Наталья Емелина
Проект «Логопедическая литературная гостиная по сказкам Г. Х. Андерсена»
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 учебный год).
Тип проекта : позновательно–коррекционный.
Участники проекта : 21 воспитанник подготовительной группы логопедического пункта, учитель–логопед, педагоги, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Публикация «Проект „Логопедическая литературная гостиная по сказкам Г, Х, Андерсена“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
1. Средства массовой информации почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение. Это привело к значительному снижению интереса к художественной литературе. Педагог должен помочь дошкольнику в литературном развитии, в формировании у воспитаников читательского вкуса, отношение к книге как явлению культуры.
2. Увеличение количества детей с различными комбинированными нарушениями речи.
Цель проекта : Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных, речевых умений по сказкам Г. Х. Андерсона. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге, как источнику культуры и информации. Закрепление лексико-грамматического строя и связной речи воспитанников в лексических темах, автоматизация поставленных звуков в интересной и непринуждённой для детей обстановке. Формирование звукового анализа и синтеза. Развитие эмоциональной сферы воспитанника, как основы формирования культуры чувст.
Задачи проекта :
Для детей
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя;
- обогатить словарь по лексическим темам;
- научить выделять первый звук в составе слова и характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
- находить слова, которые начинаются с одинакового звука, и называть этот звук.
Коррекционно-развивающие:
- развить артикуляционную и мелкую моторику, фонематические процессы;
- усовершенствовать лексико-грамматический строй речи, составление предложений и деление слов на слоги, работу по формированию словообразования;
- закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать имена существительные с именами числительными, правильно употреблять имена существительные именительного падежа во множественном числе;
-развивать умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;
- развивать связную речь, воображения, высшие формы мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования;
- развивать память, внимание, усидчивость, чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у воспитанников интерес к сказкам, чтению;
- учить контролировать правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи.
Для педагогов
- повысить профессиональный уровень в вопросах речевого развития;
- научить проведению занятий в форме бесед, викторин после чтения сказок для развития и совершенствования у воспитанников диалогической, связной речи, её лексико–грамматического строя;
- контролировать правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи.
Для родителей
- повысить уровень компетентности в вопросах речевого развития;
- побудить активное участие в реализации проекта, в выполнении рекомендаций логопеда, в создании предметно–развивающей среды для речевого развития.
- помочь семье организовать чтение ребенка в домашних условиях, воспитывать культуру чтения и любовь к книгам;
Для социальных партнёров
- участие в международном конкурсе;
- трасляция опыта учителя–логопеда по закреплению лексических тем в форме логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
- развитие и совершенствование навыков эмоционально выразительной, связной речи, её лексико-грамматического строя, высших форм мышления, памяти, внимания, усидчивости;
- обогащение речи за счет образных выражений, активизирование и расширение словаря воспитанников по лексическим темам, правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи;
Для педагогов
- повышение профессионального уровня в вопросах речевого развития;
- обеспечение единого коррекционно-педагогического пространства формирования у воспитанников правильного произношения поставленных звуков в спонтанной речи, лексико – грамматического строя, связной речи;
Для родителей
- повышение уровня компетентности в вопросах речевого развития;
- активное участие в реализации проекта, в создание благоприятной предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
Для социальных партнё ров:
- публикация на сайте;
- трансляция опыта учителя–логопеда по теме логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Коррекционно–игровая.
Название итогового мероприятия проекта.
1. Досуговое логопедическое занятие для детей старшего дошкольноговозраста логопедического пункта «Дюймовочка».
2. Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста логопедического пункта «Снежная Королева».
3. Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста логопедического пункта «Русалочка».
4. Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста логопедического пункта «Гадкий утёнок».
5. Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста логопедического пункта «Огониво».
Этапы проекта.
I этап (подготовительный) :
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор методической литературы по темам, детской художественной литературы.
3. Чтение сказок в группе педагогами :
План знакомства со сказкой.
№ Месяц Название сказки
1. октябрь Г. Х. Андерсен «Оле Лукойе»
2. ноябрь Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
3. декабрь Г. Х. Андерсен «Снежная Королева»
4. февраль Г. Х. Андерсен «Русалочка»
5. март Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
6. апрель Г. Х. Андерсен «Огниво»
4. Проведение логопедических занятий согласно перспективному и календарному плану для воспитанников с ФНР, ФФНР, НВОНР.
5. Разработка мероприятий.
подбор речевых, дыхательных игр;
игры на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики;
изготовление дидактического материала для выполнения заданий;
подбор карточек с изображениями эмоций, картинок с изображениями сказочных персонажей, материала для презентации.
II этап (деятельностный) :
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1. Работа над приобретёнными произносительными звуковыми навыками (заучивание скороговорок).
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Совершенствование звуко-слогового анализа слов (деление слов на слоги, определение количество слогов в слове).
4. Развитие логического мышления, разгадывание загадок по литературным сказкам.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие навыков самоконтроля за речью с использованием логопедических дидактических игр, игр на коммуникацию: «Эстафета дружбы», «Солнце в ладошке».
Логопедические дидактические игры :
- на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Семья», «Какие бывают рыбы?», «Дом на горе», «Зима», «Рыбка», «Рыбки» с использованием массажеров Су–джок, «Весна»;
- артикуляционной моторики: (артикуляционная гимнастика «Снова к нам зима пришла», «Домашние птицы», артикуляционная гимнастика в стихах «Овощи», артикуляционная гимнастика - сказка «У бабушки с дедушкой»;
- на развитие мимической мускулатуры: мимическая гимнастика в стихах «Горы. Хмурая тучка. Грусть. Злость. Испуг. Гордость. Жадность;
- здоровье сберегающие упражнения: гимнастика для глаз «Солнышко», массаж биологически активных зон «Утка и кот», самомассаж «Ой, мороз, мороз, мороз», «Не циркач и не артист сам себе – я массажист» О. И. Крупенчук);
- на развитие речедвигательнойгимнастики: логоритмика «Здравствуй!», «Приготовили обед» Е. Алябьева, «Мои умелые руки» Е. Алябьева, «Смелый капитан», «Молоток», «Топор», «Пила», «На болоте две подружки», двигательная гимнастика «Чок-чок, каблучок!», «Мы идем в осенний лес» И. Михеева, «Над волнами чайки кружат», «Лебеди», подвижная игра «Ласточки»;
- на развитие дыхательной гимнастики: формирование углублённого вдоха, тренировка правильного носового дыхания, развитие длительного плавного выдоха, «Понюхаем цветочек», «Северный ветер», «Ветер», «Кораблик»);
- на развитие лексико-грамматического строя речи: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей - игра «Один - много», образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами-игра «Назови ласково»;
- на подбор и называние как можно больше слов-определений и слов-действий игра «Определи какая птичка», «Какой сок? Какое варенье?»;
- на образование имен существительных множественного числа игра «Закончи предложения»;
- на подбор слов-действий к существительным игра с мячом: игра «Кто как голос подает» «Что делает (делают?»
- на употребление приставочных глаголов: игра «Выбери нужное действие»;
- на подбор антонимов: игра «Скажи наоборот»;
- на словообразованиеи: игра «У кого кто?»;
- на образование притяжательных прилагательных: игра «Чьи ноги, Чья голова, Чьи рога?», «Чьи лапки, чья голова?», игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»;
- на расширение лексического запаса, образование новых слов: игра «У кого кто»;
- на согласование имён существительных с числительными : игра «Одна льдинка, две дьдинки, пять льдинок», «Посчитай – один, два, пять» (с мячом, «Сосчитай рыбок»);
- на классификацию: игра «Где живут рыбки?»;
- на развитие связной речи (игры «Подбирай, называй, запоминай» Закончи предложения);
- на развитие фонематического восприятия: игры «Найди звук», «Кто больше слов скажет»).
III этап (завершающий)
1. Встречи в «Логопедической литературной гостиной» :
- в ноябре (приложение №1-«Дюймовочка»);
- в декабре (приложение №2- «Снежная королева»);
- в феврале (приложение №3-«Русалочка»);
- в марте (приложение №4- «Гадкий утёнок»);
- в апреле (приложение №5-«Огниво»).
2. Оформление отчётной документации.
3. Презентация проекта.
Продукты проекта :
Для детей дидактические пособия для дыхательной гимнастики цветы, рыбки, кораблики, огниво с огнём;
Для педагогов: сценарии, презентации досугов;
Для родителей: размещение информации на сайте
Для социальных партнё ров: размещение информации на сайте, дипломы участника.
Полученные результаты проекта.
Для детей:
- познакомили с жизнью и творчеством писателя;
- научили выделять первый звук в составе слова и характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам, находить слова, которые начинаются с одинакового звука, и называть этот звук;
- развиты и совершенствованы навыки эмоционально выразительной, связной речи, её лексико-грамматического строя, высших форм мышления, памяти, внимания, усидчивости, чёткие координированные движения в взаимосвязи с речью;
- активизировали и расширили словарь воспитанников по лексическим темам, закрепили правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи;
Для педагогов:
- повышен профессиональный уровень в вопросах речевого развития.
Для родителей:
- повышена компетентность в вопросах речевого развития;
- принято активное участие в реализации проекта.
Для социальных партнё ров:
- опубликаван на сайте;
- транслирован опыт учителя–логопеда по теме логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте.