Лучший педагог года

Проблема взаимодействия семьи и ДОУ

Гладких Наталья Николаевна
Проблема взаимодействия семьи и ДОУ

Тема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи на сегодняшний день очень актуальна в связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) 17 октября 2013г. При изучении ФГОС ДО можно увидеть, что он направлен на трехстороннее взаимодействие участников образовательного процесса: семьи, ребенка, дошкольного учреждения[1].

Публикация «Проблема взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах

Одной из главных задач для дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО остается проблема взаимодействие с семьей как условие всестороннего развития дошкольников. Данный документ содержит следующую информацию: «Программа направлена на: создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности…Программа должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов…»[1]

Образовательная программа с учетом дифференциального подхода, к специальным образовательным потребностям детей, включает время для:

- непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

- образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т. п.);

- взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Многие педагоги рассматривали проблему взаимодействия семьи и ДОО. Так, Сертакова Н. М. утверждает, что семья и детский сад одни из основных источников социализации дошкольников [2]. Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста необходимо их взаимодействие, хотя цели и задачи их различны. В детском саду ребенок дошкольного возраста развивается, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познает основы ценностно-смыслового отношения к окружающей действительности, дифференцирует понятия: добро-зло, плохо-хорошо. Семейное воспитание отличается по своему воздействию на личность ребенка дошкольного возраста, так как оно носит личностный характер, не имеет временных рамок и основано на культурных традициях и истоках семьи.

Но процесс целенаправленного и полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста не будет полным, если эти два социальных института не определяться в основополагающих акцентах воспитания и развития ребенка. И немаловажную роль в этом процессе будет играть отношение семьи к дошкольному учреждению, удовлетворенность ДОО.

По мнению Сертаковой Н. М. эту проблему рассматривали такие ученые как: Коменский Я. А., Песталоцци П. П., Макаренко А. С. Я. А. Коменский утверждал, что “Материнская школа - это та школа, в которой последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Чем шире круг материнских забот, тем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка. ” [2]

П. П. Песталоцци рассматривая данную проблему, делал акцент на том, что «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву оно производит совершенно иное впечатление»

По мнению Арнаутовои Е. П. «детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время, знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами» [3]

Таким образом, открытость дошкольного учреждения является одним из условий оптимального процесса взаимодействия ДОО и семьи.

В настоящее время, проблема, рассматриваемая нами в этой статье, заключается в нежелании родителей принимать активное участие в образовательном процессе ДОО. Чаще всего это объясняется нехваткой времени и именно из-за этого родители перекладывают процессы воспитания и обучения детей на детский сад. В книге «Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики» четко описывается данная ситуация: «Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных вопросов. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, заняты своими делами, своими заботами, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Так же автор предлагает выход из данной ситуации «Что бы заинтересовать, вовлечь родителей в деятельность образовательного учреждения, популяризовать значение ДОО в жизни ребенка дошкольника, помимо традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, нужно ввести в практику новые формы…»

Евдокимова С. Е. в книге «Детский сад и семья : методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей” говорит о этапах взаимодействия ДОО и семьи и подчеркивает, что сегодня необходимо рассматривать общение взрослых (родителей, педагогов) как активное (продуктивное) взаимодействие всех участников образовательного процесса, который опирается на философские законы и принципы (систематичности, последовательность, активности, спиральность, открытости и др.)

Система налаживания отношений «семья – детский сад», предполагает несколько этапов работы, взаимосвязанных между собой :

1 этап - Открытие. Направлен на ознакомление с достижениями сторон (семьи и детского сада) в вопросах развития и воспитания ребенка.

2 этап - прояснение ожиданий. Определяются перспективы сотрудничества и возможные результаты.

3 этап - согласование. Предполагает единство целевых установок, задач, прогнозов с учетом психологической комфортности каждого участника образовательных отношений

4 этап - оформление документов. (родительский договор, предполагающий сотрудничество родителей и ДОО)

5 этап - проектирование взаимодействия. Совместная разработка и реализация основной образовательной и рабочих программ, активное участие в жизни ДОО, родительского всеобуча,

6 этап – социально-психолого-медико-педагогический мониторинг, предполагает оценку результатов деятельности, правильности выбранных направлений и определение перспектив дальнейшего взаимодействия.

7 этап - рефлексия. Осмысление роли каждого участника, оценка и анализ личностных достижений в процессе взаимодействия. Надо отметить, что рефлексия невозможна без сформированности и развитости таких личностных качеств как активность и ответственность, которые в современном обществе выступают критериями развития, сформированности ценностно-смысловых ориентиров.

Таким образом, данные этапы, которые могут являться и направлениями деятельности, помогают лучше понять, как следует взаимодействовать педагогу с родителями и в какой последовательности.

Список литературы

1. ФГОС ДО https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей : родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столомООО "Издательство "Учитель" 2014г.

3. https://www.kirov.spb.ru/dou/53/docs/metod/grigorieva.pdf

4. Григорьева, А. А., Николаева, Л. В., Никифорова, Т. И., Ядрихинская, Л. С. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики

МЦНИП, 2013 г.

5. Елена Сергеевна Евдокимова, Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 г.

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема взаимодействия семьи и ДОУ
Опубликовано: 27 января 2022 в 15:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД