Папки-передвижки

Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»

Наталия Заикина
Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»

Тема: «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы

с детьми дошкольного возраста, по развитию речи"

I. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.

Публикация «Практикум для родителей „Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи“» размещена в разделах

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем коррекционной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда (воспитателя) и родителей.

Вы, как родители, должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет Вам вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее. Помните: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств

1. Нарушения звукопроизношения.

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (его называют также дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь.

Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах, в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.

2. Нарушения ритма и темпа речи.

Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов:

Первый вид: она или очень замедляется, или очень ускоряется

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения.

Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.

Лечение заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств, физиотерапии).

Второй вид связан с судорожным спазмом речевых мышц. Это заикание

3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

Главное, что хотелось бы здесь подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом.

4. Недоразвитие речи

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения.

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке слогов, искажению слов.

У детей наблюдается недостаточное развитие моторики - они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д.

Со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, но вы должны помогать малышу настойчиво, с любовью и верой в успех. Этими формами расстройств занимается логопед.

Ну а мы на занятиях с детьми по ЗКР учимся правильно делать артикуляционную гимнастику, не мало важную роль отводим играм на развитие фонематического слуха, и развиваем речевое дыхание.

Мы с Вами рассмотрим формы коррекционной работы по формированию и развитию речи.

Основным средством развития речи детей отводится артикуляционной и пальчиковой гимнастике.

Формирование правильного произношения звуков сложный и длительный процесс, когда ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Артикуляционная гимнастика – представляет собой комплекс артикуляционных упражнений, правильно выполняемых детьми

с взрослым.

Основное назначение артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

• Благодаря занятиям, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начинает заниматься логопед; их мышцы будут уже подготовлены.

• Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво. А это является основой при обучении письма на начальном этапе.

Не мало важную роль отводим играм на развитие фонематического слуха, и развиваем речевое дыхание, занимаемся логоритмикой (сочетают в себе движения, речь и музыку)

Развиваем речевое дыхание

Развивать умение правильно дышать при речи особенно важно потому,

что скоро ваш ребёнок приступит к чтению и ему понадобится

полноценное дыхание.

- Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим;

- Важно, чтобы выдох не был резким;

- Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

- Научите ребёнка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки. («Горячий чай»)

- Изобразите море : на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш". Дети постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".

- При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер.

Развиваем фонематический слух

- привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Это птицы поют!",

- Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо, а как большая (громко, пусть ребенок повторит за вами.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

• Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта(«иголочка, лопаточка, чашечка, змейка»)

• Развитие подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами( «улыбочка, трубочка, бублик»)

• Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Если с ребенком занимается логопед, он подберет те упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука.

Если вы занимаетесь с ребёнком самостоятельно, просто для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, то нужно помнить следующее:

- с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту "каша" или ребенок вообще не говорит, надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка», «Грибок»;

- переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. «Часики», «Лошадка», «Змейка».

Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово "звук": "Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове "цапля" есть "ц" или нет?" (Звук "ц" постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть "ц". Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет "ц", и опять спросить ребенка.

Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: "Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье "к"? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает?"

Пальчиковая гимнастика и мелкая моторика, игры с использованием шариков и камешков

• Способствует овладению навыками мелкой моторики, пальцы левой и правой руки необходимо нагружать равномерно;

• Помогает развивать речь ребенка, т. к. идет сопровождение в стихотворной форме;

• Повышает работоспособность коры головного мозга (в каждом стихотворении пальчики загибаются в определённой последовательности)

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение (очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги.)

• Снимает тревожность.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, - тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры

II. Практическая часть с детьми

Показ артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики с детьми:

• гимнастика язычка;(с зеркалом, «уборка в домике»,

• артикуляционные упражнения;(лопатка, иголочка, чашечка, дудочка,

орешки, змейка; улыбочка, трубочка, бублик, слоник пьёт)

• логоритмика (игры на развитие дыхания, на развитие голоса, формирование ритмического чувства)

«Ранняя весна» В один из весенних дней подул сильный ветер. Давайте покажем, как сильный ветер колышет деревья. Поднимем руки, это у нас веточки, носиком вдохнули, а губки вытянули трубочкой. Сильный ветер раскачивает веточки дерева. А сейчас слабый ветерок (слегка качаются, не так сильно раскачивает деревья).

В лесу слышно много звуков, послушайте своими ушками например, как

«скрипит старое дерево»: носиком вдохнули, руку положили на горлышко;

«воет ветре в ветвях деревьев» (от низкого к высокому голосу, помогая пальчиком) «у-у-у-ух»;

«шелестят ветки на ветру»: носиком вдохнули, руки положили на животик «ш-ш-ш-ш»;

«филин» : (от низкого к высокому) «у-У».

С крыши капают сосульки. Сколько капелек упало на землю, посчитайте.

А теперь закройте глаза и послушайте быстро или медленно капают капельки. (стучать по очереди).

Дети вместе со взрослым показывают, как 3 капельки капают медленно и быстро.

• Игры на развитие фонематического слуха

хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• самомассаж и массаж кистей и пальцев рук:

1. потирание ладоней, пока не появится между ними тепло;

2. постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой;

"Игра-массаж "Кусачий котенок"

поочередно на каждое слово стиха «кусает» большим и указательным пальцем ногтевые фаланги.

Кусается сильно котенок - глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе: кыш!

3. Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих)

4. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем - без помощи другой руки;

5. Растопырить пальцы и пошевелить ими;

6. Хлопки:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом

другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

• пальчиковые игры «Превращения пальчиков»: замочек, фонарики,

петушок, рыбка, дельфинчик, волна, лодочка, пароход (гудит):

птичка,

«Белочка» (сжаты в кулачок, разгибают с большого)

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке –сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому….

«Жук» (сжать в кулак, указ. и мизинец развести в стороны, пошевелить

«усиками»)

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте –ка сами

Пошевелить усами!

«Веселые пальчики» (сгибать начиная с мезинца)

Это пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал,

А это пальчик всё съел,

Оттого и потолстел

III. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игры на мелкую моторику

• игры с мелкими предметами (разложи по цвету камешки, по форме, отдели фасоль от гороха и т. д.);

завязывание узлов на тонкой и толстой верёвке;

катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Разминка для родителей.

Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее) .

Здесь главное заинтересовать ребенка, превратить рутинный процесс в увлекательную игру. Например если вы перебираете крупу - вспомните сказку про Золушку, предложите ребенку помочь несчастной Золушке, а потом нарисуйте на крупе улыбающееся солнышко или уча ребенка зашнуровывать ботинки произнесите веселый стишок, сопровождающий каждое движение рук:

Ты хочешь завязать шнурки?

Не бойся, это пустяки.

Берёшь шнурок, петля крючок,

О, чудо! Вышел узелок

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Семинар-практикум для родителей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Искорка»п. Искра Буденновского района» Семинар-практикум.

Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста Тема: «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста» 2. В Федеральном Государственном образовательном.

Семинар-практикум для родителей с детьми «Играйте вместе с детьми» «Играйте вместе с детьми» Цель: Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредствам включения в совместную игровую деятельность. Создание.

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста «В гости на птичий двор» с элементами ТРИЗ технологий Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста на тему «В гости на птичий двор» с элементами ТРИЗ технологий.

Консультация для родителей «Эффективные методы работы с детьми по развитию мелкой моторики» Как известно, значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: • Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. • Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра Дети с расстройством аутистического спектра.

Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ПОДПОРОЖСКИЙ.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте-основа, фундамент для ребёнка» Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка» МКДОУ Облепихинский детский сад Воспитатель.

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи Цель: развитие компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития речи ребенка в семье. Задачи: 1. Расширить представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 18:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД