МААМ-картинки

Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы

марина ковальчук
Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы

Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм раб оты

Идея разработки проекта «Школа для родителей», который объединяет усилия детского сада и семьи, возникла не случайно. В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей – дети.

Публикация «Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы» размещена в разделах

Ведущие педагоги всегда поднимали вопросы взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Сухомлинский В. А. выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребенок, только, что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым.

В этом сложном процессе становления Человеком немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получить удовольствие от этой реализации.

Каждый взрослый, каждый педагог знает, что самую главную и важную роль в воспитании и обучении ребенка, в том, каким он станет, во многом зависит от семьи, семейного воспитания.

С рождения ребенка окружает его семья – первое сообщество, в котором он получает азы правил общения. Родители – главные люди в жизни ребенка, благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается. Родители выводят ребенка в социум и дают первые представления об обществе и о мире вообще.

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Всем известно, что залог успеха – это речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда - это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».

Наблюдая за современными родителями и опираясь на многолетний опыт работы с детьми, мы решили разработать проект «Школа для родителей» по вопросам развития детей и в том числе речевого развития. Для определения основных направлений в работе были разработаны анкеты, которые мы обработали и выявили основные проблемы семей наших воспитанников:

1. Общение или вернее сказать его отсутствие с ребенком и между членами семьи. Родители сами «подсаживают» своих детей на электронные гаджеты. Так проще, так можно сэкономить свое время…

2. Современные родители практически перестали читать своим детям. Во многих семьях полностью отсутствуют детские книги. Пустая трата денег – это самое распространенное оправдание.

3. И конечно двуязычные семьи, которые общаются с ребенком только на своем родном языке, что очень затрудняет общение со сверстниками.

Исходя из полученных данных, был составлен план работы, мы заручились поддержкой администрации МАДОУ (поскольку требовались финансовые вложения) и работа началась.

Для полноценной помощи родителям и детям, к участию в проекте были привлечены специалисты ДОУ: логопеды, психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги по изобразительной деятельности.

Для родителей с детьми с ОВЗ в расписании занятий «Школы» предусмотрены индивидуальные занятия.

Работы «Школы для родителей» делится на два вида занятий: теоретические и практические.

Нашу работу можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента? Поэтому большое значение на занятиях уделяется основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей. На совместных занятиях родители и дети учатся делать массаж биологически активных зон, гимнастику для глаз; обучаются стопа терапии и пальчиковой гимнастике. Большим успехом пользуется корригирующая гимнастика.

Логопеды на своих встречах с родителями знакомят последних с видами нарушения речи, с их причинами и возможностями исправления сложившейся ситуации. Развитие речи в понимании многих родителей– это умение читать (и писать– хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т. е. речевой слух). Овладение грамотой– не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. На семинарах – практикумах наши логопеды показывают всевозможные методы и приемы развития мелкой моторики рук (перебирание крупы, выкладывание картин из крупы, семечек, гороха и т. д.); игры на тактильные ощущения и словесные игры, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, в магазине, на кухне во время приготовления ужина («Угощаю» - вспомнить «вкусные слова», «Ищем слова» - какие слова можно достать из приготовленного мамой обеда, «Опиши предмет», «Чей, чья, чье» и т. д.).

Музыкальные руководители разучивают песенки и готовят концертные номера совместного исполнения мамы, папы и ребенка. Занимаются артикуляционной гимнастикой, дают возможность почувствовать удовольствие от общения с ребенком.

Особая роль в проекте отведена нашим педагогам – психологам. Именно они проводят коррекционную работу с детьми при нарушении психической деятельности. Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В процессе беседы с родителями педагоги - психологи стремятся не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Они самая сильная моральная поддержка для наших родителей в совместной работе.

Педагог по ИЗО проводит мастер – классы по изготовлению поделок родителей совместно с детьми. Особое внимание уделяется пескотерапии. Совместные занятия родителей и детей с ОВЗ дают положительные результаты.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется воспитателями в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры, помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы : игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Мы организуем и проводим совместно с родителями громкие чтения и рассказывание сказок и рассказов с опорой на настольный, пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе. Родители принимают участие в экспериментальной и исследовательской деятельности. Совместная театрализация по прочитанной сказке или рассказу доставляет огромное удовольствие как детям, так и родителям. Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. Совместно с родителями воспитатели закрепляют знания, полученные от специалистов ДОУ.

Для включения родителей в активную игровую деятельность разработаны и реализованы такие совместные проекты как

«Почитай мне мама книжку», который длился два года;

«В краю кедровом» - продолжительность год;

«Россия Родина моя» - продолжительность год;

«Мастера земли русской» - продолжительность год;

«В гостях у маркиза Этикета» - продолжительность полгода;

• «Развитие речи детей посредством ознакомления с художественной литературой» - продолжительность год;

«Защитники земли русской» - продолжительность год;

«Что я знаю о себе?» - продолжительность год и т. д.

По каждому проекту разработана целая серия игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей, которые изготовлены совместно с родителями.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста «Дети как губка всасывают все мысли, манеры и запахи окружения и со временем создаётся очередной живой запрограммированный механизм, обреченный.

Консультация «Повышение педагогической компетенции родителей детей 4–5 л. по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ». Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ. Эту задачу можно.

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи детейПовышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Радость» Управления образования Верховажского муниципального.

Повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через функционирование информационного центра группы Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важнейших института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет.

Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление личности заикающегося дошкольника оказывает семья. В ней формируются.

Повышение компетенции родителей по сенсорному развитию детей раннего возрастаПовышение компетенции родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста Презентация: "Повышение компетенции родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста"Кадошникова А. С. "Повышение компетенции родителей.

Применение нетрадиционных форм работы с родителями Применения нетрадиционных форм в работе с родителями Сидорова Екатерина Владимировна воспитатель, МБДОУ «Медвежонок, «с. Майма» E-mail:.

Родительский лекторий как способ повышения педагогической компетенции родителей В формировании и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта первостепенная роль принадлежит его семье, наличию в ней благоприятного,.

Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие формирования педагогической компетентности родителей детей, имеющих ОВЗ. Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы
Опубликовано: 28 мая 2017 в 12:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД