Получи документы

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей»

Любовь Акинина
Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кемеровский государственный университет

Центр педагогического образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Дошкольное образование

Практико-ориентированный, игровой, творческий проект

"Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей".

Выполнила:

студентка III курса, группа ЗФО гр. ПДО – 144

Акинина Л. А.

Научный руководитель:

доцент,

Проскурина А. В.

Кемерово 2017

Оглавление

Публикация «Творческий проект „Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей“» размещена в разделах

1. Введение…. 3

2. Проект "Сюжетно- ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей" ….

3. Взаимодействие в семье.

5

7

4. Заключение…. 8

5. Список используемой литературы…. 9

6. Список рекомендуемой литературы…. 10

7. Приложение №1 "Сюжетно- ролевая игра "Семья".

11

8. Фотоприложения…. 15

Введение

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих реальных взрослых.

А сюжетно – ролевая игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

С семьи начинается жизнь человека, она и является первой ступенью социализации, здесь происходит формирование его как гражданина.

Семья была и остаётся хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Поэтому мной был разработан данный проект.

Паспорт проекта : «Волшебный мир игры»

Тема проекта : «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»

Автор проекта : Акинина Л. А.

Участники :воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

Вид проекта – долгосрочный, практико - ориентированный, игровой, творческий.

База проекта – МБДОУ д/с №1 г Топки.

Срок реализации 2015-2016г.

Противоречия: исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Актуальность проблемы заключается в том, что:

-педагоги недооценивают значение игры;

В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.

-низкий уровень развития игры дошкольников;

Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируется у детей.

-низкий уровень психологической готовности детей к школе.

Целью моей работы является осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.

Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:

1) Изучить О. А. Карабанова Т. Н. Доронова Е. В, Соловьева,Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»

2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т. к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.

3) Разработать совместно с детьми старшего дошкольного возраста конспект сюжетно – ролевой игры "Семья".

Новизна проекта : с детьми используются формы интеграции по ФГОС.

II. Проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»

Для того, чтобы начать работу, изучила методическую литературу: О. А. Карабанова Т. Н. Доронова Е. В, Соловьева,Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду", и другую литературу.

Изучив литературу, пришла к выводу, что, прежде всего надо строить работу совместно с родителями, так как родители- идеал для своего ребенка и в первую очередь должны быть сами заинтересованы в дальнейшем развитии детей в социуме.

I этап - подготовительный

Сроки реализации: сентябрь-октябрь 2015г.

Цель -• Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

№ Содержание деятельности результат

1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы).

Изучение Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,

О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме Знание перечисленных документов.

Готовность к применению.

Создание банка данных по проблеме.

2. Насыщение развивающей среды группы : Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)

Игровой набор "Посуда", "Еда", кукольный театр.

Касса, игрушки, газеты, книги, и др. сумки, кошельки, деньги и др. Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.

3. Разработка конспектов занятий, консультации для родителей и т. д.) Конспекты занятий, консультации.

II этап - основной

Сроки реализации: ноябрь-апрель 2015-2016гг.

Цель - • Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;

№ Содержание деятельности результат

1. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается. Обогащение словарного запаса, накопление

социального опыта детей в повседневной жизни;

2. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовке к игре») :

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;

3. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.

III этап - заключительный

Сроки реализации: май 2016г.

Цель: качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;

№ Содержание деятельности результат

1.

22. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья" в старшей группе.

Презентация.

Показ родителям, педагогам ДОУ.

III. Взаимодействие в семье

Особенностью данного проект является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми, в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед, рекомендации и памятки для родителей и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми - воспитателями и родителями.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал. Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе т. к. развитие личности ребёнка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.

IV. Заключение

Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Поэтому педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому через сюжетно - ролевую игру "Семья", которая включает в себя интегрированную деятельность.

Поэтому данный проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей" может быть рекомендован как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как является необходимым звеном усвоения общественного опыта.

Выводы

1. Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.

2. Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов : от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.

3. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды.

Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2011.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2009.

3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2011.

4. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 20011.

5. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М.

7. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 2000.

8. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.

9. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2002. - 176 с.

Список рекомендуемой литературы

1. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2011.

2. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в

3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2009– 96 с.

4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.

5. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника». //Д/в - №7 – 2005.

6. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в № 5 –2012.

7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 2015.

8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 2014. – с. 143.

Приложение 1

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Семья"

Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие :

1 Формирование уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие :

1. Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке»;

2. Развитие творческой активности.

Речевое развитие :

1. Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно- эстетическое развитие :

1. Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

2. Восприятие музыки, художественной литературы.

3. Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".

Физическое развитие :

1. Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна".

Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в стройку, принадлежности для занятия (светофоры на каждого ребёнка, звонок, конструктор, касса.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы: "Как мы разговариваем с членами семьи", "Правила поведения в детском саду, в театре, дома", "Кто, кем работает?"Какая бывает посуда", беседа о том, какими личностными качествами должен обладать воспитатель.

2. Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: рисование и лепка (из теста, пластилина) продуктов питания, изготовление альбома "Профессии".

3. Чтение: "Мама", "Братик", "Работа" Д. Габе из серии "Моя семья", "Я хожу в детский сад" Е. Яниковская.

4. Рассматривание иллюстраций : "Профессии","Сказка "Колобок", "Правила дорожного движения".

5. Дидактические игры: "Дочки- матери", "Приготовим обед", "Накормим друга обедом",расскажи и обыграй сказку "Колобок".

6. Экскурсия к перекрестку.

7. Занятия: по ПДД, "Мамы разные нужны- мамы всякие важны", пальчиковый театр "Колобок"

Работа с родителями: заучивание ролей, изготовление атрибутов, анкетирование «Семейные традиции».

Игровые роли детей: воспитатель, папа, дети, мама, бабушка, Светофор, строители- 3 мальчика, младший воспитатель, сотрудники театра.

Ход игры:

Мы хотим показать сюжетно – ролевую игру «Семья». Утро в семье Ивановых.

Бабушка: Доброе утро, дети, доброе утро внуки! Сегодня в детском саду короткий день. Ты не забыла дочь?

Мама: Нет, мама не забыла, потому что мы сегодня всей семьёй пойдём в театр. Так что будь готова!

Ребё нок: Мама, а что будут показывать в театре?

Мама: Сегодня будут показывать пальчиковый театр «Колобок»

Дети: Ох, ты, должно быть интересно!

Ребё нок: Бабушка, можно тебя попросить?

Бабушка: Конечно!

Ребё нок: Дорогая бабушка, свари, пожалуйста, компот из зелёных яблок!

Бабушка: Хорошо, внучата мои, сварю, да и приберусь в доме!

(Пока все разговаривают, папа читает газету)

Папа: Мне пора на работу! Всем удачного дня! До вечера!

Дети: Пока папа, пока бабушка!

(Мама берёт детей, все берутся за руки и идут в детский сад, а папа идёт на стройку и выполняет ролевые действия, а бабушка остается дома, пылесосит ковер, варит и т. д. Выполняет ролевые действия.)

(В детском саду ребятишек встречает воспитатель)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, Любовь Анатольевна!

Воспитатель. : Каждое утро начинается с зарядки! Предлагаю вам встать в круг, немного разомнёмся! (Зарядка)

(Пока дети делают зарядку, младший воспитатель накрывает на стол)

Воспитатель: Дети, у нас сейчас завтрак, что нам надо сделать?

Ребё нок: Перед едой необходимо помыть руки! (Дети с воспитателем идут мыть руки, на Лизу Б. одевает воспитатель фартук).

Мл. воспитатель: Ребята, проходите за стол!

(Дети садятся за столы)

Воспитатель. : Приятного аппетита!

Дети: Спасибо!

Воспитатель. : Когда я ем – я глух и нем (Дети выполняют ролевые действия за столом)

Покушали?

Дети: Да! Спасибо!

Воспитатель. : Лиза поможет убрать младшему воспитателю (по имени отчеству, а Максим нам расскажет считалку!

(Лиза убирает со стола и ставит подносы с пластилином и светофором на каждого ребёнка. (Дети считают в кругу с воспитателем) Раздаётся звонок на занятие.

Воспитатель. : Проходим за столы на занятие. Ребята, я вам загадаю загадку и вы узнаете, кто у нас в гостях!

Объяснит без напряженья

Детям правила движенья.

Помогает с давних пор

Детям, друг наш… (Светофор)

А вот и он!

Светофор: Здравствуйте, ребята! Предлагаю меня нарисовать пластилином, но сначала я о себе расскажу:

«Слушай и запоминай

И всегда их соблюдай.

Загорелся КРАСНЫЙ свет,

Стой, малыш, прохода нет.

ЖЕЛТЫЙ свет смотри горит

Приготовься говорит.

А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ

Проходи мой друг ученый.

Помни правила движенья

Как таблицу умноженья!»

Возьмите листочки и начинаем работать!

(Дети рисуют пластилином светофор)

В детском саду дети занимаются, играют, а на стройке быстрым ходом идёт работа!

Строитель1 - Мы с рабочими строим дом

Строитель 2 - Высокий дом

Строитель 3 - Пусть поселится дружба в нём!

(Воспитатель - ребёнок и Светофор вывешивают работы детей на доску)

Мама: Дети, пора в театр!

Мама: Любовь Анатольевна, сегодня в театре показывают пальчиковый театр «Колобок». Приходите!

Воспитатель. : Постараюсь придти!

(Дети говорят до свидание и уходят. Они встречаются с бабушкой и папой в театре.)

(Все идут в театр, покупают билеты в кассе, рассаживаются)

Ребё нок: Представляем вашему вниманию пальчиковый театр «Колобок» ,

(Дети обыгрывают сказку за столом)

На этом день в семье Ивановых заканчивается.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство разностороннего развития личности и ранней профориентации дошкольников Период дошкольного детства по праву называют игровым этапом жизни. Этому есть подтверждения в различных психолого-педагогических источниках.

Игра как средство развития коммуникативных навыков Ребенок общителен с самого рождения, он вступает в контакт с матерью, а в моем случае и другими значимыми взрослыми, внимательно отслеживает.

Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей Игры детей с песком начинаются с самого раннего возраста и позволяют им реализовать разнообразные потребности, в том числе в творческом.

Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста» Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста" Выполнила: Майорова.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ»Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ» Введение «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития" Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольникаСюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольника Играть мы любим очень: вы знаете, друзья! Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя! Все мы когда-то были детьми, и наверняка, самые светлые.

Творческий проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей» Творческий проект: "Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошк. возраста". Тип проекта: Творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 19:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД