Екатерина Лукина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Готовимся стать космонавтами»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Готовимся стать космонавтами»
Тема: «Готовимся стать космонавтами»
Цель: совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о космосе. Активизировать глагольный словарь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „Готовимся стать космонавтами“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать связную монологическую речь, фонематическое восприятие, слуховое внимание, общую моторику.
• Воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну.
Ход занятия
1. Оргмомент: игра «Собрались все дети в круг»
Собрались все дети в круг -
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и хором произносят слова).
Ребята для каждого из вас у меня есть загадка:
1. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
(Солнце)
2. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
3. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
4. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
5. Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)
6. Есть окошко в корабле.
Но не то, что на Земле-
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно.
(Иллюминатор)
7. Там все знаки зодиака—
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
Космос
8. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)
Молодцы! Как вы думаете о чём мы сегодня будем с вами говорить?
Мы с вами будем готовиться стать космонавтами.
Проходите к столам.
2. Введение в тему:
Воспитатель: Ребята, какой сегодня праздник?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Какого числа он празднуется?
Дети: 12 апреля.
Воспитатель: Правильно. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек. Кто это был?
Дети: Юрий Гагарин.
Воспитатель: В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель
Навеки будут вместе: Гагарин и апрель!
Чтобы стать космонавтом надо много заниматься, много знать и много уметь. Ребята, а вы хотите стать космонавтами?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем готовиться прямо сейчас!Не забывайте про космическую осанку.
- Ребята, как называется человек, который летает в космос?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Как называется костюм космонавта?
Дети: Скафандр.
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с планетами солнечной системы и найдём планету у которой есть кольца? (презентация)
Вот мы познакомились с планетами солнечной системы, так у какой планеты есть кольца?
Дети: Сатурн.
Воспитатель: Мы с вами уже назвали слова: космонавт, скафандр, Сатурн. Какой звук вы услышали в каждом слове?
Дети: Звук «С».
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы правильно произнести звук «С»?
Дети: Улыбнуться, язычок опустить за нижние зубки.
Воспитатель: А теперь давайте вместе произнесем этот звук (дети произносят звук «с», воспитатель следит за правильным произнесением звука).
Воспитатель: Космонавты должны быть очень внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук «с» и узнаем, кто самый внимательный в группе. Я буду произносить слова, если в слове есть звук «С», то вы хлопаете в ладоши, если нет, хлопать не надо.
Слова: планета, солнце, метеорит, звезда, луна, Сатурн, космонавт.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, кто самый сообразительный. Закончите предложение подходящим словом-действием.
- Юрий Гагарин в космос (что сделал)
Дети: полетел.
Воспитатель: Вокруг земли (что сделал)
Дети: облетел.
Воспитатель: Обратно на Землю (что сделал)
Дети: прилетел.
Воспитатель: Мы тренировались, чтобы быть внимательными, сообразительными, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка:
«Космодром».
Всё готово для полёта, поднять руки вперёд, затем вверх.
Ждут ракеты всех ребят. соединить пальцы над головой, изображая ракету.
Мало времени для взлёта, марш на месте.
Космонавты встали в ряд. встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.
Поклонились вправо, влево, наклоны в стороны.
Отдадим земной поклон. наклоны вперёд.
Вот ракета полетела. прыжки на двух ногах
Опустел наш космодром. присесть на корточки, затем подняться.
Воспитатель: Прежде чем полететь в Космос космонавты стараются узнать о том, что такое космос, о планетах Солнечной системы, то есть космонавты очень любознательные. Мы с вами любознательные?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам составить рассказ о космосе. А чтобы рассказ получился интересным, мы воспользуемся картинками-подсказками.
Ребята, посмотрите на первую картинку и скажите, как раньше люди представляли Землю?
Дети: Раньше люди думали, что Земля стоит на трёх слонах, а слоны стоят на огромной черепахе.
Воспитатель: Но (как вы думаете кто это) астрономы изучали космос и узнали, что Земля. (какая? вокруг чего она вращается)
Дети: Земля круглая, она вращается вокруг солнца.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о солнечной системе?
Дети: В солнечной системе 9 планет: Венера, Марс, Земля, Меркурий, Нептун, Плутон, Юпитер, Уран, Сатурн.
Воспитатель: О чем всегда мечтали люди?
Дети: Люди всегда мечтали полететь к звездам.
Воспитатель: Кто из животных первым полетел в космос?
Дети: Первыми в космос полетели собаки Белка и Стрелка.
Воспитатель: Кто стал первым человеком, полетевшим в космос?
Дети: Первым человеком, полетевшим в космос, стал Юрий Гагарин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ о космосе. Послушайте (воспитатель объединяет все ответы детей в рассказ).
Кто желает рассказать о космосе? Но сначала давайте вспомним правила рассказывания.
Дети: говорить громко, выразительно, стоять прямо и постараться ничего не забыть.
Заслушиваются рассказы детей, в конце каждого рассказа – анализ.
Подведение итогов
Воспитатель: Сегодня мы готовились, чтобы кто-то из вас смог в будущем стать космонавтом. Мы старались быть внимательными, сообразительными. Как вы считаете, вы можете стать космонавтами в будущем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам нарисовать ракету.
Графический диктант "Ракета"