Лучший педагог года

Проект «Чудеса в ладошках» для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Любовь Жгунова
Проект «Чудеса в ладошках» для детей младшего и старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)

Проект

«Чудеса в ладошках»

пальчиковые игры с нетрадиционными предметами

для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Разработала:

Муз. руководитель: Жгунова Л. Ю.

С. Троицкое, 2023

1. Информационная карта проекта

Название проекта «Чудеса в ладошках»

Публикация «Проект „Чудеса в ладошках“ для детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема проекта Пальчиковые игры с нетрадиционными предметами как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Автор проекта Жгунова Любовь Юрьевна

Место реализации проекта МБДОУ «Троицкий детский сад №1 №Родничок»» Алтайский край, с. Троицкое

Тип проекта

По числу участников проекта : групповой (более 70 человек) музыкальный руководитель, дети младшей, средней и старшей/подготовительной групп, воспитатели и родители воспитанников.).

По времени проведения: краткосрочный – 3 месяца (с 01.09.2023г – 01.11.2023г.).

По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

По доминирующей в проекте деятельности : информационно – творческий, игровой.

Проблема В настоящее время не уделяется должного внимания пальчиковым играм, как одному из самых действенных и доступных средств развития мелкой (тонкой) моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Вследствие чего у детей проявляется недостаточность двигательных функций во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике.

Гипотеза Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снимает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Сопровождение движения стихотворением формирует и совершенствует чувство ритма, развивает память.

Цель проекта Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с нетрадиционными предметами.

Задачи проекта 1. Развивать мелкую моторику рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

2. Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость и воображение детей младшего дошкольного возраста;

4. Повысить профессиональную компетентность родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Ожидаемые результаты 1. У детей будет развита мелкая моторика рук посредством пальчиковых игр;

2. У детей наблюдается расширение и активизация словаря на основе обогащения представлений об окружающем мире;

3. У детей наблюдается развитие эмоциональной отзывчивости и воображения;

4. Наблюдается повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.

Формы работы, используемые в проекте Музыкальная, игровая, информационная, коммуникативная, развивающее обучение, консультативная, проектная.

2. Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности.», а «Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

В XX в. такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др., доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Пальчиковые игры - это веселое, увлекательное и полезное занятие. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, развивают творчество, фантазию. Простые движения помогают не только расслабить мышцы самих рук, но и снять напряжение со всего тела. Они способны улучшать произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы, да и вся кисть в целом, тем лучше говорит ребенок.

Пальчиковая гимнастика - это технология способствующая выработке навыков самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и тактильно - двигательных ощущений. Нетрадиционными способами пальчиковой гимнастики являются: су-ждок, массаж с различными предметами: массаж прищепками, бигуди, зубными щетками, ватными палочками, шишками, орешками; пальчиковый театр.

Организация работы над проектом.

Проект включает в себя три этапа:

1. Подготовительный.

2. Основной – реализация проекта.

3. Заключительный – итоги проекта.

I. Подготовительный этап реализации проекта.

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Составление плана реализации основного этапа проекта;

Подбор музыкального репертуара;

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

Изучение методической литературы по теме.

Приобретение необходимого оборудования для игр.

Разработка рекомендаций и консультаций по проведению пальчиковой гимнастики.

II. Основной этап реализации проекта.

Во время основного этапа проводились следующие игры для развития мелкой моторики рук:

Игры с грецкими орешками

«Орех» Т. Кирюшатова

Эх, эх, эх, эх! (перекладываем орех из руки в руку между указательным и средним пальчиками)

У меня в руках орех.

Я с орешком поиграю, (катают между ладошками)

Меж ладошек покатаю.

Каждый пальчик, что дорожка, (прокатываем по каждому пальчику)

Пусть прокатится немножко.

Покатается часок,

Ищет, где же локоток? (катим по руке к локтю)

Локоток искал, нашел. (круговые движения по локтю)

И в ладошки спать ушел. (спрятали орех в ладошках)

Игры с массажными мячиками Су – джок

Я мячом круги катаю, (катаем между ладошек)

Взад – вперед его гоняю. (катаем вздад – вперед)

Им поглажу я ладошку, (гладим ладошку)

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, (сжимаем в руке)

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, (прижимаем поочередно пальчиками)

И другой рукой начну.

при повторении игры: И закончу я игру.

«Зайки»

На полянке, на лужайке (катаем мячик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгаем по ладошке)

И катались по траве (катаем вперёд/назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали («прыгать» по ладошке)

Но напрыгались, устали. (сдавливаем мячик в кулачке)

Мимо змеи проползали («змейкой» катаем мячик по ладошке)

«С добрым утром!» им сказали.

Стала гладить и ласкать (погладить мячиком каждый пальчик)

Всех зайчат зайчиха - мать.

«Наши ручки» О. Крупенчук

Эта ручка - правая, (крепко сжимают в правой руке)

Эта ручка - левая. (крепко сжимают в леой руке)

Я на мячик нажимаю, (поочередно каждым пальчиком нажимают на колючки)

И зарядку делаю.

Будет сильной – правая, (крепко сжимают в правой руке)

Будет сильной – левая. (крепко сжимают в левой руке)

Будут ручки у меня, (катают мячик вперед/назад, вправо/влево между ладонями)

Сильные, умелые.

«Серый ёжик» Г. Ладонщиков

Серый ёжик весь в иголках, (мячик в правой ладони, левой рукой нажимаем на колючки мячика, затем руки меняем)

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной, (катаем мячик в ладошках, делая движение вперед/назад)

Ёжик добрый, а не злой.

Игры с бигуди (спиральными и колючими)

Дети катают бигуди между ладонями, по поверхности стола или на коленях, сгибают и разгибают бигуди, придавая им различные формы.

«Поезд и самолёт» Э. Мошковская

Поезд песенку поё т: (катают бигуди между ладонями вперед/назад,

«Ту - ту- ту - у- у- у - у- у!» руки держат перед собой)

Улетает самолёт (катают бигуди между ладонями вперед/назад,

В высоту: руки держат над головой)

«У-у-у-у-у-у-у-у!»

«Загудел паровозик» Т. Волгина

Загудел паровоз (дети катают бигуди между ладонями вперед/назад)

И вагончики повез:

«Чу – чу – чу – чу!

Далеко я укачу!»

«Иголки» Н. Селютина

У сосны, у пихты, елки, (катают бигуди между ладонями вперед/назад)

Очень колкие иголки.

Но еще сильней,

Чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

«Пароходик - пых!» А. Савушкина

Пароход плывет по речке, (катают бигуди между ладонями

И пыхтит он, словно печка: вперед/назад)

«Пых – пых – пых!

Игры с зубными щётками

Дети берут в руки зубную щётку. Под счет растирают щёткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Растирают ладонь. Чередуют.

«Зубная щётка»

Плывёт зубная щётка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По пальчикам она идёт!

«Кто живет в моей квартире?» Е. Синицына

Дети берут в руки зубную щетку, под счет растирают подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Раз, два, три, четыре, пять – (растирают щеткой ладонь, под счет растирают подушечки пальцев другой руки)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять –

Всех могу пересчитать: растирают щеткой ладонь :

Папа, большой палец,

Мама, указательный,

Брат, средний,

Сестренка, безымянный,

Кошка Мурка, мизинец. Перекладывают щетку в другую руку

Два котенка, растирают щеткой большой палец,

Мой щегол, указательный,

Бурундучок, средний,

Сверчок безымянный,

И я! мизинец.

Вот и вся моя семья! Сгибают и разгибают пальцы обеих рук.

«За ягодами» Н. Нищева

Дети берут в руки зубную щетку, под счет растирают подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Раз, два, три, четыре, пять – (растирают щеткой ладонь, под счет растирают подушечки пальцев другой руки)

В лес идем мы погулять! растирают щеткой ладонь

За черникой, большой палец,

За малиной, указательный,

За брусникой, средний,

За калиной, безымянный,

Землянику мы найдем, мизинец. Убирают щетку в сторону

И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед – «корзинкой»-угощение»

Игры с шестигранными карандашами

Дети вращают карандашами всеми пальцами сначала одной, потом другой рукой. Катают карандаш по ровной поверхности, между ладонями и т. п.

«Весёлый карандаш» С. Ерошкина

Карандаш в руках катаю, (Дети крутят карандаш между ладонями)

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

«Подъёмный кран» А. Сурикова

Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательными пальцами; затем большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем левой руки. Затем выполняют эти же движения правой рукой.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальчики сжимаю!

2 вариант игры: Дети держат карандаш между указательным и средним пальцами правой руки и перехватывают его указательным и средним пальцами левой руки (как клешнями).

«Веретено» И. Лопухина

Вращать карандаш большим, указательным и средними пальцами. Наматывать нитку на карандаш.

Кружится веретено,

Ниточку прядет оно.

Нитку я перебираю,

И нее клубок мотаю.

Игры с прищепками

«Гусенок» О. Крупенчук

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

- Дай, хозяйка, корма мне,

Раньше, чем моей родне.

«Ах, крапива…» Р. Федина

Использование прищепок для самомассажа: дети прищепляют бельевой прищепкой ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Дети учатся прицеплять прищепки на тканевый платочек. Также можно прищеплять прищепки разных цветов на край пластикового ящичка, в котором они хранятся, на трубочки для коктейля, пластиковые стаканчики; создавать из прищепок различные поделки – цветы, животные, игрушки, цифры, буквы, гирлянды и т. п.

- Ах, крапива жжётся,

В руки не даётся!

Злая ты, колючая

Да ещё кусучая!

Не дала цветок сорвать,

Чтобы маме показать!

- Нет, я не кусаюсь,

Просто защищаюсь!

«Клюква» В. Волина

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Мы шли, шли, шли,

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы опять идем искать!»

Упражнение для самомассажа на придверном коврике "травка"

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки

(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве

От хвоста и к голове

(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали

Но напрыгавшись устали

(Положить ладони на коврик)

Мимо змеи проползали

"С добрым утром"- им сказали

(ладони по очереди волнами ползут по коврику)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать

(Ладони поочередно гладят коврик)

Шла медведица спросонок

А за нею медвежонок

(бьём по коврику ребром ладони)

А потом пришли детишки

Принесли в портфелях книжки

(Ходим по коврику средним и указательным пальцами, переступая ими как ножками)

Стали книжки открывать

И в тетрадочку писать

(Раскрываем ладошки, как книжки)

Работа с родителями:

выставка атрибутов для игр по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Играем с пальчиками и развиваем речь»; «Дети и мелкая моторика рук»;

знакомство родителей с проектом;

III. Заключительный этап проекта :

1. Анализ проделанной работы по проекту.

2. Акцентирование внимания родителей на значимости их помощи, на успехах активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

3. Выявление совместно с родителями положительных результатов проделанной работы, анализ недостатков.

4. Включение пальчиковых игр с нестандартным оборудованием в дальнейшую работу по развитию мелкой моторики детей.

Анализ проделанной работы:

Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых игр, дети проявляли желание и интерес играть в игры с нестандартным оборудованием, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились проводить пальчиковые игры в домашних условиях. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа педагогами и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования, способствующих речевому развитию детей, позволила даже за короткий срок добиться положительных результатов по улучшению развития мелкой моторики рук детей.

Перспектива на будущее: продолжить работу по развитию мелкой моторики рук детей с помощью уже опробованного оборудования, расширить перечень нестандартного оборудования (коврики, счётные палочки, экспандеры, щётки, бусы, пальчиковые куклы, пуговицы, фасоль, горох и др.).

Ожидаемые результаты

1. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм с использованием нестандартного оборудования; увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной.

2. Родители стали единомышленниками с педагогами образовательной организации по использованию пальчиковых игр в работе с детьми;

3. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома;

4. Улучшилось развитие общей и мелкой моторики детей.

.

Перспективы развития проекта :

Педагогический потенциал использования пальчиковых игр определяется высокой личностно - мотивированной активностью участников игротренинга. Реализация воспитательного потенциала пальчиковых игр в процессе развития мелкой моторики детей будет продолжена на постоянной основе, вместо привычных пальчиковых игр.

Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии мелкой моторики через использование пальчиковых игр будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом.

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр может быть принят к реализации другими педагогами ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис – Пресс, 2006.

2. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : Просвещение, 1985.

4. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2022.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб. : Дельта, 1997.

6. Новиковская О. А. Логоритмика. – СПб. : Корона принт, 2018.

7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. : Владос, 2002.

8. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : Кристалл, 2000.

9. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : НЦ ЭНАС, 2006.

10. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 – 5 лет. – СПб. : Каро, 2009.

11. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М. : Астрель, 2001.

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.

13. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей /сост. И. А. Мазнин. – М. : Сфера, 2007.

Публикации по теме:

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Конспект НОД «Новогодние чудеса» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Новогодние чудеса» для старшего дошкольного возраста Интегрированные области: «Познание» (ФЭМП, «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Социализация». Цель: Закрепление и систематизация.

Квест-игра «Пасхальные чудеса» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «Пасхальные чудеса» для детей старшего дошкольного возраста Квест- игра «Пасхальные чудеса» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Объемные цветы»Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Объемные цветы» Мастер - класс рассчитан: для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, педагогов, родителей, творческих людей.

Развивающее пособие по здоровьесбережению «Вирусы на ладошках» для детей среднего дошкольного возрастаРазвивающее пособие по здоровьесбережению «Вирусы на ладошках» для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Во все времена, и в настоящее время особенно, одной из актуальных тем работы с детьми в детском саду является.

Проект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возраста Проект "Чудо-огород" для детей младшего дошкольного возраста. Тема проекта: "Чудо-огород". Актуальность проекта: Во время бесед с детьми.

Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудеса в ладошках» для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 05:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД