МААМ-картинки

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России (7 фото)

Вера Качесова
Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России

2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу своей работы, как воспитателя по изобразительной деятельности, я ставлю задачи по ознакомлению дошкольников с традициями народного декоративно-прикладного искусства.

Публикация «Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России» размещена в разделах

В течении всего образовательного года провожу занятия и совместно-партнёрскую деятельность, во время которых сначала изолированно, потом в сравнении с другими, воспитанники получают компетенции по основным видам росписей: дымковской, филимоновской, городецкой, гжельской, хохломской, жостовской и др. ; знакомятся с промыслами по изготовлению изделий из разных материалов: дерева, глины, соломы, шерсти, металла и др., а также способами превращения материалов в изделия, которые своей красотой, яркостью, самобытностью чаруют, на протяжении огромного времени, весь мир.

Процесс ознакомления с промыслами строю на возрастных принципах разумной достаточности. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит на уровне знакомства с элементами декоративного рисования ( линейных: полоски разного характера и направления; геометрических и растительных: ягоды, листья) и применения их на простых формах: квадрат – «платочек», круг – «тарелочка», прямоугольник –«полотенце» или «коврик». В этом возрасте детям доступно освоение знаний о дымковском и филимоновском промыслах, т. к. основной их продукт– игрушка, яркая, нарядная, весёлая. Дошкольникам приятно украсить фартуки барышням, расписать силуэты птичек, уточек, курочек и петушков.

Старшие дошкольники осваивают традиции целого промысла и происходит это на протяжении цикла занятий, который включает в себя: знакомство с промыслом, с определёнными элементами росписи, техникой выполнения и практических продуктивных занятий по росписи бумажных силуэтов традиционных изделий этого промысла. Причём, стараюсь познакомить с техникой украшения разных форм, разными элементами: уже освоенными с добавлением нового. Например, в процессе ознакомления с хохломской росписью детей подготовительной группы, предлагаю украсить сначала простую форму мисочки «кустиком» из завитков, осочек, капелек. «Узор для ложки» дети выполняют на главной веточке - завитке с добавлением завитков, осочек, капелек и ягод красной или чёрной смородины. Для украшения бочонка с мёдом, дети применяют знакомые элементы «травного орнамента» и ягод клубники, малины или крыжовника. В процессе совместно-партнё рской деятельности дети знакомятся с более сложными элементами узора хохломской росписи: птицами, рыбами. Выполняют их по шаблонам или в альбомах по раскрашиванию готовых форм.

Для первого знакомства с каждым промыслом организовываю целое занятие по восприятию искусства, в начале которого стараюсь использовать презентации или видеоролики, которые дают общее представление о данном народном промысле, его традициях, способах производства изделий: лепка, резьба, плетение, ткачество и др. На этом же занятии, в практической части, «раскрываем секреты» работы мастера: подбираем цвета красок, осваиваем приёмы работы, рассматриваем, моделируем схемы построения узора, запоминаем название элементов или их частей. В заключительной части занятия предлагаю в игровой форме, вспомнить все новые «знания» о виде декоративно-прикладного искусства. В этом мне помогают самостоятельно разработанные работающие стенды «Я выбираю» или «Русские народные промыслы», с набором игр и игровых упражнений.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России
Фото №1 год в России объявлен Годом Фото №2 Народные промыслы игрушки прикладное творчество народной культуры и нематериального культурного наследия

На всех последующих занятиях предлагаю транслировать опыт первой встречи с промыслом, для этого применяю разные приё мы: вспомнить и рассказать ребятам, которых не было о промысле; при помощи работающего стенда «Палитра», «подготовить краски для работы», т. е. разместить на стенде только те цвета красок, которые по традиции использует мастер; подобрать или выбрать (если предложено несколько) форму для росписи и др.

Если позволяет комплексно- тематическое планирование, например, друг за другом следуют темы цикла «Человек в мире вещей» : «Рукотворный мир. Посуда», «Рукотворный мир. Одежда» «Рукотворный мир. Мебель», предлагаю к изучению городецкую роспись, т. к. умельцы данного промысла работая с деревом изготавливают посуду, мебель, игрушки и предметы интерьера.

Фото №3 знакомятся с промыслами по изготовлению изделий из разных материалов дерева глины соломы шерсти металла и др

Это вносит разнообразие в освоение традиций промысла. Дети получают возможность построить узор «гирлянда» на полосе, украшая вешалку для одежды, спинку стула или дверцы шкафчика. Для украшения разделочной доски, можно использовать варианты построения узора по схеме «ромб» или «букет», для украшения блюда или столешницы круглого стола – схему построения «венок».

Чтобы знания детей были актуальны на протяжении некоторого времени, познакомившись с двумя, тремя промыслами организую итоговое мероприятие: комплексное или интегрированное, требующее проанализировать промыслы, сравнить, сделать выводы: чем похожи, чем отличаются. Например, таким мероприятиями стали занятия по росписи силуэтов русской матрёшки, народного костюма, русского валенка, игрушек свистулек, по мотивам дымковской и филимоновской росписей.

Желая использовать разные технологии по ознакомлению детей с ДПИ, мною был разработан работающий стенд «Русские народные промыслы России».

Фото №4 а также способами превращения материалов в изделия которые своей красотой яркостью самобытностью чаруют на протяжении огромного времени весь мир

За основу я взяла готовый плакат с одноимённым названием. В готовом виде он представляет собой планшет с маркерами 12 народных промыслов. Возле каждого маркера прикрепила пластиковые «карманчики» для размещения в них результатов выполнения игрового задания. Для каждого задания разработала игровую задачу и подобрала игровой иллюстративный материал.

При помощи стенда и пристендового материала можно систематизировать и актуализировать знания о цветовой гамме, традиционно используемой мастерами разных промыслов («Палитра художника», о материалах, которые исторически используют для изготовления объектов ДПИ («Из чего это делают», поупражняться в различении видов росписи по её базовым элементам («Подбери элементы к росписи», помочь игровым персонажам понять отличия одного вида росписи от другого («Чей предмет потерялся», найти общие признаки в предметах ДПИ и объединить их одним промыслом («Дело мастера боится»).

Фото №5 Процесс ознакомления с промыслами строю на возрастных принципах разумной достаточности Фото №6 В этом возрасте детям доступно освоение знаний о дымковском и филимоновском промыслах т
Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 15:06
+236Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД