Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»

Вика Яшина
Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»

Природа – не только великий учитель, она,

прежде всего, еще и великий воспитатель.

Сухомлинский В. А.

Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

1.1. Актуальность создания проекта

Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я решили разработать проект по экологическому воспитанию на тему: «Сибирские леса- всему свету краса».

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

- образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- работа с родителями.

1.2 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта:

Цель:

Активизировать знания детей о природе, учить использовать их в жизни и деятельности. Способствовать развитию самостоятельной, познавательной, творческой активности детей в разных видах деятельности. Донести до сознания детей, что лес – наше богатство и здоровье. Сформировать представление о том, как трудна жизнь животных в грязном лесу.

Задачи для детей:

Образовательные: учить видеть красоту природы, учить выявлять самостоятельно проблему, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, систематизировать знания о лесе, его обитателях, растительности.

Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование и творческие способности детей, развивать интерес к родной природе, через рассматривание картин известных художников, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, воспитывать к ней и ее обитателей бережное отношение.

Задачи для родителей:

• способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.

• формировать у родителей потребность в знаниях об экологической культуре в жизни и желание передавать их детям собственным примером.

Ожидаемые результаты:

Я, предположила получить следующие результаты:

• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы и творческое самовыражение воспитанников.

• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

• Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

• Пополнится развивающая среда в группе.

• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей • Обогащение уровня экологических знаний родителей.

• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

• Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Продукт проекта:

1. Мини-музей в группе «Чудо дерево»;

2. Макет «Сибирские леса –всему свету краса!»;

3. Кормушки для выставки «Птичья столовая».

2. Основная часть

2.1 Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 21 недель: с «12.10.2015» по «02.03.2016»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №4, родители воспитанников, педагог: Яшина Виктория Викторовна

Срок реализации: средней продолжительности

Этапы проекта:

1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

2.2 План мероприятий

1. Организационно-подготовительный

Срок – октябрь 2015года

а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.

б) Обогащение экологической развивающей среды.

в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

г) Мониторинг детей по экологическому воспитанию.

д) Родительское собрание «Воспитание детей, через любовь к природе».

2. Основной

Срок: октябрь-январь 2015-2016гг.

а) Обоснование эффективности применения форм и методов реализации проекта.

б) Реализация поставленных задач.

в) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.

г) Разработка методических рекомендаций для родителей. [Приложение1]

3. Заключительный

Срок: февраль- март 2016 года.

а) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.

в) Драматизация фрагментов сказок.

г) Итоговый мониторинг реализации проекта.

д) Представление материалов проекта для участия в ярмарке детских тематических проектов «Я и природа».

2.3 Формы, методы и направления работы:

-познавательная деятельность –экспериментирование, опыты;

-чтение художественной литературы - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

-продуктивная деятельность–рисование, лепка, аппликация, ручной труд;

- театрализованная деятельность;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- игры;

- разные формы бесед;

- создание мини-музея в группе «Деревянных изделий», макета «Сибирские леса – всему свету краса!»;

- взаимодействие с семьей;

- участие в ярмарке детских проектов «Я и природа»;

- родительское собрания по теме «Воспитание детей, через любовь к природе», консультация экологической направленности для родительского уголка на тему: «Воспитание любви к природе». [Приложение 1]. Разработка памятки для родителей по экологии для родительского уголка «Прогулка в природу» [Приложение 2]

Направление работы:

- развитие речи;

- развитие логического мышления;

- развитие коммуникативных качеств у детей;

- обобщение представлений о природе;

- пробуждение воображения и фантазии;

- пробуждение интереса к природе.

2.3 Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

• Педагоги

• Родители

• Дети

• Музыкальный руководитель

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотека книг с экологическим содержанием;

- животных, растений.

Методическое:

• теоретическая и методическая литература;

• периодическая печать.

Информационное обслуживание проекта:

• Интернет-сайты;

• Выпуск фотоотчетов.

3. Заключение

Реализованный с выпускниками группы «Капелька» и их родителями проект «Сибирские леса- всему свету краса» позволил прийти к следующим результатам:

Активное участие в нашем проекте приняли родители, с большим удовольствием приняли участие в изготовлении поделок из дерева для мини музея «Деревянных изделий», в выставки кормушек «Птичья столовая», в изготовление макета «Сибирские леса – всему свету краса!» поделки были разнообразными, творческими. Во время проведения выставки дети эмоционально делились, как и из чего сделана их поделка и кормушка.

Дети открыли для себя много нового о пользе деревьев. Родители с благодарностью отметили, что дети стали проявлять заботу и внимание к природе.

В начале проведения проекта и в конце проекта я провела диагностику и выявила уровень экологической воспитанности детей и на сколько плодотворно и качественно был запланирован проект. Дети получили расширенные знания: о строении дерева, о пользе деревьев для людей, животных, насекомых, птиц. О деревьях нашего региона, о необходимости беречь и сохранять лес.

Со всеми поставленными совместно исходя из интересов детей задачами, мы справились.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется педагогами в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Я считаю, что мой проект был плодотворным и насыщенным, а главное интересный детям. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжить работу в этом направление.

Список информационных ресурсов:

1. Антипина, Г. Войди в лес другом! / Г. Антипина, Л. Чупрова, Е. Калараш // Дошкольное воспитание. – 2011. - N 8.

2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009.

3. Гончарук, Н. День рождения цветка / Н. Гончарук //Дошкольное воспитание. – 2010. - N 7.

4. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство: Учитель, 2008

5. Жуковская Р. И. «Родной край» пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1985.

6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О. С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2010. - N 1

7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

8. Лучиг М. В. Детям о природе. - Москва 1973.

9. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

10. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

11. Рыжова Н. А. «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

12. Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие / С. А. Суркина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005

13. Шигина Л. А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10.

14. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011\

15. Экология и безопасность: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 27–28 ноября 2013 года

Сайты и порталы: «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Calameo» и др.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «По секрету всему свету я о цвете расскажу» Оглавление Введение …. Глава 1 …. Глава 2 …. Заключение ….

Конспект экологического занятия в детском саду с элементами нравственного воспитания «Животные леса» Целевая аудитория: средняя группа детского сада. Тип занятия: интеллектуально-развивающий. Форма проведения: обобщающая беседа с использованием.

Паспорт краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова» для подготовительной группы Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб- всему голова» Цель проекта: обогащать знания детей о хлебе, сформировать представления.

Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа)Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) ПРОЕКТ «Хлеб всему голова» Автор проекта воспитатель Гуськова Светлана Вячеславовна Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный.

Фотоотчет о реализации проекта «Хлеб — всему голова!»Фотоотчет о реализации проекта «Хлеб — всему голова!» На базе нашего сада проходил семинар на тему "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" для педагогов Краснодарского.

Сценарий летнего музыкально-экологического праздника «День рождения леса» Выход детей на площадку. Звучит песня «Улыбка» (м/ф «Крошка Енот», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) — дети подпевают и хлопают..

Сценарий экологического праздника для детей старшей группы «Репортажи Дятла из зимнего леса» Цели и задачи: - формировать навыки культуры поведения на природе; - воспитывать чувство жалости и сострадания ко всему живому; - воспитывать.

Викторина «Хлеб — всему голова» с детьми старшей группы в рамках проекта «От зернышка до булочки» Цель. Обобщить и систематизировать знания детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Сценарий экологического праздника «Защитник леса» «Защитник леса» Ход мероприятия: Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята. Добро пожаловать на нашу солнечную полянку. Ребята а вы любите.

Образовательная деятельность в рамках экологического проекта «Посадка лука» Экологический проект: «Что нужно луку для роста?» часть 2 Образовательная деятельность «Посадка лука» Программное содержание: показать значимость.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
Автор публикации:
Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 08:58
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...