Лучший педагог года

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей

Марина Мижераунис
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей

Слайд 1 «Приохотить ученика к учению -

гораздо более достойная задача учителя,

чем приневолить его»

К. Д. Ушинский.

Многие психологи и педагоги занимались проблемой изучения сказки.

Педагоги использовали и используют ее в своей деятельности.

Слайд 2

В настоящее время воспитатели, в том числе и я, взглянули на сказку немного иными глазами и используем ее достоинства более многогранно. Сказки, их содержание, позволяют вывести ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, богато и разнообразно. Поэтому для работы с детьми я использовала следующие виды сказок :

Публикация «Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей» размещена в разделах

1. Познавательные сказки;

2. Авторские сказки;

3. Реалистические сказки.

Они в свою очередь подразделяются еще на некоторые подвиды.

Работая над проблемой «Воспитание сказкой», я ставила перед собой задачи по реализации содержания образовательных областей, которые решала поэтапно,

два из этапов уже отработаны.

I. Этап – «Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка»

II. Этап – «Развитие ЭМП способностей у детей дошкольного возраста через сказку».

Дошкольный возраст завершается к 6-7 годам. Этот период характерен тем, что дети завершают свой первый университет. Но в отличие от студентов настоящих университетов, малыш учится сразу на всех факультетах. Он постигает тайны живого мира и мира неживого, усваивает азы математики и грамоты, музыки и изобразительного искусства. Это в плане образования. А если говорить о воспитании – то все идет из детства. В связи с этим перед воспитателем стоят основные задачи :

- сохранить здоровье детей;

- создать условия для их своевременного и полноценного психического и физического развития;

- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Объединить задачи образования и задачи воспитания очень даже не просто и найти можно множество путей достижения цели.

Слайд 3

Я нашла способ, а помогла мне в этом сказка. Почему именно сказка? Потому, что сказку можно применить в любой из образовательной области. Да потому что искусство, литература, в том числе и сказка – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Сказки для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, такого таинственного, а иногда и страшного и неуправляемого «Тридесятого царства», «Неведомых дорожек». Что же такое сказка? Сказка – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге. Народные сказки знакомы всем, но в науке еще нет единого определения этого жанра. Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести и сатирические анекдоты. Любую сказку можно рассмотреть как – умную.

Мы пока еще не освоили этот мир сказки, порой он нас восхищает, порой пугает! Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, обман и дружба. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Слайд 4

Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для реализации. Правда, они как аккумулятор «заряжают» душу нравственной энергией. Главное – создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения сказки, художественной литературы, проявлялись в окружающей реальности. Наша цель – читая сказки, научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознания ребенка,

побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.

Слайд 5

Отработав несколько лет над проблемой «Воспитание сказкой», я перешла к более узкой проблеме: Сказка как средство формирования экологического мышления у детей дошкольного возраста. Начиная со 2 младшей группы, я много проводила таких занятий, на которых ребята активно принимали участие, не потому что надо, а потому что интересно. Когда – то я прочла высказывание Сухомлинского : «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

И эти слова стали девизом моей работы.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 6

Решая задачу «Сказка как средство формирования экологического мышления у дошкольников», я выделила такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей, раскрывающую окружающий мир, дающую первоначальные представления о природе.

Слайд 7

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Слайд 8

Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Слайд 9

Авторских сказок с экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Слайд 10

Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

Слайд11

В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок вместе с синичкой Зинькой узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.

Слайд 12

И в результате, детская сказочка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, нести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Слайд 13

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы :Как возник мир ; Как произошли люди и животные; Какие явления бывают зимой; Что делают разные животные в зимнее время?

Слайд14

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка (во всех образовательных областях). После чтения экологических сказок мы с ребятами и строим зоопарки, фермы, домики для животных. И считаем вылупившихся птенцов, и помогаем Водяному очистить воду в озере. А на прогулке ищем интересные объекты, о которых можно придумать интересный сказочный сюжет, применив полученные знания.

Слайд 15

На моих занятиях дети так увлекаются, что обучение плавно переходит в самостоятельную игровую деятельность, сотворчество родителей и детей – придумывание сказок о животных, птицах, природных явлениях. Совместно с родителями и детьми придумали свои первые экологические сказки и рассказы. Составляя экологические сказки вместе со своими детьми, родители по моим рекомендациям придерживаются основных принципов:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.)

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Слайд16

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи :

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

Слайд 17

Дети охотно рисуют иллюстрации к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители с удовольствием подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с воодушевлением рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями.

В группе ребята уже сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, о животных, птицах, насекомых. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.

Слайд18

Обыгрывая небольшие сказки или сюжеты, мои воспитанники в качестве гостей приглашают ребят из других групп. Ребята оттачивают свои актерские способности, стремятся проявить себя в образе какого-либо персонажа. Ребенку ближе образы экологических объектов, чем человеческие личности и кризис их отношений. Дети с удовольствием изображают цветы под солнцем, деревья на ветру, ведущих разговор птиц и т, д. Использование экологического сюжета сказок в театрализованной деятельности дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

Проводимая мной работа доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Сдайд19-20

Совместная деятельность, как с детьми так и с родителями в этом направлении способствует тому, что дети моей группы, а так же и я принимаем участие в экологических конкурсах, соревнованиях, и показываем неплохие результаты.

Слайд21

Много было проведено совместных праздников, развлечений с родителями.

Слайд 22

Ребятам очень полюбились сказочные занятия, и я с уверенностью могу сказать, что основание в фундаменте знаний, было заложено в нашем «Доме Радости». Результаты диагностического обследования показывают положительную динамику.

Слайд23

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! Слайд 24

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Деловая игра для педагогов «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ игры: «ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ» Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в.

Фестиваль методических идей (фотоотчет)Фестиваль методических идей (фотоотчет) В нашем городе часто проходят такие мероприятия. В одном из них я приняла участие. В презентации я рассказала коллегам о своём увлечении.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является.

Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ)Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ) Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказки как средство экологического воспитания дошкольников В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 20:44
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД