Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

Марина Владимировна Костылева
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

1 слайд

Тема: Интеграция образовательной области «Чтение художественной

литературы» с другими образовательными областями

2 слайд

«Чтение художественной литературы» в названии данной области Программы достаточно точно отражена основная концепция, а именно - не ознакомлять детей с художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать, потому что «чтение – лучшее учение».

Образовательная область «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Через решение основных задач педагогической работы:

• ФЦКМ, в том числе первичных ценностных представлений.

• Развитие литературной речи, а именно знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы.

• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы эстетического вкуса и формирование интереса и любви к художественной литературе.

3 слайд

Прежде, чем говорить об интеграции, мне хотелось бы напомнить вам, что же включает в себя образовательная область «Чтение художественной литературы» или какого ее содержание, а именно:

1. Чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе.

2. Многократное чтение, рассказывание в разных условиях.

3. Свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор.

4. «Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены.

5. Озвучивание, иллюстрирование и т. д.

6. Совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми.

4 слайд

Образовательная область «Чтение художественной литературы» интегрируется со всеми образовательными областями программы.

Наиболее актуальны взаимосвязи:

1. По задачам и содержанию педагогической работы с образовательными разделами: «Коммуникация», «Познание» и «Социализация».

- «Коммуникация» (обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря).

- «Познание» (формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности).

- «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально- этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме).

2. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса с образовательными разделами: «Музыка» и «Художественное творчеств».

- «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений).

- «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).

Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Интеграции между познавательно-речевым направлением и художественно-эстетическим направлением, где Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Вот она интеграция не только самой области Чтение художественной литературы с другими образовательными областями. Но интеграция происходит между направлениями познавательно-речевым, социально-личностным и художественно-эстетическим.

5 слайд

Дети старшего дошкольного возраста воспринимают литературные произведения, а именно как:

- проявляют интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям;

- проявляется у детей способность иногда улавливать подтекст;

- осознаются некоторые особенности формы произведения.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.

Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.

6 слайд

ФГТ требуют от педагогов решение образовательных задач в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослыми (в ходе режимных моментов, в непосредственно организованной образовательной деятельности, а так же в процессе организации детской деятельности т. е в самостоятельной деятельности детей.

Скоролупова, Федина авторы ФГТ предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.

Итак, совместная деятельность взрослого и детей

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

- Коммуникативная деятельность (разговор с детьми, сочинение загадок);

- Игровая деятельность (тетрализованые, сюжетно-ролевые и режиссерские игры;

- Проблемные ситуации;

- Продуктивная деятельность;

- Музыкально-художественная деятельность (различные виды театров).

2. НООД

- Игровая;

- Коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, обсуждения);

- Чтение;

- Музыкально-художественная деятельность (инсценирование);

- Познавательная деятельность (викторины и т. д).

Самостоятельная деятельность детей

1. Самостоятельная игровая деятельность.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность.

3. Самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности.

7 слайд

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции, а именно:

1. Телевидение, видео - и аудио - техника, компьютеры вытеснили книгу из жизни детей.

2. Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры.

Поэтому педагоги ДОУ в соответствии с ФГТ привлекают родителей к участию в реализации образовательной программы ДОУ, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.

При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия).

Задачи, стоящие перед педагогом ДОУ при подготовке детей к школе в процессе организации образовательной деятельности в образовательной области Чтение художественной литературе таковы:

1. Поощрять познавательную активность детей; организовать образовательную среду, стимулирующую познавательную активность.

2. Педагог опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение.

3. Педагог формирует устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства.

4. Уделяет внимание на обогащение словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической стороне речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми.

5. Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания.

6. Вырабатывает потребность ежедневного общения с художественной литературой, учит детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

7. Расширяет круг детского чтения за счет внедрения современных художественных произведений.

8. Создает литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портретов писателей, книг).

8 слайд

Только при таком комплексном подходе можно получить тот результат, на который нацеливают нас ФГТ. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

1. Во время пребывания в ДОУ развивать любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие вопросы, умение решать проблемные ситуации.

2. Любит наблюдать, экспериментировать.

3. Проявлять интерес к познавательной литературе, символам, схемам.

4. Уметь следовать образцу, правилу и инструкции.

5. Иметь общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление.

6. Уметь понимать и описывать изображенное.

7. У ребенка необходимо совершенствовать и обогащать речь, развивать речевой слух и формировать звуко - и слово - произношение.

Публикации по теме:

Мультимедийная разработка НОД «Чудесное приключение кисточки» Вашему вниманию представляю мультимедийную разработку НОД по образовательной области "Художественное творчество" для детей подготовительной.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями
Опубликовано: 29 мая 2013 в 18:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Презентация к НОД в подготовительной группе на тему «Древняя Русь»
В Русской истории много ярких событий, которые люди воспели в преданиях, легендах, былинах. Необходимо знакомить дошкольников с наиболее важными событиями...