МААМ-картинки

Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе

Алёна Артёмовна Шенкнехт
Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе

Речь выступает в качестве основного средства общения людей и является основным инструментом и орудием мышления. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности овладевает культурой речи, которая заключается в умении правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, а также с учетом условий речевого общения и целью высказывания, использовать все языковые средства. Звуковая культура речи является одной из составляющих речевой культуры. Для правильного произнесения звука, индивиду необходимо наиболее четко воспроизвести артикуляционный уклад, артикуляционная моторика должна быть достаточно развитой.

Публикация «Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Понятие артикуляционной моторики носит обширный характер и рассматривается непосредственно с артикуляцией.

Артикуляцией является деятельность органов речи, необходимой для правильного произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. Следует отметить, что артикуляция является сложным многоступенчатым процессом и формируется исключительно у человека.

Артикуляция подразумевает под собой работу речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые человек может различить.

Артикуляционная моторика – это сложная система, которая охватывает артикуляцию звуков речи (моторную речь, совокупность скоординированных движений дыхательного, фонаторного и артикуляционного отдела, которые обеспечивают правильное звукопроизношение, работу высших отделов центральной нервной системы, отвечающих за иннервацию периферических органов речи.

Дефекты речевой моторики у детей выражаются по-разному: в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении тонуса мышц, ощущения от движения органов артикуляции, в наличии синкинезий, гиперкинезов и различного рода апраксических явлений.

Рассмотрим строение артикуляционного отдела периферического речевого аппарата на рисунке 1.

Согласно рисунку, артикуляционный отдел периферического речевого аппарата включает полость рта, нижнюю челюсть, язык, губы, глотку и мягкое небо.

Основная роль в произнесении речевых звуков отводится мышцам языка, также в данном процессе принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, которые поднимают нижнюю челюсть, мышцы шеи.

По мнению Р. И. Лалаевой, нарушение функций, которые связаны с органами речевого аппарата (глотание, сосание, жевание) очень часто проявляются в раннем возрасте и могут быть первопричиной речевых расстройств. Наличие данных признаков свидетельствует о патологии сенсомоторной системы, которая способствует развитию нежелательных явлений в речи.

Как было указано выше, артикуляция представляет собой работу периферических органов речи, иными словами, их моторную деятельность, результатом артикуляции выступает речевой акт, таким образом, понятия «речевая моторика», «артикуляционная моторика» и «речевая артикуляция» являются тождественными.

Артикуляция речи - это работа органов отвечающих за речь, которые нужны для произношения звуков. Органы, отвечающие за речь, включают в себя:

• головной мозг, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы, а при помощи нервной системы к органам, отвечающим за артикуляцию речи, т. е. ее произношение;

• дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка, образующий воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, необходимых для артикуляции;

• органы произношения речи, которые в большинстве своем называются органами речи.

Речевая артикуляция выступает в качестве произвольных движений, которыми ребенок овладевает на раннем этапе речевого развития в дошкольном возрасте. В данном возрастном периоде, механизмы, отвечающие за становление речевой артикуляции, находятся на стадии становления. Стоит отметить, что формирование правильной артикуляции самым тесным образом связано с развитием фонематического слуха.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, которые призваны обеспечивать одно из условий правильного произношения, в дошкольном возрасте артикуляционная моторика находится на стадии становления и отличается низким уровнем произвольности.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 07:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД