Папки-передвижки

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста

Екатерина Филимонова
Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста

В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как общее недоразвитие речи (ОНР) при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушены все ее компоненты : фонетико- фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушена слоговая структура слова. Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, через ряд сменяющихся фраз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания. При нарушенном речевом развитии искажение слогового состава слова существует достаточно длительное время, что свидетельствует о стойкости дефекта, о невозможности самостоятельного его устранения, о необходимости своевременного выявления оказания логопедической помощи.

Публикация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Наиболее характерными являются следующие нарушения слоговой структуры слова :

1. Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуск слога) «маток – молоток»

- опускание слогообразующей гласной «пинино – пианино»

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных «команата – комната»

2. Нарушение последовательности слогов в слове.

- перестановка слогов «деворе – дерево»

-перестановка звуков соседних слогов «гебемот – бегемот»

3. Искажение структуры отдельного слога.

- сокращение стечений согласных «тул – стул»

- вставки согласных в слог «лимонт – лимон»

4. Уподобление слогов «кококосы – абрикосы»

5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение «били били били текарь – библиотекарь»

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

7. Контаминации (смешение элементов слов) «в долодильнице – в холодильнике и хлебнице».

Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова степень знакомства с ним.

Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Проанализировав данные научно- методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. О важности данной проблемы говорит тот факт, своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности мотивационной сферы ребенка, а по данным последних исследование – от особенностей неречевых процессов: оптико- пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно- последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина).

Работа над слоговым составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизацией пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также психических функций. В основу работы над слоговой структурой слова положен принцип системного подода в коррекции речевых нарушений и классификации.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова. Необходимо тщательно и последовательно отработать каждый тип слоговой структуры. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Можно предложить следующие направления в работе над слоговым составом слова :

1. формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.

1.1 Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Например: Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко (высоко-низко).

1.2 Упражнения на развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги).

Например: от ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перекинутых в пространстве. Ребенок должен продолжить ряд.

1.3 Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Например: удержание динамических программ. Это артикуляционные упражнения, упражнения для рук, для тела. Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым (отстукивание, отхлопывание, притопывание).

2. работа над гласными и слогами.

2.1 Работа над гласными.

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных предупреждает замещение гласных и переустановку слогов.

Упражнение 1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков. А-И А-И-О У-А-И-О

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

-на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

- громко, тише, совсем тихо;

- со сменой высоты голоса;

- быстро (либо медленно).

2.2 Работа над слогами.

Упражнение 1. Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов. Берутся слоги :

- с общим согласным Ма-Мо-Му-Мы

- с общим гласным Бу-Ву-Ку

- закрытые слоги МАК-МОК-МУК-МЫК

- прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными

БА-БЯ АП-АПЬ ВА-ВИ УФ-УФЬ

Упражнение 2. Работа над слогами со стечением согласных.

- открытые и закрытые КНА- АКН

- слоги со сменой позиции согласного МНА – НМА

- цепочки слогов МНА-МНО-МНУ-МНЫ

3. Работа над словами.

Упражнение 1. На различение длинных и коротких слов.

Упражнение 2. На отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа. После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряжено. БЫ…СЫ, НЕ…БО, ЛЮ…ДИ

Упражнение 3. Звуковой анализ и синтез.

- подсчет слогов, называние одного, двух и т. д. слогов подряд, либо вразнобой.

- выбор подходящей схемы слова.

- анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечением согласных.

Упражнение 4. На повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

- отличающихся гласными звуками: СУК – СОК МЯЧ – МЕЧ МЕХ – МОХ

- отличающихся согласными звуками: СУК-СУП НОС-НОЖ

- отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА-СОДА ЛУНА-ЛУПА КОЖА-КОЗА

Упражнение 5. С прерстановкой слогов :

ЖИ-ЛЫ ЛЫ-ЖИ КИ-ПЯТ ПЯТ-КИ

4. Отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

4.1. Упражнение на образование словосочетаний;

- образование Р. п. и мн. ч. С использованием слова – много-:

Дыня…. много дынь

Сова…. много сов

4.2. Упражнение на составление коротких предложений с изученными словами.

- предлагается подобрать к названиям редмета подходящее действие (стоит, спит) и составить предложение: Чайник…чайник стоит, Медведь…медведь спит.

-предлагается поставить слова в правильном порядке и назвать предложение: В, помидоры, теплице… В теплице помидоры.

Одним из видов заданий при работе над слоговым составом слова может быть работа со скороговорками. Скороговорки могут состоять из одного предложения. А могут иметь форму короткого стихотворения. Скороговорки сначала читают и обязательно объясняют их значение по мере их усвоения темп произнесения становится средним и ускоренным, но не очень быстрым. При этом ритм обязательно отхлопывается.

В процессе логопедической работы над слоговой структуры слова могут использоваться различные виды игр и упражнений. Однако, работа с детьми, имеющими различные варианты отклоняющегося речевого развития, должна начинаться с младшей группы, что позволит избежать появления тяжелых проявлений искажения слогового состава слова.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Министерство образования РС (Я) МР «Хангаласский улус» МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка» Доклад на тему «Преодоление застенчивости у.

Конспект индивидуального занятия по формированию слоговой структуры в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект индивидуального занятия по речевому развитию (формирование слоговой структуры) в подготовительной к школе группеТема: «Космическое.

Консультация для педагогов «Преодоление нарушений в развитии эмоциональной сферы» Консультация для педагогов «Преодоление нарушений в развитии эмоциональной сферы» Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно,.

Родительское собрание «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один.

Мастер-класс «Игры на развитие слоговой структуры слова» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с видами игр на развитие слоговой структуры слова и их использование в образовательном процессе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 октября 2018 в 23:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД