Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр

Елена Швейкина
Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр

Сегодня в дошкольных учреждениях много делается для решения такой важной задачи патриотического воспитания, как приобщение детей к культуре своего народа и развитию их национального самосознания.

В нашем детском саду дети знакомятся с эвенкийской, бурятской и русской культурой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.

Как показывает практика, наиболее эффективным, универсальным методом закрепления знаний и умений, является дидактическая игра.

Чтобы помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об историческом прошлом жизни людей, населяющих республику Бурятия: бурят, русских, эвенков, был разработан комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста. Все они входят в целостный педагогический процесс детского сада.

Содержание дидактических игр.

Раздел 1. Народная игрушка

Дети сравнивают игрушки по внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, составляют описательные рассказы, играют с игрушкой.

*

«Четвертый лишний»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить представления о народной игрушке.

Материал. Карточки с изображением четырех игрушек, одна из которых изготовлена из другого материала. Например: 3 соломенных куклы, одна глиняная. Фишки, ленточки.

Игровые правила. Быстро найти лишнюю игрушку и закрыть ее фишкой.

«Из чего сделана игрушка?»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о материале, из которого мастерили куклы (соломенные, тряпичные, их названия.

Материал. Куклы или их фотографии. Карточки с изображением материала, из которого их мастерили (солома, лоскуты ткани, трава, зола, крупа, цветные нити и т. д.). Вместо карточек можно приготовить настоящий материал.

Игровые правила. Подобрать нужный материал для изготовления куклы.

«О чем рассказывает игрушка?»

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о народных игрушках: внешнем виде, материале, способе изготовления. Развивать связную речь, умение слушать товарища, дополнять его рассказ. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию.

Материал. Игрушки, бусины.

Игровые правила. Дети по очереди вынимают из сундучка по одной игрушке, показывают остальным, рассказывают о ней все, что знают и видят. Остальные игроки дополняют.

Раздел 2. Жилище.

Закрепление представления о материале, из которого построено жилище, о внутреннем устройстве и убранстве.

Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр

«Найди отличия»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать строения, замечать украшающие элементы здания. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал. Парные карты с изображением архитектурных построек, отличающиеся друг от друга мелкими деталями. Фишки.

Игровые правила. Дети сравнивают изображения, находят отличия.

«Отгадай-ка»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о жилище эвенков, бурят и русских. Упражнять детей в составлении описательного рассказа о предмете, не глядя на него, выделяя существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.

Материал. Макеты чума, юрты, избы. Камешек.

Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы игроки не сразу догадались, о каком жилище идет речь.

«Сравни дома»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать строения, замечать сходство и различия построек. Развивать мышление.

Материал. Парные карточки с изображение разных жилищ: изба – чум, юрта – изба, чум – юрта. Можно использовать макеты или изображение домов в компьютере. Фишки.

Игровые правила. Назвать как можно больше сходств и отличий.

«Придумай рассказ»

Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель: предметные картинки, изображение людей, домашних животных. Закрепить знания об устройстве жилья, надворных постройках бурят, русских, эвенков.

Материал. 3 рамочки, которые располагаются на доске или фланелеграфе, между ними стрелки. Набор картинок: дети, одетые в национальные костюмы, юрта, изба, чум, колодец, коновязь, очаг, печь и другие предметы жилья и надворные постройки. Можно использовать компьютер.

Игровые правила. Дети составляют рассказы, используя наглядные модели.

«Путешествие по родному селу (городу)»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания о некоторых достопримечательностях родного села или города, о транспорте, труде жителей. Воспитывать любовь к малой Родине, желание узнать о нем как можно больше.

Материал: Фотографии.

Игровые правила: по сигналу находят необходимые фотографии, составляют рассказы.

Раздел 3. Предметы быта, орудия труда.

Содержанием игр является ознакомление с бытом, трудом, материалами и инструментами – с процессом изготовления вещей. Ремесла.

«Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с традиционным бытом и трудом бурятского, эвенкийского и русского народа. Закрепить знания о назначении предметов обихода, орудий труда. Развивать внимание, сообразительность, активность и самостоятельность.

Материал. Камешек или фишка.

Игровые правила. Назвать орудие, предмет, который понадобится для выполнения трудового действия. (Например: стирка белья - ведро, корыто, стиральная доска, мыло и т. д).

Отвечать после того, как получишь камешек. Повторять сказанное нельзя.

«Что лишнее?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по принадлежности к культуре народов: бурят, эвенков, русских. Развивать внимание, умение доказать правильность своего решения.

Материал. Карточки на каждого играющего с изображением предметов быта, одежды эвенкийского, бурятского и русского народов. Фишки.

Игровые правила. Участники игры закрывают фишкой предмет, который не имеет отношения ко всем остальным, изображенным на карточке.

«Новоселье кукол»

Дидактическая задача. Пополнять активный словарь детей названиями предметов быта (чугунок, лукошко, котел, ухват, рушник и т. д.). Упражнять в составлении описательных рассказов по картинкам. Воспитывать интерес к истории народов Бурятии.

Материал. Куклы в национальных костюмах: эвенкийском, бурятском, русском. Карточки с изображением жилья, предметов быта.

Игровые правила. Игра с подгруппой детей. Кто быстрее и правильно подберет карточки для куклы, тот и выигрывает.

Усложнения. Составляют описательные рассказы о изображенных предметах.

«Наоборот»

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы быта по времени их изготовления: старинные, современные. Воспитывать интерес к вещам и предметам старины.

Материал. Мяч.

Игровые правила. Воспитатель называет старинный предмет быта, и бросает мяч игроку. Тот называет современный предмет или бытовой прибор Отвечает тот, кому ведущий бросит мяч. Если игрок затрудняется ответить, ударяет мяч о пол и бросает его ведущему.

«Дело мастера боится»

Дидактическая задача. Конкретизировать представления детей о традиционных ремеслах наших предков: гончар, кузнец, чеканщик, печник, плотник, ткачиха. Расширять представление о орудиях труда этих мастеров.

Материал. Карточки с изображением предметов и орудий труда.

Игровые правила. Разделить детей на команды: печники, гончары, чеканщики, плотники, ткачи. По сигналу дети ищут карточки с изображением нужных им инструментов, материалов, готовых изделий. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстро, без ошибок. В конце игры все команды рассказывают о своем выборе.

«Угадай, о ком рассказ»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о характерных промыслах коренных жителей Бурятии: охота, рыболовство, животноводство и т. д. Упражнять в составлении рассказа по картине, выделяя существенные признаки, действия с предметами.

Материал. Сюжетные картинки.

Игровые правила. Рассказать о человеке так, чтобы остальные догадались, о ком идет речь.

«Небылицы»

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Материал. Рассказы – небылицы.

Игровые правила. Кто заметит небылицу в рассказе воспитателя, должен доказать, почему так не бывает. Примерные рассказы: «В юрте у реки поселилась семья эвенков…»

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Знакомство с орнаментальным искусством бурят, русских и эвенков: стилевые особенности узоров, цветовая гамма, композиционное решение (предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, чеканка, гобелены).

Какой элемент лишний?

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление детей об основных элементах русских, бурятских, эвенкийских узоров. Учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к узорной деятельности.

Материал. Карточки с изображением 4-5 элементов. Фишки.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстрее закроет фишками элементы, не соответствующие данному ряду, и сможет объяснить свой выбор.

Мозаика «Составь узор»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных геометрических фигурах в стиле эвенкийских, бурятских и русских узоров. Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные формы, элементы узора.

Игровые правила. Из отдельных элементов составить на выбранном силуэте декоративную композицию, в соответствии с правилами и традициями народного узора.

«Найди ошибку»

Дидактическая задача. Закрепить представление о эвенкийских, бурятских и русских узорах. Учит анализировать, находить изменения в узоре. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Карточки с нарисованными эвенкийскими, бурятскими, русскими узорами с допущенной ошибкой: нарушение ритма узора, чередования по форме и цвету, использование элементов не соответствующих данному народному узору.

Игровые правила. Найти элементы, не свойственные данному узору, ошибки в построении узора.

Раздел 5. Народный костюм

В этом разделе дети закрепляют знания о национальной одежде: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали.

Мозаика «Украсим одежду»

Дидактическая задача. Расширять и углублять представления детей о традициях украшения одежды эвенков, бурят и русских. Упражнять в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов.

Материал. Белые плоскостные силуэты одежды, наборы элементов узора.

Игровые правила. Составить узор на выбранном силуэте в соответствии с традициями народов.

«Кто перепутал одежду?»

Дидактическая задача. Закрепить представление детей о бурятской, русской и эвенкийской одежде. Учить анализировать, находить ошибки в одежде. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Материал. Плоскостные куклы, наборы одежды. Этот материал можно приготовить совместно с детьми (нарисовать кукол и одежду к ним).

Игровые правила. Найти ошибку в одежде, исправить ее.

Публикации по теме:

Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей Я работаю воспитателем и хочу предоставить свою презентацию :"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ"Цель:.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Участники проекта:дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители Основной вопрос проекта:«Формирование духовно-нравственных.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Новый год
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр
Опубликовано: 9 октября 2013 в 15:54
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...