Получи документы

Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой

наталья максимейко
Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…»

Д. С. Лихачев

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны знать хорошо не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой» размещена в разделах

И поэтому приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание духа.

Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребёнку – пестушки, это игры с приговариванием, активным поглаживанием, использованием пальцев ребёнка и взрослого. В раннем возрасте общение с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков.

Традиционная культура представлена сказками, преданиями, народным фольклором, стихотворениями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Рассмотрим сказку в системе нравственного воспитания. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных норм ассоциируется с добром. Нарушение же моральных требований и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Нравственные категории такие, как хорошо и плохо, можно и нельзя, добро и зло, необходимо формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• Как дружба помогает победить зло («Три поросенка», «Зимовье зверей»);

• Как добрые и миролюбивые персонажи побеждают злых («Красная шапочка», «Буратино», «Волк и семеро козлят»);

• Что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Сказка не дает прямых наставлений и указаний (типа «Слушай родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен смысл и урок, который дети постепенно воспринимают, если многократно возвращаться к тексту сказки. Из понимания, анализа народных сказок детьми следует моральное воспитание, так как нравственность заложена в их сюжетах.

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать это сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. В работе с дошкольниками целесообразно использовать фольклор, который не только способствует формированию эмоционального и положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. При выборе фольклорных произведений мы опираемся на следующие принципы:

• доступность содержания детям дошкольного возраста;

познавательная и нравственная значимость;

• возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался народом в форму примет, пестушек, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой…Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить

Мы все часто слышим – русская культура, русские традиции. В это понятие неизменно входит и православная культура, православные праздники. В нашей стране продолжается становление новой системы образования, и особая роль принадлежит духовному воспитанию личности. Почему духовное воспитание? Этот термин имеет право на существование, он подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого, т. к. человек, следуя нравственным нормам в постоянно изменяющихся и противоречивых ситуациях, должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, которые являются своеобразным компасом на жизненном пути. Кроме того, термин «духовно-нравственное» воспитание определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания, ибо с понятием «духовности» соотносится потребность в познании мира, себя, смысла назначения своей жизни.

Чтобы показать ребенку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека-мир желаний, переживаний, чувств, педагоги должны раскрыть духовно-нравственных ценности, познакомить детей с библией. Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях как со сверстниками, так и с взрослыми. Любить всех и каждого, быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, быть довольным тем, что имеешь, уметь просить прощение за дурные поступки, поступать честно, правдиво, никогда не делать другим того, чего не хотел бы сделать себе. Вызвать интерес к изучению и посещению храмов, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и отечественной культуре.

Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень усвоения, конечно же зависит от возраста.

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственности в наших детях способно сохранить то человеческое, заложить те нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к негативным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечными остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. И мы считаем, что расширенное, глубокое понимание детьми всех литературных форм поможет воспитать настоящего человека, как внешне, так и внутренне. Сделает его красивым, человечным, достойным имени «человек».

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в процессе знакомства с русскими народными подвижными играми «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми»В настоящее время растет интерес.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Дошкольные образовательные учреждения получили возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Традиции.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к истокам русской культуры»Консультация для воспитателей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времён люди выражали.

Приобщение детей к истокам русской культуры (анкетирование для родителей) (старшая группа) Приобщение детей к истокам русской культуры (анкетирование для родителей) 1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа)Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Сценарий развлечения «Рождественские колядки». Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Рождественские колядки» Цель. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, познакомить детей с обрядовыми традициями русского.

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, т. к. именно в это время закладываются базовые качества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой
Опубликовано: 19 января 2016 в 20:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД