МААМ-картинки

Православная певческая культура в системе начального музыкального образования

Ольга Володина
Православная певческая культура в системе начального музыкального образования

Православная певческая культура

в системе начального музыкального образования

(из опыта работы с ансамблем православного пения «Ладанка» ДШИ)

Кочанова Ольга Николаевна

преподаватель ДШИ г. Фокино

«Открыть в церкви источник духовного развития и

нравственных убеждений – высшая цель

всякой народной школы:

Публикация «Православная певческая культура в системе начального музыкального образования» размещена в разделах

школа учит человека не многому и не долго,

церковь поддерживает и наставляет его

от колыбели до могилы».

К. Д. Ушинский

Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, музыка Русской православной церкви рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений. Уже со времен Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. Изучение русской православной музыки являлось частью музыкального воспитания в общеобразовательных учебных заведениях России. Однако, в силу определенных причин, эта традиция была прервана.

В начале 90-х годов прошлого столетия, в связи с различными политическими переменами в стране духовная жизнь нашего народа начала возрождаться. Свидетельства этому - возвращение святынь, повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, воскресных школ и многое другое. Россия возвращается к своим истокам. Она вспоминает свои священные гимны, вновь обращается к ангелоподобному пению, способному очистить души поющих и слушающих.

Духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Это один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров.

Изучение духовной музыки в детском вокально-хоровом коллективе – это длительный процесс, органично входящий в повседневную жизнь коллектива. Пение без сопровождения (a cappella) требует от детей высокой исполнительской культуры, большого технического мастерства, в полной мере развивает певцов.

Важным является то обстоятельство, что через произведения, написанные на духовные тексты, дети открывают для себя общечеловеческие ценности религиозной культуры. Ведь начинать изучение духовной музыки с произведений, язык которых не понятен, нельзя, такое исполнение будет формальным, безжизненным и скучным. Дети смогут искренне выразить только то, что по–настоящему поймут и прочувствуют. И не надо опасаться разговоров о скорбящей Богородице или распятом и воскресшем Христе, или о раскаявшемся разбойнике, поскольку темы зла, смерти, греховности, так или иначе, могут затрагивать даже столь юные души. А чувства любви, самопожертвования, душевной щедрости – это те темы, без которых трудно представить истинное взросление детей. Через образы, через эмоциональное переживание осознаются духовно-нравственные понятия. Нужно только правильно преподнести эту тему, зачастую дети способны понять многое глубже и полнее, чем взрослые.

Определяющее значение в работе над духовной музыкой имеет так же личность хормейстера. Именно от его мудрости и профессионализма зависит насколько тонко и глубоко дети сумеют прочувствовать духовную музыку и передать это в исполнении. Беря в руки партитуру духовного содержания, хормейстер должен понимать ту огромную ответственность, которую он возлагает на себя.

Нужно учитывать: чем младше дети, тем более открыты они ангельской чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к святому пению. Если же до 12 - 13 лет не удалось заложить доброкачественную основу, то духовное развитие подростков ничем не ограждено от опасного пути, трудно будет им избежать страшных соблазнов. Поэтому в разных формах нужно вновь искать точки соприкосновения школы с Церковью и церковным пением.

В детской школы искусств г. Фокино уже 10 лет существует ансамбль православного пения «Ладанка». Участниками ансамбля становятся дети разные и по возрасту, и по степени духовного развития и образования. Есть дети, которых привлекло пение именно православных песнопений, других просто заинтересовал необычный музыкальный язык произведений. Но, благодаря общению в этом коллективе, дети чаще посещают храм и приводят в дом Божий своих родителей.

Очень радостно, что участники ансамбля «Ладанка» начали служить в храме. Стало замечательной традицией участие детей в богослужениях.

«Детские» богослужения чрезвычайно важны, ведь на этих литургиях они впервые начинают молиться соборной молитвой, ощущают себя частью Церкви Христовой и приобщаются к истинной вере. Участие детей в церковных службах – это приобщение к духовной жизни, это сама духовная, литургическая жизнь, а не только подготовка к ней.

Пение в церкви – это не просто пение, это – молитва, а как говорят святые отцы, кто молитву поёт, тот трижды молится. А Бог слышит детские молитвы. Дети молятся, и их участие в богослужении очень сильно повлияло на них. Помощь Господа и Матери Божьей не оставляет детей. Они возрастают духом, сознанием, развиваются в музыкальном и духовном плане, ведь детская душа удивительно чутка к правде, подлинности и красоте.

Ведь еще святитель Иоанн Златоуст объяснял: «для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство томления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».

Какие же песнопения могут исполняться вне церкви? Это тропари, кондаки, стихиры, исполняемые на глас, и как авторские сочинения; это отдельные песнопения Всенощного бдения и Литургии (кроме песнопений евхаристического канона). Но более всего для исполнения вне богослужения подходят запричастные концерты. К этому жанру относятся развёрнутые песнопения, посвящё нные различным праздникам: Господним, Богородичным, в честь святого или библейского события.

Репертуар ансамбля православного пения «Ладанка» составляет в основном 2-3-хголосные песнопения, несложные переложения для детского хора или женского.

Конечно, с большой радостью участники ансамбля исполняют рождественские колядки, пасхальные песнопения, духовные стихи и канты. К православным праздникам готовятся отдельные программы. В них - духовные стихи и песнопения, поэтические произведения русских поэтов, положенные на музыку современными авторами (например, С. Никулиной, Е. Богдановой, Н. Обольской, М. Малевича и др.).

Для учащихся общеобразовательных школ в храмах проводятся тематические беседы с участием ансамбля «Ладанка» : «Храм – дом Божий», «Праздников праздник», «О, Всепетая Мати».

Стало традицией ансамбля во время рождественских праздников посещать на дому пожилых людей и приносить им радостную весть о рождения Христа. Это дает детям возможность стать непосредственными участниками созидательных дел милосердия.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что использование духовной музыки в вокально-хоровой работе с детьми, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности, развитию музыкальной культуры, формированию эстетического отношения к окружающему миру при целенаправленной деятельности педагогов.

Как жаль, что многие из нас в детстве были оторваны от Церкви, и сердце недостаточно впитало небесного, божественного! Но тот свет Христов, который коснулся нас и освещает сегодня дорогу наших детей, дает Надежду, укрепляет Веру и согревает Любовью!

И как точно заметил русский поэт Иван Никитин:

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой Хранитель

Все эти слёзы соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

Литература:

1. Барковская С. П. Нравственно-эстетические ценности русского православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки. – М., 1999.

2. Кошмина И. В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе :– Москва, 1994.

3. Пырикова О. В. Очерки по истории русской духовной музыки. Брянск: СПО ВОГ, 2006.

4. Рапацкая Л. А. История русской музыки : От Древней Руси до «серебряного века» : Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Трубин Н. Г. Духовная музыка : Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз. -пед. учеб. заведений. – Смоленск, «Смядынь», 2004.

Публикации по теме:

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания. Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний.

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования Актуальность и перспективность опыта На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности.

Хореографическое искусство в системе дошкольного образования Хореографическое искусство в системе дошкольного образов Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились.

Игра в системе дошкольного образованияИгра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Рождество Христово» по учебнику «Православная культура». Цель: Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово и о его значении. Задачи:Познакомить с основными понятиями христианской.

Педсовет в ДОУ «Преемственность дошкольного и начального общего образования» Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Красноярский край Канский район Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты» Название работы: Преемственность.

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования В законе РФ «Об образовании» придается большое значение развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей. Очень важным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Православная певческая культура в системе начального музыкального образования
Опубликовано: 20 марта 2016 в 15:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД