МААМ-картинки

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства камней»

Анна Витюк
Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства камней»

Тема: «Свойства камней»

Задачи:

1. Закреплять представления о речных и морских камнях (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие, многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

2. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность „Свойства камней“» размещена в разделах

3. Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.

4. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.

5. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

6. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Ход занятия:

-У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

-Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если определите, что лежит в этом сундучке. (Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежат камни. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень.)

-Ну что, догадались? Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней.

-Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.

-А давайте для начала попробуем разделить все эти камни на группы, объединив их по какому-либо признаку (Думают, делят, обосновывают.)

После различных группировок, остановиться на двух группах (гладкие и шероховатые-речные и морские)

Речные камни

-Как вы думаете, где можно встретить такие камни?

Эти камни я нашла на реке, а раз нашла я их на реке, то эти камни можно назвать - …. (речные).

Что вы можете сказать про речные камни? Какие они? (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).

Морские камни

А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с речными. Посмотрите на камни, и скажите, чем отличаются эти камни от речных? (думают, обследуют, обосновывают) Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края? (камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные).

-Эти камни мне привезли с моря, значит, их можно назвать… (морские) Как вы думаете, почему они такие? (Ответы.) Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А чем похожи речные и морские камни? (Твёрдые.)

1 опыт: «Определение твердости камня»

- Как вы думаете, камень тверже дерева?

- А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень тверже дерева.

Физминутка

- А сейчас мы с вами поиграем: разделимся на 2 команды-команда девочек и команда мальчиков.

-Под музыку необходимо собрать все камни, которые вы видете на полу. Мальчикам-речные;девочкам-морские. (играем)

- Для проведения следующего опыта, нам необходимо разделится на 2 команды (делимся, рассаживаемся за столы)

2 Опыт: «Определение легкости камня и бруска из дерева.

-Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде?

-Первой команде необходимо опустить в сосуд с водой камень. Второй команде опустить в воду деревянный брусок.

- ребята, что произошло? Какой можно сделать вывод? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)

- А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.)

- Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.)

- Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как?

-В моей коллекции есть и другие виды камней. Какие именно вы узнаете, отгадав загадки:

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Этот очень нужный камень.

Отбивают молотками

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет. (Показать уголь.)

Другая загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

- Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый (фото шахтера)

-Для каких целей нужен человеку каменный уголь? (Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах).

- Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

- Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, для получения соды, стекла. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков.

Опыт № 3: «Прочность угля и мела»

- Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

- А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

-Как вы считаете, уголь и мел прочные? Как проверить?

-Первой команде необходимо опустить в воду кусочек угля. Второй команде кусок мела. Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите? (меняется цвет воды, растворяется)

-Как вы думаете, можно ли есть камни? А человек может питаться камнями? - Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль) (картинка кристаллов соли)

-Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Минерал галит образует под землёй громадные залежи каменной соли. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия.

Опыт № 4 «Кристаллы соли»

-на каждом столе у вас лежат лупы и кристаллы соли, давайте внимательно их рассмотрим.

Подведение итогов:

- Вот сколько интересного мы узнали, рассматривая мою коллекцию.

- Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач.

- На память о нашей встрече я хочу подарить вам по одному камешку из моей коллекции. Если они станут началом вашей коллекции, я буду очень рада, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе нашей Родины.

Публикации по теме:

НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) «Свойства воды, льда и пара» Конспект открытого занятия в старшей группе «Свойства воды, льда и пара» Задачи: Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Посмотри вокруг — интересное рядом! Свойства снега и воды»Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Посмотри вокруг — интересное рядом! Свойства снега и воды» 1. Исследование снега Ребята изучали свойства снега такие, как белый цвет, хрустит, холодный, тает при комнатной температуре, превращается.

Познавательно-экспериментальная деятельность с водой во второй младшей группе В течение этого учебного года частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 199 открытого акционерного общества «Российские.

Экспериментальная деятельность в рамках проекта «Царство камней» ОПЫТ№ 1 «Волшебный мир камней» Подготовила: воспитатели МДОБУ№ 63 Никифорова Г. В. г. Сочи 2017 «Волшебный мир камня.

Конспект занятия «Камни и свойства камней» Тема: «Камни и свойство камней» Дата: Май Программное содержание: Дать понятие о камнях и их свойствах. Развивать познавательные способности.

Лэпбук «Познавательно-экспериментальная деятельность»Лэпбук «Познавательно-экспериментальная деятельность» Лэпбук - это интерактивная папка для детей на заданную тему, он направлен на формирование любознательности детей, знакомства со свойствами.

Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка»Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка» Цели: - знакомить детей с основными свойствами сухого и мокрого песка; - подвести к пониманию значения свойств рассеянного и мокрого.

Экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»Экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка» Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка» Болотова Ольга Юрьевна.

Экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Песок. Свойства песка. Лепим куличики» Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Лепим куличики.» Цель: Развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства камней»
Опубликовано: 17 октября 2018 в 20:39
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД