Лучший педагог года

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое шоколад?»

Ольга Панина
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое шоколад?»

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое шоколад

Образовательная область: «Познание»

Основная деятельность : познавательно-исследовательская

Форма работы с детьми : решение проблемных задач

Возраст : старшая группа

Тема: «Что такое шоколад

Задачи:

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Что такое шоколад?“» размещена в разделах

- совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;

- развивать знания детей о свойствах шоколада;

- активизировать психические процессы в процессе ознакомления со свойствами шоколада;

- развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;

- использовать опыт для нахождения истины;

- воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Материал и оборудование:

Халаты, колпаки для детей и педагога, эмблема на каждого ребенка (Приложение 4, интерактивная доска, проектор, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, салфетки, 2 стакана, клеенка на стол, плитка шоколада, спички, 10 одноразовых ложек, прихватка, посуда для нагревания, стакан для горячего шоколада, штатив, спиртовка, шоколадные сюрпризы, продукты для изготовления шоколада (какао-порошок, сливочное масло, сгущенное молоко, ванилин, сахар)

Ход проведения:

1. Организационный момент.

Педагог просит детей надеть халаты.

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, и работать в лаборатории. Лаборатория, это - то место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием и решает проблему. Сегодня мы с вами тоже попытаемся решить проблему и сделать открытие.

- Посмотрите, к нам пришло видео послание от ребят из младшей группы, давайте послушаем, о чем они говорят.

(Дети садятся на стульчики. Педагог включает запись с фильмом (Приложение 1, в котором показывают малышей с младшей группы. Малыши кушают шоколад и задают вопросы – «Где растет шоколад? «Шоколад - это вредно или полезно?», «Почему от шоколада пачкаются руки»)

- И так, дорогие коллеги, перед нами стоит проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?» Давайте попытаемся её решить.

2. Рассказ с использованием слайдов презентации.

- Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы. А если не в нашей стране он не растет, то, как вы думаете, где? Где может, по-вашему, расти шоколад? (Ответы детей)

- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (Слайд 1, приложение 2). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны (Слайд 2, приложение 2, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы. Когда они созревают, (Слайд 3, приложение 2) и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки. Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (Слайд 4, приложение 2). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Получается какао (Слайд 5, приложение 2). Из этого какао на шоколадных фабриках при добавлении масла и сахара получают шоколад (Слайд 6, приложение 2).

- Итак, мы с вами узнали, дорогие коллеги, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? (ответы детей) Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.

3. Опыт 1. Свойства какао.

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? – (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?

- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

- Итак, дорогие коллеги, мы пришли к выводу, что наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

4. Опыт 2. Свойства шоколада.

- Дорогие коллеги, а теперь давайте определим свойства шоколада.

- Возьмите кусочек шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Сладкий)

- А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, дорогие коллеги, у вас получилось разломать шоколад? – (Да)

- Значит, шоколад имеет свойство ломаться, он - хрупкий.

- А сейчас мы проведем еще одно исследование, мы посмотрим что будет с шоколадом если его нагреть. (Педагог проводит эксперимент.)

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

-Таким образом, дорогие коллеги, мы ответили на два вопроса малышей: «Где растет шоколад? «Почему от шоколада пачкаются руки

5. Рефлексия.

- Ребята, мы сегодня были с вами исследователями и работали в лаборатории, но исследователи еще и волшебники. И мы с вами тоже немножко обладаем волшебными силами. Давайте сейчас с вами сотворим волшебство. Мы отправимся в кондитерский цех и попробуем приготовить продукт, который бы нравился всем, и раскрыть секреты этого продукта?

Физкультминутка:

- Ребята, мы с вами пришли в кондитерский цех.

- Но у всех поваров есть специальная одежда, поэтому предлагаю вам примерить на себя колпаки.

В комнате стоит стол, накрытый скатертью, в тарелочках приготовлены продукты: сливочное масло, сгущенное молоко, какао-порошок, ванилин.

Инструктаж по технике безопасности.

- Во время работы мы с вами будем пользоваться миксером. Включать миксер можно только взрослому и только тогда, когда венчики опущены в чашу. Поэтому миксером работать буду я, а вы будете внимательно смотреть. А ещё перед началом работы нужно обязательно вымыть руки.

1-ая часть эксперимента.

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

- А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Предложения детей).

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то как это можно сделать? (вылить в разные формочки).

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).

2-ая часть эксперимента. Открытие тайны шоколада.

6. ТРИЗ. Д/И «Хорошо-плохо»

- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

- Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо».

Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши старые знакомые Здравик и Фырка и они хотят знать, что вы знаете о пользе и вреде шоколада.

На нашей «волшебной доске» (интерактивная доска) картинки, на которых изображены различные ситуации, которые бывает с нами когда мы лакомимся шоколадом.

Вы должны внимательно посмотреть на картинку, определить, что изображено на картинке, вредно это или нет. Если вы считаете, что шоколад принес пользу нарисованному на картинке человечку, то «придвиньте» ее к Здравику, если шоколад принес вред нарисованному человечку, то «придвиньте» к Фырке.

(Работа с картинками Приложение 3)

Мы пришли к выводу, что шоколад сладкий и вкусный, поэтому нравится большинству людей, он поднимает настроение; но если шоколада съесть слишком много, то будет болеть живот, зубы.

7. Подведение итогов.

С детьми обсуждаются понравившееся моменты, новые впечатления полученные в ходе деятельности. Вносится охлажденный шоколад, разложенный в формочки (продукт деятельности). Дети лакомятся шоколадом собственного изготовления.

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое шоколад?»
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 15:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД