Лучший педагог года

Проект инновационной деятельности «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»

Любовь Смирнова
Проект инновационной деятельности «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме : «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание

1. Актуальность темы инновационного проекта

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы

Публикация «Проект инновационной деятельности „Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

4. Условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

1. Актуальность темы инновационного проекта

Современное требование общества к системе образования - развитие творческой личности ребенка. Ведущим видом деятельности в дошкольный период является игра. В ней интенсивно развиваются все стороны личности ребенка и творческие способности. Поэтому использование игры в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Дошкольный возраст - это особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство, психомоторной (спорт, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др.)

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.

Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МДОУ по проблеме «Педагогическая технология развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

Цель инновационного проекта : разработка и апробация современной педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Гипотеза педагогического исследования: возможность развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности зависит от ряда условий:

1. Определены научно-методические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработана педагогическая технология развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

3. Создана система педагогических условий для успешной реализации задач развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Общие задачи инновационной деятельности :

1. Систематизировать, обобщить научно-методические основы развития ворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать педагогическую технологию развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

3. Создать систему педагогических условий для успешной реализации задач развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

4. Апробировать инновационной педагогическую технологию развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

5. Развивать профессиональную компетенцию педагогов по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

6. Способствовать становлению педагогической компетенции родителей детей или их законных представителей по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

7. Проанализировать степень эффективности, качества и востребованности созданной системы работы.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ Л. В. Красильникова.

3. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта

1. Проблема творчества рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями: Н. А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Д. Гилфорд, Н. Н. Поддъяков, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, П. Торренс

2. Творчества и игра : Л. С. Выготский, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, о, Б. М. Теплова,, В. Г. Петровой, Л. В. Артемьевой Т. А. Марковой, И. Я. Михайленко, А. П. Усовой, П. И. Пидкасистого, А. Г. Хрипковой, А. А. Люблинской и др.

4. Условия реализации инновационного проекта

Условиями реализации инновационного проекта являются :

1. Материально-техническое обеспечение:

Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);

Обогащение предметно-развивающей среды младших групп МДОУ (дидактические пособия по развитию творческих способностей, дидактические игры и упражнения, специальные театральные игры).

2. Нормативно-правовое обеспечение:

Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, Модернизация Программы развития МДОУ, внесение изменений в Договора с родителями, Положения о творческой (инновационной) группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете МДОУ)

3. Кадровое обеспечение:

Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта

Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.

Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.

Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

4. Программно-методическое обеспечение:

Разработка педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

5. Работа с детьми:

Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Апробация педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Мониторинг эффективности и качества развития у детей творческих способностей.

6. Работа с педагогами:

Организация научно-методических семинаров научного руководителя с воспитателями по проблеме инновационной дятельности

Проведение методической работы с педагогами, участвующими в инновационной деятельности (консультации, семинары, практикумы, участие в РМО и т. д.)

Организация работы творческой группы педагогов.

7. Работа с родителями:

Внесение изменений в Договора с родителями по вопросам посещения ребенка инновационной группы.

Мониторинг отношения и степени активности родителей по проблеме инновационной деятельности МДОУ

Организация системы консультирования родителей по вопросам развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Организация индивидуальной помощи родителям по запросам.

8. Взаимодействие с социумом:

Организация взаимодействия МДОУ с кафедрами дошкольной педагогики НГПУ, НИРО по инновационной проблеме

Активизация связей со всеми образовательными учреждениями ближайшего социального окружения.

5. Этапы реализации инновационного проекта

Таблица 1

Этапы реализации инновационного проекта 2011 – 2016 гг

Этап

Задачи этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Отметка о выполнении

Диагностический

1. Разработка диагностической методики по обследованию уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Обследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

4. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ по проблеме творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

5. Анализ отношения родителей к проблеме инновационной деятельности МДОУ.

1. Создание новой диагностической методики по обследованию уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ и оценка результатов диагностики.

4. Анкетирование воспитателей по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

5. Анкетирование родителей по проблеме инновационной деятельности МДОУ.

Сентябрь – декабрь

2015 г.

Организационно-прогностический

1. Разработка педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

2. Повышение уровня педагогического профессионализма воспитателей по проблеме инновационной деятельности.

1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме инновации.

2. Анализ содержания программ дошкольного воспитания по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проведение системы методических мероприятий с педагогами по проблеме инновационной деятельности.

4. Создание творческой группы педагогов.

5. Создание научно-методического совета.

6. Разработка общей структуры педагогической технологии.

Январь – май,

2016 г.

Практический

1. Разработка и апробация педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на старшей и подготовительной к школе группе.

2. Мониторинг промежуточных результатов работы.

3. Внесение корректив.

1. Разработка методического обеспечения инновационной педагогической технологии для старшей и подготовительной к школе группе

2. Создание системы ООД, дидактических игр и упражнений по развитию творческих способностей для старшей и подготовительной к школе группе

3. Апробация системы работы (формирующий эксперимент).

4. Наблюдение за ходом реализации инновации.

5. Внесение корректив, изменений и дополнений в систему работы.

Сентябрь – май

201 – 2016 гг.

Сентябрь – май

2016 – 2017 гг.

Сентябрь – май

2017 – 2018 гг.

Обобщающий

1. Анализ эффективности и качества использования созданной педагогической технологии (контрольный эксперимент)

2. Оформление и описание педагогической тенологии

1. Проведение контрольно-диагностического обследования уровня развития творческих способностей у детей страршего дошкольного возраста.

2. Анализ и сравнение результатов обследования на начало и конец инновационной деятельности.

3. Оформление системы работы.

Сентябрь – декабрь

2018г.

Внедренческий

1. Внедрение педагогической технологии.

2. Распространение системы работы среди других МДОУ.

1. Проведение методических мероприятий.

2. Участие в РМО.

3. Публикации и издание пособий.

4. Защита квалификационных категорий педагогами.

Январь – май

2018 г.

6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта

Таблица 2

Система контроля за реализацией инновационного проекта

Вид

Объект

Цель

Технология

Срок

Ответст.

Выход

Мониторинг

Состояние здоровья детей

Динамика заболеваемости детей.

- Анализ и осмотр

- Оценка состояния здоровья детей

- Осмотр

- Измерение

- Анализ мед. карт

- Анализ посещаемости

- Анализ изменения результатов

1 раз в месяц

Ст. мед. сестра

Совещание при зав.

Мониторинг

Состояние уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Проведение диагностики и мониторинга

- Наблюдение

- Диагностика

- Беседы с детьми

- Беседы с родителями

10,4

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Восп-ли

Совещание при зав.

Заседания творческой группы

Совещания научно-метод. совета

Мониторинг

Деятельности служб детского сада по реализации инновации-онного проекта

- Материально-техническое обеспечение

- Оборудование развивающей среды

- Программно-методическое обеспечение

- Работа с педагогами

- Работа с родителями

- Работа с социумом

- Наблюдение

- Анализ выполнения плана

- Анализ среды в группах

- Анализ докумен-тации

- Изучение информации в родительских уголках

- Анализ совм. мероприятий с родителями

- Анализ планов взаимод. со школами и др.

В тече-ние года

Завед.

Зам. зав.

Ст. восп.

Психол.

Восп-ли

Педсоветы

Заседания творчес-кой группы

Заседания научно-методичес- кого совета

6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта

В педагогическом исследовании:

Разработка научно-методических основ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Создание педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Разработка методического обеспечения педагогической технологии.

В работе с педагогическими кадрами:

Развитие инновационного потенциала работников МДОУ.

Повышение педагогического профессионализма педагогов МДОУ.

Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства.

Распространение опыта инновационной деятельности.

В работе с детьми:

Развитие у детей творческих способностей

Повышение качества и уровня педагогической деятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Развитие личностных свойств и качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.

В работе с родителями:

Повышение интереса к деятельности МДОУ.

Активное включение в инновационный процесс МДОУ.

Помощь в организации среды групп.

Публикации по теме:

Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста 1 часть Едем по лесной.

Маркетинговые исследования в рамках инновационной деятельности В строгом смысле, маркетинговое исследование – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга. То есть,.

Обобщение опыта работы по инновационной деятельности Наш детский сад работает по приоритетному направлению развития: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста». В рамках.

Обобщение работы социального учреждения по инновационной деятельности ПАСПОРТ воспитательно – реабилитационной (инновационной) деятельности воспитателей Е. А. Никулиной, В. Н. Дацук Воспитатель Никулина Елена.

Организация инновационной деятельности В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются, в первую очередь, огромным количеством нововведений. Одним.

Отчёт по инновационной деятельностиОтчёт по инновационной деятельности ТЕМА: "Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественного конструирования». В 2015 – 2016.

Применение ИКТ — одно из направлений взаимодействия педагогов в инновационной здоровьесберегающей деятельности ДОУ Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее.

Описание инновационной модели дошкольного образованияОписание инновационной модели дошкольного образования «Группы кратковременного пребывания в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении – центр развития ребенка - детский сад.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности» Выступление на педагогической конференции 25.08.2016.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект инновационной деятельности «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 20:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД