Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Марина Корыстина
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Легкое перышко»

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»

Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображение;

-развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей

План мероприятий реализации проекта с детьми

месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

сентябрь - игры: «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь»

-сказкотерапия

«Я люблю сказки»

- беседа о группе

«Вместе весело шагать»

- телесная терапия.

«Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»

«Мыльные пузыри»

- музыкатерапия

«Вот как мы умеем»

- телесная терапия «Обними меня»

- пальчиковые игры «Семья»

- сказкатерапия

«Я люблю сказки»

-театрализованные игры «Колобок»

- телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»

«Музыканты»

- упражнения на дыхание

«Греем ручки»

- телесная терапия «Обними меня»

октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»

- сказка терапия

«Почитай мне сказку»

- упражнения на дыхание

«Рубим дрова»

-телесная терапия.

«Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»

-музыкатерапия

- телесная терапия «Обними меня» - игры

«Матрешка» «Котята»

- сказка терапия

«Почитай мне сказку»

- телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры

«Дружная семейка» «Собери пирамидку»

- Музыка терапия

«Чебурашка»

- телесная терапия «Обними меня»

ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»

- сказка терапия

«Я люблю сказки»

- рисуем пальцем «Дождик»

- телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»

- игры с водой «Переливание»

- музыка терапия «Антошка»

- телесная терапия «Обними меня» - игры

«Непослушные мышата» «Солнце и дождик»

- сказка терапия

«Почитай мне сказку»

- телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра

- музыкатерапия «Антошка»

- телесная терапия «Обними меня»

декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»

- игра с водой. «Мельница»

- музыкатерапия

«В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.

Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания

«Каша кипит»

- игры «Поиграем в кубики», «Мячик»

- сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»

- музыкатерапия

«В лесу родилась елочка»

- сказкатерапия

«Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»

- пальчиковые игры «Колючий ёж», «Идет Коза рогатая»

-театрализация

«Репка»

январь - игра «Носик»

- игра с водой «Паровозик»

- сказка терапия

«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра

«Сорока – белобока»

- игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»

- сказка терапия

«Я люблю сказку

- упражнение на дыхание.

«Веселый паровозик в пути»

-игра с водой «Наливаем, выливаем»

- сказка терапия

«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»

- игра на дыхание «Носик»

-сказкатерапия. «Я люблю сказку»

февраль - подвижная игра

«Зайка»

- игра на дыхание «Носик»

- рисуем пальцами «Снег»

- Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»

- пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

- игры со строительным материалом.

- чтение художественной литературы

А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»

- пальчиковая игра «Мы играем на рояле»

- игры с конструктором «Лего»

- сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей».

- упражнение на дыхание.

«Звонкий петушок»

- игры с конструктором «Лего»

- чтение художественной литературы

А. Барто «Игрушки»

март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»

игра с водой.

- «Наливаем, переливаем

- упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»

- сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»

- игры «Чудесный мешочек», игры с камушками.

- сказкатерапия

«Я люблю сказку» - игра

«Кукольный театр»

- игра с водой «Кораблик»

- пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

- сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»

- упражнения на дыхание.

«Часики идут»

- игра

«Чудесный мешочек»

- сказка терапия. «Я люблю сказку»

апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»

-театрализованная деятельность

«Кукольный театр»

-игры «Мячики»

- сказка терапия.

«Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования

-Игры на дыхание «Рубим дрова»

игры со строительным материалом.

-сказка терапия.

«Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»

-Игры с конструктором «Лего»

-пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра

«Колючий ёж».

- «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.

- игры с водой.

«Плывет, тонет»

-сказка терапия. «Я люблю сказку»

май -Игра «Собери пирамидку»

- упражнение на дыхания.

«Веселый паровозик в пути»

- Игра в уголке экспериментирования

- сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»

- пальчиковая игра «Идет коза рогатая»

- Игра со строительным материалом.

- сказка терапия. «Я люблю сказку». -пальчиковая игры «Мячики», «Веер»

- Игра с конструктором «Лего»

- сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»

«Дождик, дождик веселей.»

-упражнения на дыхание.

«Вырасти большой»

- сказка терапия. «Я люблю сказку»

Работа с родителями в период адаптации детей направлена на:

- оказание консультативной помощи по вопросам адаптации, воспитания детей раннего возраста

- решение проблем адаптационного характера

- создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.

Она включает в себя следующие задачи:

- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;

- подготовить ребенка к посещению детского сада.

Мероприятия:

-родительские собрания;

-анкетирования;

-консультации;

-индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;

-демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах

И предполагает результат: безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

Результаты работы по проекту:

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.

Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья»; «Наши успехи»; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.

Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу: у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации.

Публикации по теме:

Проект «Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия» Цель проекта: обеспечение благоприятных условий, способствующих предупреждению эмоционального неблагополучия детей; повышение уровня психолого.

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 6 августа 2012 в 16:40
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...