Елена Тен
Пособие для детей младшего дошкольного возраста «Занимательный бизиборд»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
(начальная школа – детский сад)
сельского поселения «Село Пушкино»
Бикинского муниципального района Хабаровского края
«Занимательный бизиборд»
Развивающее пособие для детей раннего дошкольного возраста
Автор: воспитатель младшей группы
Тен Елена Александровна.
С. Пушкино, 2019г.
Особенности развития детей раннего возраста
Публикация «Пособие для детей младшего дошкольного возраста „Занимательный бизиборд“» размещена в разделах
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. С началом двигательной активности начинается сензитивный период развития руки. Рука, пальцы, ладошки ребенка — главные органы, приводящие в движение его механизм мыслительной деятельности. Ребенок, совершая действия с игрушками и предметами, получает новую информацию. Он бросает, трогает, перекладывает, сортирует, собирает игрушки и тем самым развивает мелкую моторику рук.
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Для детей раннего возраста развитие мелкой моторики благоприятно влияет на формирование навыка самообслуживания при одевании и раздевании.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. У ребенка раннего возраста вид мышления предметно – действенный. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Методом многократного повторения действий с предметом он добивается закрепления точного двигательного навыка.
Например, так происходит в игре ребенка с развивающей доской-бизиборд, который является не просто игрой, но и эффективным средством всестороннего развития детей. В наше время очень актуально использование бизиборда в работе с детьми раннего дошкольного возраста.
«Бизиборд»- средство развития ребенка раннего возраста.
Бизиборд – развивающая доска
(стенд, модуль) со всевозможными
кнопками, выключателями,
щеколдами, крючками и прочими
маленькими «опасностями»,
которые ребенку трогать
обычно запрещено.
Значение бизиборда :
Игра с доской-бизиборд, удовлетворят любопытство малыша, желание исследовать окружающий мир. В процессе игр и упражнений, у детей развивается мелкая моторика рук, улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность, так же навыки самообслуживания. Манипуляции с предметами, контакт подушечек пальцев с различными материалами тесно связаны с развитием речевых навыков. Так при давлении на кончики пальцев сигнал идет прям в головной мозг, эти сигналы активируют еще не развитые клетки головного мозга, отвечающие за речь, интеллектуальное и физическое развитие детей. Именно поэтому упор на развитие мелкой моторики – важная часть работы педагога с детьми раннего дошкольного возраста. Так же использование бизиборда помогает при адаптации детей к детскому саду. Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется, и нахождение в группе становится для него более комфортным.
Актуальность: «Знания и умения, добытые самостоятельно,
более глубоко проникают в сознание,
и превращают человека в по-настоящему
свободного. Ограждая детей от выполнения
доступных им физических действий,
очень просто причинить
вред подрастающим людям»
М. Монтессори
Бизиборд это полифункциональное пособие, которое успешно используется для игр и развития детей раннего дошкольного возраста. Известный педагог и психолог Мария Монтессори, еще в прошлом веке, заметившая зависимость между развитием тонких движений рук и речи, первая доказала значимость игр в развитии детей с различными бытовыми приспособлениями, которые размещены на специальном стенде. Сегодня такой стенд носит название «доска бизиборд».
Цель: предоставление возможности ребенку познавать мир через тактильное восприятия.
Задачи:
- развивать мелкую моторику, ловкость рук, сенсорные и тактильные ощущения, координацию движений;
- развивать познавательную активность, причинно-следственные связи;
- развивать логику, мышление, внимание и речь;
-способствовать изучению различных цветов, количественных представлений;
- формировать навыки самообслуживания;
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - рук, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Все эти факторы и побудили меня на создание такого пособия для развития детей раннего дошкольного возраста.
Создавая бизиборд, я учитывала требования к организации предметно-развивающей среды, оформив им зону сенсорного развития в группе. Постаралась, чтобы он был доступным, безопасным, функциональным для детей, насыщенным по содержанию, и удобным в использовании.
Изготовила бизиборд в виде плоской доски 60\50см., крепко крепящейся на стене, на которой расположены различные предметы для самостоятельной деятельности детей и дидактических игр. На данной доске можно увидеть различные бытовые предметы, такие как:
-детали логического куба с геометрическими формами и фигурами;
-счеты;
-прищепки;
- шнуровку;
-молнию;
-различные застежки;
-телефонный диск и кнопки;
-выключатели;
-розетки и вилки;
-переключатель;
-спинер, колесики-шестеренки;
-шпингалеты и щеколды;
-пробки; и т. д.
Бизиборд не только игра, но и развитие
«Детей учит то, что их окружает»
Мария Монтессори
Совершая с этими предметами определенные действия, дети учатся: открывать и закрывать дверцы, нажимать кнопки, включать и выключать выключатель, вилку в розетку, застегивать и расстёгивать молнию, ремень, застежки, крючки, щеколды, шнуровать шнурки и прочее. Эти, на первый взгляд, незаметные навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, мышление, воображение, связную речь, формируют понятия цвета, формы. Так же учат детей, пользоваться настоящими предметами в быту, самостоятельно решать задачи различной сложности, формируется важные личностные качества, усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, самообслуживание и уверенность в себе. Все эти игровые манипуляции с предметами в игре на доске-бизиборд. У нас в группе, дети могут проделывать как самостоятельно в режимные моменты, так же и с педагогом и в режимные моменты и в различных образовательных областях. Для этого я использую проведение некоторых дидактических игр в обучении и развитии детей, таких
1. «Шнуровка» Один из видов развивающих игр для детей.
Описание: ребенок зашнуровывает ботинок, застегивает и расстёгивает молнию, ремень и застежки.
Цель: развитие тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также навыков самообслуживания и развитие речи ребенка.
2. «Открой замочки»
Все дети любят возиться с разными замочками: открывают и закрывают их.
Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.
3. «Много - мало»
Описание: Ребенок прищипывает количество прищепок по заданию воспитателя (один - много, какой)
Цель: формирование количественных представлений, основных цветов.
4. «Найди свой домик»
Описание: Ребенок определяет местонахождение геометрической фигуры по трафарету ее формы.
Цель: формирование представлений у детей о геометрических фигурах.
5. «Кто в домике живет»
Описание: необходимо открыть дверку, защелки, чтобы увидеть какое животное там живёт.
Цель: домашние, дикие животные
6. «Найди цветочек»
Описание: Ребенок прикручивает крышку заданного цвета к нужному цветку такого же цвета.
Цель: знания основных цветов.
Используя бизиборд в своей работе, я пришла к выводу об эффективности использования таких «игрушек» для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста.