Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть I)

Людмила Кузьминых
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть I)

часть 2

Представление своего профессионального опыта на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Кировской области». (1 часть)

Кузьминых Людмила Николаевна, воспитатель

МКДОУ детского сада № 19 «Сказка» г. Омутнинска

Влияние сказки на формирование представлений о количестве

у старших дошкольников.

«У каждого ребёнка право есть познать,

осмыслить мир - неведомых открытий,

Лишь стоит ключ заветный подобрать,

К той дверце золотой -

Со множеством событий»

Уважаемые коллеги и гости!

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», которая вышла 24 декабря 2013 года № 2506-р говорится о том, что «изучение математики играет большую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Качественное математическое образование необходимо каждому - для успешной жизни в современном обществе».

Современный выпускник дошкольного учреждения – это ребёнок, который «проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными математическими представлениями….».

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и реализуется в различных видах деятельности.

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления уже с самого раннего возраста.

В старшем дошкольном возрасте воображение является основой для решения простейших задач и устного счёта.

Уже в старшем возрасте отчётливо стоит задача формирования отношения к самому предмету – к математике как науке. Важно, чтобы детям сопутствовал успех. Следует особо подчеркнуть значение участия различных анализаторов в развитии счётной деятельности.

Счёт на слух, по осязанию, счёт движений важны потому, что множества по своей природе бывают различны: мы считаем количество звуков при бое часов, считаем пульс, считаем движения при физических упражнениях, определяем количество предметов по осязанию. Все это нужно в практической жизни.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребёнок познает в процессе самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Исследования Натальи Яковлевны Большуновой показали, что осмысленность и мотивированность заданий в контексте детских видов деятельности существенно усиливают возможности и продуктивность памяти, мышления, воображения.

Практика показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей, я пришла к выводу о необходимости широкого использования познавательного материала на занятиях по математике. И считаю эту тему актуальной.

Результаты диагностики по формированию элементарных математических представлений еще раз убедили в необходимости работы по данному направлению. Было отмечено, что одна из основных проблем старшей группы по формированию математических представлений в разделе «Количество».

Проблему количественных представлений детей дошкольного возраста рассматривали такие учёные и педагоги как Жанн Пиаже, Леонид Абрамович Венгер, Анна Михайловна Леушина.

Не случайно еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что у «хорошего педагога - математика - это урок сельского хозяйства или домашней экономии». Когда речь идет о дошкольнике, то математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью.

А для ребёнка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности, например в сказках "Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и других. Сказку или игру в сказку можно сопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольника.

«Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя,

Они живут повсюду

И нам они – друзья»

Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, борьба со злом - все это «закодировано» в образах сказки. В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями служат различные цифры, геометрические фигуры и также разные герои простых сказок. В сюжет включены разнообразные математические представления.

Так же дети старшего возраста хорошо воспринимают волшебные, исторические сказки и былины. Особый интерес проявляют также к сказкам-фантазиям (по типу детской фантастики). Сегодня сказка – один из немногих способов, объединяющих взрослого и ребёнка.

Целью моей работы стало создание условий для формирования представлений о количестве, основанных на сюжетах сказок.

Формирование представлений о количестве у детей дошкольного возраста с применением сказки будет эффективно формироваться, если:

-содержание сказки включает представления о количестве;

-структура сказки выстроена с учётом дидактических принципов;

-содержание сказки будет интересно и значимо для детей.

В основу опыта легла идея Татьяны Андреевны Шорыгиной о роли сказки в формировании представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик по формированию представлений о количестве посредством сказок.

Работая по данной проблеме, можно выделить следующие принципы работы:

• Принцип педагогического сотрудничества (педагог – дети – семья)предусматривает наличие единства взглядов всех взрослых, достижения единства стиля в работе;

• Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает гибкое применение содержания и методов математических представлений детей в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ребёнка;

• Принцип системности и последовательности – формирование у детей целостной системы знаний и умений;

• Принцип интеграции – оказание комплексного влияния на развитие личности через разные виды деятельности;

• Принцип деятельности - заключается в том, что ребёнок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей деятельности, что способствует активному формированию его деятельностных способностей;

• Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности.

• Принцип наглядности – привлечение различных наглядных средств. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче.

Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Существует два принципа подхода к обучению:

• первый подход – традиционный. Целью и смыслом которого является приобретение определённых знаний, умений навыков по формированию представлений о количестве.

• второй подход – деятельностный. Дети в процессе определенной деятельности должны не выучить что-то, а научиться чему-то, т. е. научиться осуществлять разнообразную деятельность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние сказок на психическое развитие ребёнка» Автор: Солодская Оксана Сергеевна, воспитатель МБДОУ №7 ст. Ладожская «Влияние сказок на психическое развитие ребёнка» Уважаемые родители.

Психокоррекционное занятие «Мячик» (для детей 2–4 лет) Кузьминых Людмила Николаевна МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка" г. Омутнинска Кировской области. Задачи: - сплочение.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть I)
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование – интересный...
Дары осени и пластилинография. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! У нас продолжается жаркая погода и мы на улице играем с пластилином. Детям это занятие нравится, они с удовольствием сегодня...
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...
Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.
Проведя анализ методической литературы, мы можем проследить, обучение детей правилам поведения на улице и дороге широко используют...
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...