МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству

Тамара Ахполова
Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству

Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству.

«Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой ее ты с детства увидал»

Константин Симонов.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на

которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота

которой открылась однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть

это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.

Публикация «Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству» размещена в разделах

Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет

чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее,

тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее

представят будущее.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, песни, танцы, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

«Это – первые блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Фольклор. … Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает

восторг у детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не

только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится

неотъемлемой частью развития музыкальных способностей. Ребенку

доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Народное

искусство издавна – и в высшей степени справедливо – считается и

источником, и средством развития речи: народ всегда создавал специально

для детей так называемые малые формы фольклора – кладезь мудрой

народной педагогики.

Музыка дает возможность даже самому маленькому ребенку проявить

себя. И задача музыкального руководителя быть не только музыкантом, но и

обязательно педагогом: не быть в плену типовой программы, уметь

улавливать настроения детей, считаться с их желаниями, действовать в

реальных условиях самостоятельного творчества. Я сначала поставила перед собой цель, а потом определила следующие задачи.

Цель. Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления

старших дошкольников с музыкальной культурой осетин.

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального

фольклора осетинской народной музыки;

-знакомить с разными жанрами народного творчества (песни, попевки, заклички, хороводы, музыкальные игры, танцы);

- ввести в репертуар (для слушания и исполнения) произведения осетинских композиторов, песни о родном крае, о городе;

-приобщать к культуре и традициям осетинского народа, воспитывать лучшие качества присущие им: трудолюбие, взаимовыручку, уважение к старшим;

- знакомить детей с фактами и явлениями окружающей жизни

- средствами музыки, расширять кругозор;

- воспитывать любовь к народному искусству и с его помощью развивать

музыкальные способности не одной группы особо одаренных детей, а всего

детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.

Поставленные задачи решались во всех формах работы с детьми: на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности, причем совместно с воспитателями и родителями.

Надо отметить, что работу по типовой программе считаю для себя обязательной. Я не нарушаю общий план работы по музыкальному воспитанию – я подкрепляю его пункты региональным материалом. Это отражается в перспективном планировании.

Перспективно спланировала работу с детьми так, чтобы материал был равномерно распределен в течение учебного года, обеспечивая тем самым последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими.

Продумала методы и приемы работы с детьми. С этой целью изучила методическое пособие Л. К. Гугкаевой «Развитие музыкальных способностей», разработанное сотрудниками кафедры ЮНЕСКО СОГПИ. В этом пособии мне понравились разработанные конспекты музыкальных занятий, где национально-региональный компонент включается в образовательное пространство ДОУ, как полноправная составляющая часть обучения и развития ребенка. Так же изучила опыт работы Ф. Х. Каллаговой, методические рекомендации которой помогли мне в подборе песенного репертуара, репертуара для слушания и музыкально-ритмических движений.

Одной из форм проявления патриотических чувств, является повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к осетинской народной музыке.

Люблю осетинскую музыку и эту любовь пытаюсь передать детям. Красоту и своеобразие национальной мелодики дети познают на музыкальных занятиях, развлечениях, а также в повседневной жизни.

Работа в этом направлении включает:

-слушание национальной музыки;

- рассказ об осетинских музыкальных инструментах в сравнении с русскими народными инструментами;

- разучивание элементов национальных танцев, с последующим построением их в танец;

- танцевальные импровизации: сольные и в парах.

Осетинские танцы развивают у детей такие чувства и такие черты характера, которые связывают их со своим народом. Освоение осетинских танцев формирует музыкальный вкус, развивает способность красиво двигаться, чувство ритма, координацию движений.

Знания, которые дети получают на занятиях, закрепляются в самостоятельной деятельности детей, на утренниках и развлечениях.

Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает

первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему:

остановись, прислушайся, взгляни, как это прекрасно.

Я рассказываю детям о том, что наша маленькая республика дала таких

замечательных представителей искусства, как балерина Светлана Адырхаева,

дирижеры Вероника Дударова и Валерий Гергиев, прославленные осетинские наездники – джигиты Тугановы, Кантемировы… Их имена известны далеко за пределами республики и России. И как итог этих бесед дети знакомятся с песней «Лучше края не найдешь». Написала эту песни наша моздокчанка Лолита Тевиковна Филатова

Значительную роль в приобщении к музыкальному искусству Осетии играют произведения, созданные осетинскими композиторами специально для детей. Песни «Весна» композитора Ю. Моргоева на слова К. Хетагурова, «Владикавказ», «Солнечный лучик», «Осенняя» композитора Л. Цаллаговой нравятся детям и помогают лучше понять окружающую действительность.

Работая с детьми над этими песнями, я всегда учитываю их характерные

особенности (смена ритма и темпа, ладотональности, продумываю приемы

чистого интонирования, четко разграничиваю дыхание по фразам, слежу,

чтобы дети не брали дыхание в середине слова. Большое внимание уделяю

дикции. Если дети не могут спеть песню в подлиннике (т. е. в данной тональности). Допускаю транспонирование песни на полтона вниз. Или, наоборот, повышаю тональность на полтона, и некоторое время работаю в ней. Привыкнув петь в высокой тональности, дети чище поют в подлиннике. Работа над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации очень трудоемка, в детском саду в отличие от школы есть свои характерные методы и приемы обучения детей пению. Каким пользуюсь я? В первую очередь – собственный показ. Дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я все время говорю: «Пойте, как я!». И дети, действительно, после моего показа могут в точности воспроизвести звук нужной высоты. Такой «зеркальный» показ способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально выразительному исполнению. Вот почему я никогда не позволяю себе ни на секунду расслабиться при работе с детьми. С ними я веду себя так, словно говорю о самом главном, постоянно «ищу» их глаза. «Смотрите мне в глаза», и я смотрю вам в глаза!» — говорю детям.

Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение

для звука: «дотянемся голосом до солнца, до вершины горы, до листика на

дереве, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит как горный

ручей» и т. д.

Знакомя дошкольников с осетинской народной музыкой, музыкой осетинских композиторов, мы не забываем самобытности своей региональной культуры. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края; формировать стремле-ние оказывать посильную помощь, людям живущим рядом.

Маленький ребенок еще не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.

К детскому фольклору относится так же само детское творчество, которое проя-вляется в изменении окончания музыкальной фразы в пении, во внесении новых движений в народную игру или пляску, в переосмыслении взрослого репертуара. Каковы же особенности исполнения осетинской народной песни?

Прежде всего, я учу детей петь естественным голосом, без напряжения гортани и голосовых мышц. Очень важным моментом при исполнении осетинской народной песни является передача скачкообразного ритма, т. е. умение петь так, как будто скачешь.

Формирование народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни, обыгрывания ее сюжета.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто и без поддержки музыкального инструмента.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны осетинские народные игры с пением и стихотворным сопровождением, в которых участие воспитателя обязательно: «Чепена», «Птичка», «Всадник».

Играя в эти игры, дети развивают звуковысотный и тембровый слух, ориентацию в пространстве, упражняются в ритмичном хороводном шаге.

Как и любой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах, следовательно, танцу свойственен образный, сюжетный характер. Песня и танец, объединеные в народном творчестве, обогащают друг друга. Так, осетинский народный танец от содружества с песней, музыкой приобрел мелодическую напевность, внутреннюю музыкальную организованность, особую образность. Одно из основных условий успешной работы по разучиванию танцев – целенаправленный выбор движений и правильная их последовательность. Прежде чем дети познакомятся с композицией танца, они должны освоить все элементы танцевальных движений под слово, пение, музыку, желательно в игровой форме. Мне вместе с воспитателями приходится заниматься, чтобы овладеть грамотой народной хореографии, чтобы создавать танцы и композиции для детей – легко воспринимаемые, доступные и красивые.

Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Народные песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры–это то—неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Только в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – ребенок воспринимает окружающий мир и национальное и народное искусство.

Итогом работы с региональным компонентом явились наши праздники.

В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом «открывают» для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание праздника и становиться активным его участником. Так, музыкально - литературная композиция «Город родной, края дорогие…», которую мы приурочили к празднованию Дня города, закрепила знания детей о том, что наш город Моздок является частицей большой страны, что он находится в республике Северная Осетия Алания, а Алания входит в состав нашей большой страны России. В городе дружно живут и русские, и армяне, и кабардинцы, и ингуши, и осетины.

Конец зимы совпадает с народным праздником масленицей – веселой, с

гуляньем, с блинами и обильным угощением. И на наш праздник приходила

Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее,

ленты красные».

Люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью, не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость наших солдат, в том числе наших земляков, которые подарили нам эту Победу. В этот день у нас в гостях – ветераны войны, прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Для них – наши песни, стихи, пляски. А потом наступает главная минута – минута Памяти, минута молчания. Звучит «Лунная соната» Бетховена, к центральной стене, нарядной и торжественной, ложатся цветы как дань павшим. Как важны для малыша эти священные минуты, когда так ясно ощущается связь поколений. Связь прошлого и будущего. Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за нее жизнь, — эти чувства помогает пробудить музыка.

Как важно сохранить мир на земле! Малыш должен жить в мире тепла, солнца, улыбок. Знакомя детей с культурой и бытом осетинского народа, мы даем понятия, что, несмотря на различие людей по внешнему облику и языку – все люди придерживаются общих нравственных ценностей: отношение к старшим, к детям, к добру и злу и т. д.

Познавая мир культуры осетинского народа, ребенок начинает осознавать сходство в существенных моментах между людьми разных культур. А именно это способствует развитию такого значимого сейчас качества как толерантность.

В результате систематической и целенаправленной работы мы воспитываем у детей любовь к своей малой Родине, желание знать свои корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе, своему краю.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей.

Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окру-жающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке, к культуре и традициям осетин.

Детство – это то, что дается каждому из нас только, на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, а значит, следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь развития.

Народная музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы

проталкивать в них детей» (немецкий пианист и педагог Артур Шнабель).

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к искусству через произведения музыки, живописи и художественной литературы Одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников. Основной.

Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников (СЛАЙД 1) Гости собираются, регистрируются. Слово заведующему ДС «Машенька» Ю. В. Юношевой Муз. рук. Вот и полон зал гостей, Апплодисментами.

Конспект НОД по музыкальному развитию для старших дошкольников «На помощь Каю» Непосредственно образовательная деятельность «На помощь Каю» Музыкальный руководитель: Булгакова Ю. Е. Цель: Развитие музыкальной культуры.

Конспект ООД по приобщению дошкольников к изобразительному искусству «Знакомство с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели» Конспект ООД по приобщению дошкольников к изобразительному искусству Выполнила : Чвырёва Юлия Ивановна Группа (возраст) детей: подготовительная.

Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппеКонспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе .

Консультация «Организация взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников» Консультация для педагогов на тему: "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию.

Мастер-класс «Кукольный театр, сделанный своими руками — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству»Мастер-класс «Кукольный театр, сделанный своими руками — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству» (мастер – класс для педагогов) "Кукольный театр, сделанный своими руками – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству". Воспитатель:.

ООД по приобщению дошкольников к искусству. Знакомство с произведениями живописи А. И. Куинджи, Г. Г. Нисского «Радуга» Конспект организованной образовательной деятельности (занятие) по приобщению детей к искусству в подготовительной к школе группе: «И опоясала.

Развитие интереса у дошкольников к народному искусству Статья Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к народному декоративному прикладному искусства Развитие интереса у детей.

Семинар для музыкальных руководителей «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»Семинар для музыкальных руководителей «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный семинар для музыкальных руководителей ДОУ по теме: «Приобщение детей к музыкальному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 20:12
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД