МААМ-картинки

Проект «Формирование экологической культуры посредством дидактических игр»

Ольга Погожева
Проект «Формирование экологической культуры посредством дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

муниципального образования Успенский район

Педагогический проект по теме :

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Выполнила:

воспитатель первой квалификационной

категории Погожева Ольга Ионеловна

Публикация «Проект „Формирование экологической культуры посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Название проекта : «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Номинация проекта : дошкольный возраст

Руководитель проекта : Погожева Ольга Ионеловна

Состав и возраст проектной группы : разновозрастная группа

Срок реализации: долгосрочный

Типология проекта : информационно-практико-ориентированный.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.

А благодаря проектам у детей

-формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность;

-развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

В связи с этим и был разработан проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».

Актуальность:

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

Тема моего проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в которой появляется новая образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическая культура ребенка, как условие валеологического развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды (задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).

Таким образом, данная проблема позволила определить тему исследования- «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».

Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия способствующие у детей дошкольного возраста формированию экологической культуры.

Задачи проекта :

сформировать систему элементарных экологических знаний;

развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства (т. е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

формировать знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством дидактических игр.

укреплять связи детского сада и родителей.

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам:

• научности,

• доступности,

• гуманности,

• целостности,

• конструктивизма,

• регионализма,

• системности,

• сезонности,

• преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Новизна проекта - внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредством использования дидактических игр.

Новизну проекта я проявляю в оригинальном построении образовательной деятельности, основанной на игровой мотивации, в удачно подобранных и необычных приёмах, связанных с ассоциативным мышлением детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр новое направление педагогики. Оно пришло на смену традиционной программе ознакомления детей с природой. Инновационные программы по экологическому воспитанию предлагают принципиально новый подход в ознакомлении детей с природой. Они направлены на становление нового мировоззрения у детей, нового взгляда на место человека в мире природы, на его место на земле. Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т. к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Человечество должно сохранить жизнь на земле.

Этапы:

I. организационно-подготовительный: сентябрь

- изучение специальной литературы.

-проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования экологической культуры.

-создание плана мероприятий.

-включение игровых заданий и дидактических игр в ОД по формированию экологических представлений.

II. основной: октябрь- ноябрь

- использование дидактических игр в образовательной деятельности, в игровой деятельности.

-разработка картотеки дидактических игр.

-изготовление оборудования для дидактических игр.

III. заключительный: декабрь

-проведение контрольного диагностического исследования.

-анализ результатов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Организационно-подготовительный этап: я предполагаю, что использование дидактических игр в различных видах деятельности будет способствовать расширению представлений детей о живой и неживой природе, формированию знаний об окружающем мире, развитию и совершенствованию мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ); формированию экологической культуры у детей.

В процессе работы над проектом использовались :

Следующие методы исследования:

• изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

• наблюдение за детьми в ходе дидактических игр;

• качественный анализ полученных результатов.

Разнообразные методы обучения:

• практические

• наглядные

• словесные

Приоритетное место отводится практическим методам (дидактическая игра, игровое упражнение).

Реализация проекта построена на следующих принципах:

• учёт возрастных особенностей;

• индивидуальный подход;

В работе над проектом использовались следующие формы реализации

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• коллективная деятельность (свободное участие детей в нем);

• фронтальная деятельность с четкими правилами, обязательное для всех;

• индивидуально-творческая деятельность,

• творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 детей,

• учебно-игровая деятельность (познавательные игры,

2. Основной этап:

Очевидно, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. При этом материал для игр определяется с учё том возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, формировать основные экологические понятия, воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы. Закреплять полученные знания и умения.

Основные направления работы:

* разработать картотеку дидактических игр.

* использовать дидактические игры в познавательно-исследовательской деятельности, на прогулках, в свободной деятельности детей;

*организовать развивающую, познавательную, предметно - пространственную среду;

* работа с родителями (консультации).

*проведение настольно-печатных, словесных игр и игр с предметами.

3. Заключительный этап:

В декабре было проведено итоговое диагностическое исследование с целью выявления динамики развития игровой деятельности в формировании экологических представлений у детей данной группы.

4. Ожидаемый результат:

При успешной реализации поставленной цели планировала получить следующие результаты:

* у детей развит устойчивый интерес к природе

* сформированы основы экологических знаний

* дети проявляют любовь к природе и бережное отношение к животным и растениям.

Для реализации проекта мною применялись различные формы работы с детьми :

• это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование.

в систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации.

• включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста.

значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Дидактические игры экологического содержания, уточняют, закрепляют, расширяют знание детей о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Методы, используемые для реализации работы над проектом по экологии :

1. Наглядные методы:

- целевые прогулки;

- наблюдения;

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно –

ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

-педагогом разработаны перспективные планы, дидактический и наглядный материал, стенды, консультации.

Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Я стараюсь знакомить детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережным отношением к ней, знакомить с экологическими сказками и произведениями детских поэтов и писателей природоведческой литературы.

Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.

Вывод. В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста намечаются положительные тенденции в экоразвитии:

дети усваивают элементарные знания об окружающей действительности.

формируются системные знания об окружающем мире.

дети бережно относятся к окружающему миру.

они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование представлений здорового образа жизни у детей средней группы посредством внедрения дидактических игр Проблема становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования»,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование первоначального логико-математического опыта у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Умственное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Использование дидактических игр при формировании экологической культуры ребенка .

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры дошкольников посредством приобщения их к природе» План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» Слайд 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование экологической культуры посредством дидактических игр»
Опубликовано: 23 октября 2018 в 17:34
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД