МААМ-картинки

Проблема управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ

Наталья Перепилицина
Проблема управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ

Проблема управления адаптационными процессами

(младших дошкольников в ДОУ)

Данная статья посвящена проблеме управления адаптационными процессами малышей в ДОУ, она актуальна, так как детки посещают детский сад с самого раннего возраста, это значит с двух лет, а также для их развития повышается образовательная нагрузка в ДОУ. От того, как ребёнок пройдёт привыкание к всему новому, а это например распорядок дня, незнакомые взрослые и его сверстники, зависит его физическое и психологическое развитие, а также его будущее благополучное существование в детском саду и в семье.

Публикация «Проблема управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Для ребёнка младшего возраста детский сад – это первое воспитательное учреждение вне семьи, с которым малыш вступает в контакт. Когда ребё нок приходит в детский сад его жизнь значительно меняется: нет родителей, другие требования к поведению, строгий режим дня, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, в котором много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление», то есть процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Возможности приспосабливаться у дошкольника ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, как это серьезно, поэтому специалисты ДОУ обязаны помочь не только ребенку, но и семье. Адаптация – это активный процесс, который приводит или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики, или к негативным (стресс). Можно выделить два основных критерия успешной адаптации :

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

- внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Я считаю, что адаптация к детскому саду у малышей проходит дольше и труднее, так как часто она дополняется болезнями. В период адаптации происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Под адаптацией ребёнка в детском саду я понимаю качественные изменения состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Многие исследования показывают, что адаптация зависит от следующих факторов:

- физическое состояние ребенка;

- возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение;

- привязанность к матери;

- биологические факторы;

- степень подготовленности адаптационных механизмов (необходимо заранее создавать условия, требующие от ребенка новых форм поведения);

- уровень формированности у младшего дошкольника общения с окружающими людьми и предметной деятельностью.

Особенностями ДОУ являются одновременное длительное нахождение большого числа детей, а также определенные образовательные и воспитательные стандарты. Чтобы предотвратить нарушение физического и психологического здоровья, помогать полноценному развитию личности ребёнка, нужно совершенствовать работу всего педагогического коллектива ДОУ, использовать научный подход к организации развивающей среды и воспитанию детей.

Для управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ используется метод целеполагания «Дерево целей». «Дерево целей» представляет собой граф, вершиной которого являются общие дидактические цели, которые на более низких уровнях иерархически детализируются для решения частных задач обучения и развития. Эти цели взаимосвязаны между собой. Для этого метода важно последовательное и целенаправленное изучение процесса адаптации младших дошкольников в ДОУ.

Из вышесказанного можно сделать выводы.

Для того чтобы ребёнок успешно адаптировался к условиям ДОУ взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты и внимания.

Адаптация младших дошкольников в ДОУ – это процесс качественных изменений психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Управление адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ включает в себя:

- сотрудничество с родителями;

- сохранение физического и психологического здоровья детей младшего возраста;

- формирование психологической подготовленности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности ребёнка в ДОУ;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Публикации по теме:

Документационное обеспечение управления ДОУ Сообщение из опыта работы Документационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением является одним из элементов системного.

Формирование предложно-падежного управления у дошкольников с ОНР Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших.

Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема Ключевые слова: нарушения речи, игровая деятельность, старший дошкольник. В статье рассматриваются основные понятия нарушений речи у детей.

Презентация «Инклюзивное образование в ДОУ: возможности и проблема» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семьи младших дошколников 1 слайд. тема «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности ДОУи семьи младших дошкольников». 2слайд Здоровье.

Предметно-развивающая среда в условиях ДОУ в первых младших группахПредметно-развивающая среда в условиях ДОУ в первых младших группах Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно - развивающая среда. Правильно организованная развивающая среда позволяет.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Проблема формирования самостоятельности у дошкольников Проблема самостоятельности конкретно поставлена великим славянским педагогом Я. А. Коменским, который указывает, что можно выучить наизусть.

Развитие саморегуляции и управления двигательной активностью у дошкольников РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВВ методической литературе по вопросам физического воспитания.

Выступление «Социальное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема» На развитие человека воздействует множество факторов. Процесс развития ребенка во взаимодействии его с окружающим миром можно определить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 15 июля 2018 в 15:47
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД