Наталья Аристова
Помощь воспитателям при работе с детьми с аутизмом.
Помощь педагогам при работе с детьми с РАС
«… Я не понимаю, что такое лето,
Я не знаю, что это - зима…
Я не слышу шум прибоя
И не вижу радуги цвета.
Я хочу быть с вами вместе,
Бегать, прыгать и читать стихи.
Думать, мыслить и мечтать, как дети
Обнимают солнышка лучи…
Я прошу лишь об одном Вас:
Будьте терпеливы Вы ко мне,
Я люблю Вас, только не умею,
Показать, что чувствую внутри….
Публикация «Помощь воспитателям при работе с детьми с аутизмом,» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Но научная литература бывает не всегда понятна даже опытным специалистам. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют "загадочной болезнью". Конечно, без участия специалистов не возможно решить эту проблему, оказать помощь такому ребенку.
Основные признаки аутизма
Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.
Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.
Рекомендации педагогам:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний; отказывается от учебных занятий; не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами; не играет с другими детьми; самостоятельно не одевается; не умеет пользоваться ложкой; кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, вредный, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.
2. Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т. д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его поведение.
3. Проведите беседу с родителями малыша. В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к специальным педагогам (дефектологам, медицинским специалистам (детским психиатрам, врачам-неврологам) и порекомендуйте провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии с целью выбора программы обучения.
4. Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой (подгруппой) детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов, конструктора «Лего», строителя и т. д.) или попросите помощника воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
5. Во время прогулки держите малыша в поле зрения. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей - находиться на территории своего группового участка, поэтому могут уйти или убежать даже за пределы детского сада.
6. Никогда не заставляйте ребенка есть то, что едят остальные дети группы. Аутичный ребенок, как правило, имеет плохой аппетит и крайне избирателен в еде, поэтому договоритесь с родителями о том, как можно организовать питание малыша. Например, приносить в детский сад какие-либо продукты.
7. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т. д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок не понимает обращенной речи.
8. Помогите ребенку освоить навык самостоятельного одевания и раздевания. Большинство детей с РАС не способны овладеть этим навыком без специального обучения. Это связано либо с нарушениями в моторном развитии ребенка, либо непониманием последовательности действий. Поэтому целесообразно в раздевалке группы разместить схему одевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми.
Советы воспитателю :
1. Соберите все сведения о ребенке
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть
3. Всегда проявляйте доброжелательность
4. Исходите из интересов ребенка
5. Научитесь улавливать минимальное вербальные и невербальные сигналы ребенка (в том числе о дискомфорте)
6. Как можно больше разговаривайте с ребенком, объясняйте смысл происходящего вокруг (эмоционально-смысловое комментирование, при этом дозируйте свое общение.
7. Проговаривайте не только прошедшие события, но и предстоящие.
8. Избегайте переутомления ребенка
9. Подбадривайте в те моменты, когда он испытывает тревогу или страх
10. Благодарите ребенка, если его поведение соответствует желаемому
11. Общайтесь так же как и с его сверстниками в группе. Обсуждайте те же темы
12. Поощряйте и отмечайте его перед группой
13. Не ругайте, если что - то не удается, не замечайте нежелательных действий, если ребенок это делает для привлечения внимания.
14. Используйте ритуалы в нужном русле
15. Не говорите в его присутствии о раздражающих вас его поступках
16. Не ждите. Что ребенок научится сам
17. Ведите себя «правильно» в критических ситуациях:
-увести в тихое место
-отвлечь
-обнять
-позвать психолога
Литература:
Сергей Морозов психопатолог, Татьяна Морозова, статья из январского номера журнала общества помощи аутичным детям "Добро".
Материалы курса повышения квалификации по теме «РАС»,
МКУ ДПО "ГЦОиЗ "Магистр" г. Новосибирск (e-mail : nskmagistr@mail.ru)