МААМ-картинки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Шлапак Оксана
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением, а также педагогами, является сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

С переходом на новые образовательные стандарты я ознакомилась с содержанием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где одной из приоритетных задач является сохранение и укрепление здоровья детей.

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни» размещена в разделах

Дети проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье ребенка - важный показатель его личного успеха. Если у детей появится привычка к занятиям спортом, культурно-гигиеническим навыкам - в будущем могут быть решены многие проблемы, связанные со здоровьем.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, спортивная НОД, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен индивидуальный подход к каждому ребенку. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к НОД, а в последующем и к учебе в школе. Очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, интересная и увлекательная жизнь в детском саду станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Анализируя контингент детей, которые пришли во вторую младшую группу, я все чаще встречаюсь с тем, что основная масса детей имеет 2 группу здоровья, в то время как здоровых детей становится все меньше.

Поэтому, я считаю, что проблема формирования потребности в здоровом образе жизни актуальна на сегодняшний день.

Осознавая важность поставленной проблемы по укреплению здоровья был проведен анализ реализации образовательных областей «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Выявлены положительные тенденции, а именно:

1. осуществляется методическое обеспечение НОД;

2. созданы условия для проведения НОД: дидактические игры, предметно-развивающая среда

3. НОД проводится при взаимодействии инструктора по физкультуре и воспитателя

4. в группе проводится образовательная деятельность в режимных моментах - закаливающие мероприятия: чистка зубов, полоскание рта, обширное умывание, гимнастика утренняя и после сна.

Однако обозначилось проблемное поле:

1. необходимость приведения НОД в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в систему;

2. необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения НОД познавательного цикла на проблемно-поисковую;

3. поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

4. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

5. расширение объема содержания НОД.

В результате была определена цель работы - Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, и намечены задачи:

1. Учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Формировать представление о развитии и изменении человека в течение жизни.

3. Развивать умение прислушиваться к своему организму.

4. Воспитывать культуру соблюдения личной гигиены.

Работа строилась в 3 этапа.

На первом этапе мною был проведен анализ уровня сформированности потребности детей в здоровом образе жизни. Для определения уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни использовался диагностический инструментарий программы «Детство». Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста (Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. Методы: наблюдение, тестовое задание, беседа «Незаконченные предложения»

Также на данном этапе мною был проведен анализ программно-методического обеспечения.

Свою работу с родителями начала с анкетирования Это позволило сделать выводы, что у родителей недостаточно сформировано представление о здоровом образе жизни. И моя задача – дать родителям необходимую информацию по этому вопросу.

Исходя из оценки сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста мною была поставлена задача второго этапа: Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни.

Для этого мы:

Обогатили предметно-развивающую среду

Разработала познавательный цикл НОД

Выбрали эффективные методы и приемы

Наметили формы работы со специалистами и родителями.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни, был оформлен центр физического развития с использованием нетрадиционного оборудования изготовленного с помощью родителей по рекомендациям «Центра здоровьесберегающих технологий» для профилактической работы, обогатили центры дидактическим материалом, а именно играми как покупными, так и сделанными своими руками: «Что вредно, что полезно для зубов», «Чего не хватает» - знание органов пищеварения. «Валеология или здоровый малыш» и т. д. Для проекта «Здоровые зубки» в умывальной комнате оснащен уголок с зубными щетками и пастами для обучения детей правильному уходу за полостью рта. Большое внимание уделяется правильному питанию. Знания, приобретенные в НОД о полезных продуктах, воплощаются в изготовлении витаминных салатов. Как спортивный зал, так и мини-центры в группах оборудованы разнообразными тренажерами, способствующими укреплению здоровья наших воспитанников. Театрализованные центры способствуют самостоятельному разыгрыванию постановок, где дети примеряют на себя роль и врача, и пациента.

НОД познавательного цикла, знакомящая детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе такие как "Чудо - нос", "Чей нос лучше", "Эти ушастые животные", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. показали, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

НОД проходит в игровой форме, на протяжении всего цикла к детям на занятия приходит один и тот же персонаж, каждая последующая начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие - постоянное наблюдение за самочувствием детей, позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждой НОД используются различные виды массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр.

НОД - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. Желательно проводить НОД или несколько НОД, объединенных одной большой тематической игрой или путешествием.

В НОД широко используются художественные произведения – литературные, изобразительные, анимационные. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, книги Г. Юдина «Главное чудо света» и М. Москвиной «Приключения Олимпионика», «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.

В процессе работы наиболее эффективными оказались игровые методы, проблемно-поисковые, прием выявления причинно-следственных связей.

Я понимала, что без помощи семьи работу по формированию у детей здорового образа жизни провести было сложно. Поэтому мною была проведена просветительская работа с родителями в виде анкетирования, консультаций, индивидуальных бесед. Соответственно родители откликнулись на мое предложение и приобрели для каждого ребенка зубную щетку и пасту, изготовили индивидуальные массажные коврики, для театрализованной инсценировки на тему здорового питания сшили костюмы, изготовили атрибуты. Одной из форм наглядной пропаганды здорового образа жизни среди родителей являются стенгазеты, которые выпускаются в нашей группе. Оформлять и подбирать материал я привлекаю самих родителей и старшую медицинскую сестру дошкольного учреждения.

Тематика газет очень разнообразна.

• Профилактика ОРВИ.

• Гимнастика и её влияние на здоровье

• Закаливание –это полезно или вредно.

• Тайна здоровой пищи.

• Как одеть ребенка в морозную погоду

При взаимодействия со специалистами были разработаны тематические недели, так как «Дары осени» и «Питание и здоровье» и другие.

Цель- помочь детям узнать о влиянии правильного питания на здоровье, познакомить с витаминами и продуктами питания, в которых они содержатся. Полученные знания были закреплены в НОД по художественному творчеству - «Рисование натюрморта», в лепке и аппликации овощей и фруктов. Была проведена выставка «Дары осени» с привлечением родителей и осенний «Капустник». В план музыкального руководителя был включен репертуар, содержащий песни о зарядке, правильном питании и др. Разученные песенки ребята использовали в самостоятельной деятельности. Положительное воздействие на детей в рамках воспитательно-образовательного процесса оказывает музыкально - звуковое окружение, как в качестве звукового фона, так в НОД для развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка. Правильно организованная музыкально - звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.

На третьем этапе был проведен повторный анализ уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни. Сравнивая полученные данные, я увидела положительные тенденции по формированию потребности в здоровом образе жизни. Наблюдения показали положительные изменения в отношении детей к своему здоровью и здоровью окружающих.

Повторное анкетирование родителей показало, что у родителей сформировались определенные знания о здоровом образе жизни, они задумались о необходимости больше времени проводить на свежем воздухе, по особому взглянули на продукты, покупаемые детям, больше стали интересоваться закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

В результате проведенной работы:

1. У детей сформировалась потребность в здоровом образе жизни.

2. Были выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми, которые мы планируем использовать в дальнейшем.

3. Сложились доверительные отношения с родителями.

Перспективы работы по формированию у детей здорового образа жизни :

• Продолжить работу по формированию здорового образа жизни детей на тему : «Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения в психомоторной и психоэмоциональной сфере»

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительное направление в ДОУ Здоровье человека – первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества.

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса в ДОУ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Опубликовано: 28 января 2015 в 21:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД