Папки-передвижки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям в условиях физкультурной оздоровительной работы

Надежда Божко
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям в условиях физкультурной оздоровительной работы

«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок

земли, каждый человек, с которым формирующаяся

личность соприкасается». В. А. Сухомлинский.

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства патриотизма, нравственности? ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми. Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», А именно основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены следующим образом: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на уважительное отношение, чувство принадлежности своей семье, своим сверстникам и взрослым. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, Отчизне, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, о городе, в котором живешь, о корнях - своей семье. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Моя работа, как инструктора физической культуры, начинается с обсуждения годового плана, в нем тесно переплетаются годовые задачи: приобщение детей к национальной культуре, внедрение новых педагогических технологий, повышение качества физкультурно-оздоровительной работы, взаимосвязь специалистов и родителей. Именно качество физкультурно-оздоровительной работы в последнее время страдает. Причины разные, перечислю главные: родители боятся простуд, глубины и т. п. Дети, глядя на пап и мам подражая им, добавляют свои: водобоязнь, не приятные ощущения при попадании воды в рот, нос, уши, не желание подчиняться правилам поведения в бассейне и т. д. Как заинтересовать, привлечь родителей и детей к регулярному посещению, к пониманию, что бассейн это здоровье и физическое развитие! Объединить специалистов, родителей и детей общей целью, какой? Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием своего народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться. Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно - с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством; - с воспитания любви к родной семье; - с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине. Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству. Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, - тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка. Именно в семье закладываются базовые ценности, и прививается любовь к родному краю. В связи с чем, главная цель в работе со старшими дошкольниками — знакомство с родным краем, краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество и включение в активную деятельность. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: - Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, любовь к Родине, родному краю. - Знакомить с природой Башкирии, ее особенностями; развивать способность чувствовать красоту природы, эмоционально откликаться на нее.

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям в условиях физкультурной оздоровительной работы» размещена в разделах

Так возникла гипотеза; чтобы повысить посещаемость занятий по плаванию необходимо увлечь детей и родителей общей идеей виртуального похода к озеру Аслыкуль. Куда же идти и для чего? Конечно же, туда, где не ступала нога наших детей. В необычайно красивейшую природу Башкирии, в одно из самых замечательных мест – к озеру Аслыкуль – памятнику природы, занимающему особое место среди озер России. Цель: через виртуальный поход развить желание у детей и родителей заниматься физкультурой, погружаясь в историю Башкирии посредством использования социокультурных знаний, предметно-развивающей среды, бассейна и т. д. Задач достаточно много, поход объединил образовательные области «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» с интеграцией разных видов деятельности. Выводы по походу: Поход к озеру дал детям и взрослым возможность проявить себя, показать свои физические навыки и умения показать характер отношение к друзьям, оздоровиться и закалиться. Все увидели результаты работы похода в фотовыставке. Он решил все поставленные задачи и дал ожидаемые результаты. Сделано: карта похода, видеофильм об Аслыкуле, план проекта, сценарий похода, мини-макеты, презентация «Мы в походе»; составлены гимнастики «Эй, джигиты», «Хыухылушечки», выставка рисунков «Природы край бесценный», фотовыставка «Дети с родителями в природе», сбор камней-окатышей с озера Аслыкуль для профилактики плоскостопия. Ресурсное обеспечение: модульное оборудование, физкультурное оборудование, пособия для плавания, костюмы, спортивный инвентарь (шведская стенка, ворота для подлезания, коврики для прыжков, бутылки для перешагивания и т. д., мультимедиа, физкультурный зал, плавательный бассейн, коридор ДОУ, методический инструментарий (конспекты утренней гимнастики, сценарий похода, конспекты бесед, досугов и т. д., подборка методической литературы. - Дети старших групп углубили знания о родном крае, расширили свой кругозор. - Пришло понимание, что без занятий физкультурой, плаванием невозможно идти даже в виртуальный поход, без овладения движениями не преодолеть трудности. - Родители были вовлечены в продуктивную деятельность, это дало им возможность больше узнать внутренний мир своего ребенка, понять, что регулярные занятия физкультурой и плаванием ведут к оздоровлению. - Увидели результаты своих «вложений и трудов» в походе. - Повысился профессионализм педагогов, мы сплотились общей целью, задачами. - Отмечена положительная интеграция видов деятельности: двигательной области, физического развития, познания, здоровья, ОБЖ. В процессе получения образования дошкольники соизмеряли, сравнивали свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы. Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». Сформировались элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Поход интегрировал следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М. : ЦГЛ,2005.-112 стр.

2. О. В. Дыбина Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников М. :ТЦ Сфера,2005.-128с. (серия «Вместе с детьми».)

3. О. В. Дыбина Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико - ориентированная монография - М. : Педагогическое общество России, 2007.-128 с. 4. Р. Б. Ахметов «Слово о реках, озерах и травах», Б. К. И., 1988г.

5. М. Ю. Картушина «Праздники здоровья для детей 6-7 лет», ТЦ М, 2009г

6. Р. Л. Агишева, О. Х. Гасанова хрестоматия «Земля отцов».

Публикации по теме:

Приобщение детей к ценностям народной культуры Одним из приоритетных направлений моей работы является «Приобщение детей к ценностям народной культуры». Это очень благодатная тема, которая.

«Приобщение детей к ценностям русской народной культуры посредством сказки». Есть древняя история о том, как человек в своем развитии проходит три стадии: верблюд, лев и ребенок. Находясь на стадии верблюда, он подчиняется.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста" Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «Экскурсия в медицинский кабинет» Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям "Экскурсия в медицинский кабинет" для детей второй младшей группы Образовательная.

Конспект ООД «Приобщение к социокультурным ценностям» на тему «Наша Родина — Россия» в старшей группе Программные задачи: 1. Закреплять представления детей о Родине – России, ее столице познакомить детей с географической картой, с названиями.

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям Сообщение из опыта работы. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям.

НОД в подготовительной группе (приобщение к социокультурным ценностям) «Дети и ВОВ 1941–1945» с использованием ИКТ НОД в подготовительной группе Тема: «Дети и Великая Отечественная война 1941-1945» Слайд 1 Каждый год в мае мы отмечает самый светлый для.

Особенности организации образовательного пространства в процессе приобщения детей к социокультурным ценностям Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Большое значение для познавательного, социально-личностного и.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры. В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается наше общество, является разрушение личности. На сегодняшний день материальные.

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до «Давайте дружить!» (психологический тренинг) Пояснительная записка Возраст 5-7 лет является периодом интенсивного развития не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям в условиях физкультурной оздоровительной работы
Опубликовано: 30 октября 2016 в 12:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД