-педагогического консилиума (ППк) школы. В первую очередь на логопедические занятия в логопункты дошкольного отделения зачисляются воспитанники подготовительных и старших групп (если дети соответствующего возраста, нарушение речи которых будут препятствовать успешному усвоению программного материала по русскому языку и чтению в начальной школе. Комплектование логопунктов проходит два раза в год (сентябрь и февраль, на основании заключений ППк школы.

В логопункт школьного отделения зачисляются обучающиеся начальных классов с нарушениями чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, имеющие заключения ЦПМПК ДОгМ. На логопедические занятия зачисляются воспитанники (обучающиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной речи на родном русском языке (фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое надоразвитие; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалиия).

2.4. Индивидуальные коррекционные занятия осуществляются на основании обследования речи детей которое проводит учитель-логопед ГБОУ Школа №1078 с 1 по 20 сентября и с 10 по 30 мая. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.5. Отчисление воспитанников (учащихся) с логопунктов производится в конце учебного года или по мере устранения (полного) у них нарушений в развитии устной и письменной речи на основании коллегиального заключения ППк школы.

2.6. Количество обучающихся с ТНР на ставу заработной платы в год 15 человек, количество воспитанников с ФФНР – 25 человек, количество обучающихся с нарушением чтения и письма – 25 человек.

2.7. Наполняемость подгруппы на школьном логопункте. Определяется на основании инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой.

- с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел. ;

- с не резко выраженным общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел. ;

- с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим недоразвитием (ФН) речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел. ;

- с недостатками произношения – 6-7 чел.

2.8. Непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) воспитанников с ТНР проводится в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.

Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. коррекция звукопроизношения у воспитанников осуществляется индивидуально или в подгруппах. в подгруппы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта. предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости от характера нарушений в развитии устной речи воспитанников.

2.9. Логопедические занятия в дошкольном отделении могут проводится в первой половине дня с 8.00 – 13.00 и во второй половине с 15.00-19.00 с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Занятия учащихся начальной школы с учителем-логопедом проходят во второй половине дня.

2.10. Обучающихся, которые посещают дошкольные структурные подразделения, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатели не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к учителю-логопеду по причине медленного выполнения им задания или любой другой причине. С прогулки воспитанник прийти на занятия к логопеду помогает помощник воспитателя, в соответствии с графиком индивидуальных занятий.

2.11. Периодичность и продолжительность подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий определяется тяжестью и структурой речевого недоразвития. Продолжительность занятий с детьми: ФФНР – 1 год, ОНР – 2-3 года, дети, у которых есть заключение ЦПМПК – в соответствии с заключением.

2.12. НОД в индивидуальной форме или подгрупповой проводится не менее 2 раз в неделю.

2.13. На индивидуальные занятия могут зачисляться воспитанники со сложными речевыми дефектами и дети с нарушением поведения (СДВГ) в связи с повышенной утомляемостью.

2.14. Продолжительность НОД в подгрупповой форме зависит о возрастной группы и в соответствии с СанПиН2.4.1.3049-13, составляет от 15-30 минут. С обязательной динамической паузой в середине занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут.

2.15. Между подгрупповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут. Между индивидуальными занятиями – 5 минут. Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед использует для сопровождения воспитанников. Ведения индивидуальных тетрадей и подготовки кабинета для проведения следующего занятия.

2.16. За пропуски занятий (более одного месяца) без уважительной причины учитель-логопед имеет право отчислить и на освободившееся место зачислить другого ребенка.

2.17. В установленные дни каникул в школьном отделении учитель-логопед проводит занятия только в индивидуальной форме.

2.18. В случае отсутствия обучающегося (воспитанника) по болезни учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим ребенком. Соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся (воспитанников) разного возраста. Или в следующих методических целях:

- посещение уроков\НОД;

- посещение логопедических занятий у другого учителя-логопеда в своем общеобразовательном учреждении;

- разработку рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся;

- оформление промежуточной или итоговой документации;

Подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий.

2.19. День и время проведения индивидуального занятия может быть изменено учителем-логопедом в зависимости от психофизического и соматического состояния обучающихся.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются ППк школы для обследования врачами-специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом, ортодонтом и др.) или на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию ДО г. Москвы (ЦПМПК)

2.21. Ответственность за обязательное посещение воспитанников логопедических занятий несут родители (законные представители, учитель-логопед.

3. ДОКУМЕНТАЦИЯ

Основная документация учителя-логопеда :

3.1. Основная документация учителя-логопеда :

- Список воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

- Речевая карта на каждого воспитанника, зачисленного на занятия с логопедом.

- График работы учителя-логопеда.

- Табель учета посещаемости логопедических занятий.

- Годовой план работы учителя-логопеда на учебный год.

- Журнала обследования устной и письменной речи учащихся.

- Индивидуальный маршрут развития \для детей с ОВЗ.

- Тетради индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (рекомендации родителям)

-Журнал консультаций установленного образца.

- Аналитическая справка о работе за год.

4. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

4.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-педагогического консилиума.

4.2. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов. Профилактику. Коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения родителей и классного руководителя.

4.3. Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей:

- по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии).

- по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным дефектом;

- по охране нервно-психического здоровья детей;

- по адаптации детей к школе;

- по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.

Профилактическая работа логопеда осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях. Методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учетом этих данных в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения родителей и классного руководителя.

4.4. Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи.

Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия.

4.5. Методическая работа направлена на следующее:

- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, разработку рабочих программ коррекционного обучения; изучение передового опыта и обобщение своего опыта; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей логопедов, проводит открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.

4.6. Консультативная работа – консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Учитель-логопед обязан :

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности;

- нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;

- ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;

- вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;

- способствовать формированию общей культуры личности. Социализации.

- обеспечивать уровень подготовки учащихся\воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

- строго соблюдать принципы педагогической деонтологии;

- выполнять распоряжения администрации школы и председателя ППк школы.

-выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

-осуществлять систематическую связь с заместителем директора по УР и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.

Учитель-логопед имеет право :

- на защиту профессиональной чести и достоинства;

- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения;

- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;

- знакомиться с документаций учреждения;

- повышать квалификацию;

- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

- для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.

Публикации по теме:

Фотозарисовка по впечатлениям от выставки «Из века в Век на службе Отечеству»Фотозарисовка по впечатлениям от выставки «Из века в Век на службе Отечеству» Патриотический проект Ростовского дворянства14 апреля с. г. в одном из отделов областного музея краеведения открылась выставка «Из века в.

Интернет-группа как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в Службе ранней помощи Интернет-группа как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в Службе ранней помощи В статье описывается одна из форм сотрудничества.

Занятие по окружающему миру и изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Лесная аптека на службе человека» «Лесная аптека на службе человека»Составила Голикова Е. В. педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДТ с. Арзгир Ставропольского края.

Конспект итогового занятия в логопедической подготовительной группе «На пороге школы» Цели: - Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия «Собака на службе у человека» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Собака на службе у человека Воспитатель: Томилова Валентина Николаевна.

Методические рекомендации по организации работы в Службе ранней помощи в ДОО Наш детский сад был выбран площадкой для организации Службы ранней помощи не случайно. Накоплен значительный опыт коррекционной работы,.

Положение об организации ученического самоуправления школы Положение об организации ученического самоуправления МОУ «СОШ №15»I. Общие положения. 1.1. Органом ученического самоуправления школы является.

Сценарий общешкольного праздника для учащихся коррекционной школы VIII вида «День рождения школы» Авторы: Умарсаидова Наталия Николаевна, учитель коррекционной школы № 1 г. Мурманска; Русских Светлана Михайловна, учитель коррекционной.

Втулки от туалетной бумаги на службе в домашнем хозяйствеВтулки от туалетной бумаги на службе в домашнем хозяйстве В течение года семья тратит очень много туалетной бумаги, бумажных полотенец. И всякий раз, когда заканчивается бумага, остаётся картонный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Положение о логопедической службе школы
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 22:38
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД