Получи документы

«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Верхотурова Татьяна Анатольевна
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Деятельность по самообразованию

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчан Янош.

Тема по самообразованию: «Актуализация сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

Публикация «„Сюжетно-ролевые игры“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Владимир Даль в своем словаре дает следующею интерпретацию слову «играть» - это значит: шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время с потехой, заниматься чем – либо для забавы от безделья и скуки.

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра, так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию "Актуализация сюжетно ролевой игры в социализации личности ребенка". Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры, сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, и организовала кружок «Почемучка» на бесплатной основе, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.

Для начала любой работы необходимо поставить цель, я её определила так «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить научно - теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей каждой возрастной группы;

2. Создать развивающую предметно-игровую среду;

3. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей: (проведение консультаций, создание базы - совместно с родителями изготовление материалов к сюжетно ролевым играм).

Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой мной строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.

Исходя из этого выделила 3 группы методов, по которым строю свою работу :

Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации, в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре

Играя с детьми я стимулирую к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу. Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Совместно с детьми мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми, событиями, помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .

Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)

Вместе со мной дети 2 ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправляются в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название, это «башня», это «гараж», используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете, развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города»).

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Ведь игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов м родителей потому как игра ориентирует детей на соблюдение определённых правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети требующие особого подхода также учится управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.

План по самообразованию.

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам сюжетно- ролевых игр в воспитании ребенка.

-Изучение специальной методической литературы по данной тематике.

-Изучение опыта работы воспитателей других ДОУ.

Ожидаемые результаты:

-проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по сюжетно- ролевым играм в социализации личности ребенка.

-приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности ребенка дошкольного возраста по средствам сюжетно- ролевых игр.

2. Сотрудничество с педагогами МА ДОУ ДС г. Благовещенск № 28 корпус -3:

- консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка»

-беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру.

- выработка конкретных рекомендаций по индивидуальной работе с детьми по данной теме.

- совместная деятельность: подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.

Ожидаемые результаты:

- проявление навыков профессиональной взаимопомощи;

-обмен опытом между педагогами по данной теме;

- укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно- ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми.

3. Практическая работа с детьми :

- планирование кружковой работы с детьми, направленной на приобщение детей к сюжетно-ролевым играм как средство социализации личности ребенка;

- переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру.

Ожидаемые результаты:

- приобщение детей к сюжетно-ролевой игре как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.

4. Практическая работа с родителями :

- родительское собрание «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям

- индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру.

- оформление попок передвижек по теме;

- день открытых дверей.

Ожидаемые результаты:

- становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;

- активное участие родителей в жизни МАДОУДС.

5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта;

- участие в мероприятиях по данной теме;

- отчет по теме «Актуализация сюжетно-ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты:

- использование в своей практике лучшего опыта педагогов, работающих в данной области.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры детей»Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры детей» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы) «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы. Володина Елена Васильевна «Сюжетно-ролевые игры в развитии.

Играем в сюжетно-ролевые игры. «Рынок» (средняя группа)Играем в сюжетно-ролевые игры. «Рынок» (средняя группа) Одним из любимых сюжетно-ролевых занятий у детей 4-5 лет остается игра в магазин, в которой ребятам наиболее легко воплотить опыт из жизни.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Сюжетно-ролевые игры дошкольников с использованием музыки Современные ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного.

Родительское собрание «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Групповое родительское собрание на тему «Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Повысить уровень компетенции.

Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания,.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. В дошкольной работе с детьми выделяется ряд уровней развития сюжетно-ролевой игры как особого вида игровой деятельности ребёнка. 1. УРОВЕНЬ.

Сюжетно-ролевые игры дошкольников «Армия» СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ «Армия» Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре : - расширять, конкретизировать.

Сюжетно-ролевые игры — «Мы строители» Введение. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм учат вживаться в образ того или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 11:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД