Получи документы

Проект «Матрешка — душа России»

Ольга Сердобинцева
Проект «Матрешка — душа России»

Проект «Матрешка — душа России»

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность,

на которую всегда может рассчитывать воспитание:

это то, что мы называем народностью.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа».

Д. Ушинский.

Проект – художественно -эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового направления.

Обоснование актуальности проекта :

Публикация «Проект „Матрешка — душа России“» размещена в разделах

Для освоения духовно-нравственных ценностей, становления базиса личностной культуры, принятых правил и норм поведения, особо значимым является период дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы ценностей, определяющая отношение ребенка дошкольника к миру во всем многообразии его проявлений.

Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

В нашей группе «Рябинка» для детей с ЗПР(3-8лет) было проведено анкетирование родителей по теме: «Народная игрушка в жизни вашей семьи». По итогам анкетирования сделан вывод, что у детей и их родителей плохо сформированы представления о народных игрушках, в семье мало уделяется внимания этой теме.

Поэтому педагоги группы решили создать условия для знакомства с народной игрушкой. Самая простая и понятная народная игрушка -это матрешка. Она до сих пор нравится и взрослым и детям. В ее содержании, форме и отделке отразилась вся широта души русской, представления о мире, добре, красоте. Матрешка – это не просто игрушка, это частичка каждого из нас, россиян.

Играя с ней, дети знакомятся не только с историей создания игрушки, мы возрождаем добрую традицию народа, передаём опыт старшего поколения. В народной игрушке есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Поэтому задумались над проблемой о знакомстве детей и их родителей с русской народной матрешкой как проводником к русской народной культуры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта : воспитание чувства патриотизма через народную игрушку-матрешку.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой, с историей создания матрешки, русских традициях и праздниках связанных с игрушкой.

2. Создать условия для экспериментальной, игровой и творческой деятельности.

3. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Развивать память, логическое мышление, внимание, самооценку.

6. Активизировать работу по патриотическому воспитанию среди детей и родителей воспитанников.

Вид/ тип проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитанники группы детей с ЗПР (7 человек, посещающих детский сад и их родители, воспитатели групп, педагог дополнительного образования Балашовской школы искусств №2, сотрудник детской библиотеки.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Анкетирование.

2. Размещение информации в уголках для родителей по теме проекта.

3. Подбор материала и изготовление дидактических игр, альбомов, запись мультфильмов, презентаций.

4. Подбор методической, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, бесед по теме проекта.

5. Подбор наглядно-дидактического иллюстративного, материала, для реализации проекта.

6. Продумывание практической, экспериментальной деятельности.

7. Создание условий для реализации проекта.

Основной этап:

-Беседы с детьми.

-Экспериментальная деятельность.

-Просмотр презентаций, мультфильмов и познавательных фильмов.

-Чтение художественной литературы, загадок, сказок. Разучивание стихов.

-Проведение ОД по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

-Разучивание с детьми подвижных игр, физминуток.

-Семинар-практикум для родителей по росписи матрешек.

-Совместно с родителями изготовление и рассматривание альбома «Русская матрешка».

-Оформление мини-музея «Матрешка-душа России».

• Результатами данного проекта : (собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы, д/и, литературные произведения) будут использовать ежегодно в работе с детьми педагоги, родители, воспитанники.

Продукт проекта : мини-музей «Матрешка-русская душа»

Организованная

Образовательная

Деятельность,

осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Составление плана работы по проекту с детьми (беседы, встреча с педагогом дополнительного образования из школы искусств №2 Мишиной О. И., пополнение предметно – развивающей среды, встреча с сотрудником Детской Библиотеки Леонтьевой Н. Н Подбор физ. минуток, подвижных игр, динамических пауз, пальчиковых гимнастик Подбор иллюстраций и книг для рассматривания, для раскрашивания; пополнение предметно – развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Составление плана работы с родителями.

Анкетирование.

Основной (проблемно – деятельный)

1. Чтение худ. литературы Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки», В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Клешовой, С. Иваова.

2. Беседы: «История русской матрешки», «Семеновская матрешка», «В гости к матрешке».

3. Проведение ОД по ОО»художественно-эстетическое развитие» на темы: «Семья матрешек»(рисование, «Украсим матрешке сарафан» (пластилинография, «Украсим платочки для матрешки кругами и кольцами»(рисование, «Матрешка пришла в гости», «Угощение для матрешки»(аппликация)матрешка на ложках»(ручной труд)

4

Просмотр электронных презентаций:

«Матрешка – русская красавица».

«Как изготавливают матрешку».

Просмотр фильмов:

«Секрет матрешки».

«Жили были матрешки».

«Русские матрешки».

Диафильм (презентация) «Катя в гостях у матрешки».

4. Встреча с преподавателем школы искусств №2Мишиной О. И.

5. Беседа. Сетевое взаимодействие с библиотекой (Леонтьева Н. Н.)

Экспериментальная деятельность

Тема: «Матрешка деревянная»

Цель: Познакомь со свойствами дерева

Тема: «Сарафан Матрешки»

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.

1. Подвижные игры:

- «Матрёшки и мышки».

• - «Матрёшечка - матрёшка».

• - «Матрешки и карусели».

- «Кто первый?»

- «Найди матрешку».

- «Весёлые матрёшки».

5 Пальчиковые игры:

- «Мы веселые матрешки».

- «Кукла».

- «Мы — красавицы матрешки».

- «Строили ладошки домик для матрешки».

- «Нужно пальчики размять».

- «Кукла славная матрешка».

- «Мы становимся всё выше». Физминутка для глаз.

6Физминутки:

• - «Матрёшки».

-«Мы, матрешки, вот такие крошки».

• - «Все они матрешеньки».

- «Матрёшкины частушки».

- «Мы -весёлые матрёшки».

- «Ножки».

- «Ах, какие щечки».

5. Отгадывание загадок.

1. Д/и «Разрезные картинки», «Сенсорная игра. Трехцветная матрешка», «Собери матрешку», «Найди домик матрешке», «Больше-меньше»

2. Обучение игре:»К нам в гости пришла матрешка»

3. Рассматривание иллюстраций на тему : «Какие разные матрешки»

4. Продуктивная деятельность. Рисование матрешек с помощью трафаретов. Аппликация. Лепка

1. Семинар-практикум для родителей по росписи матрешек на тему «Изготавливаем сувенир своими руками»

Изготовление альбома «Русская матрешка»,

2. Консультация для родителей «Матрешка-детская развивающая игрушка»»

3. Совместная работа родителей по оформлению мини- музея в группе «Матрешка – душа России»

4. Рекомендации для родителей по домашнему чтению.

5. Памятка для родителей «С чего начинается Родина…».

Заключительный (творческий)

Продукт проекта - мини-музей «Матрешка- душа России».

Ожидаемые результаты реализации проекта

В детском саду:

1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.

2. Изготовлены дидактические игры для детей, оформлен альбом для рассматривания «Русская Матрешка», собранны и записаны на DVD мультфильмы и презентации по теме проекта.

3. Проведены семинары- практикумы, консультации для родителей.

4. В работе проекта примут непосредственное участие 90% семей и 7детей посещающих группу «Рябинка» в возрасте от 3 до 8 лет.

5. К окончанию срока реализации проекта у детей обогатится кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла. Дети будут использовать знания в играх и НОД.

Дети будут знать и называть:

Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.

• Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой, в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.

• Знать историю происхождения матрешки. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

• Знать отличия и уметь находить матрешек по росписи : семеновскую, вятскую матрешки и матрешку из Сергиево-Пассада.

• Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками, уметь употреблять их в жизни.

• У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.

Дальнейшее развитие проекта

• В детском саду продолжит действовать мини – музей «Матрешка-душа России».

• Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.

• Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе разработки по теме проекта.

Публикации по теме:

«Душа России». Сценарий районного праздника«Душа России». Сценарий районного праздника «Душа России» сценарий районного праздника8 апреля 2016 года на базе нашего сада прошел районный этап городского конкурса «Душа России».

Матрёшка — душа, символ и визитная карточка РоссииМатрёшка — душа, символ и визитная карточка России Наравне с русской берёзкой и русским самоваром, русская Матрёшка стала неофициальным символом России. Причина популярности матрёшки заключается.

Дидактические игры для мини-музея «Душа России»Дидактические игры для мини-музея «Душа России» Доброго всем солнечного весеннего дня! Каждый из нас, педагогов, постоянно задумывается над новыми идеями, технологиями, дидактическими.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Мастер-класс по созданию праздничной поделки «Матрешка — душа России» в технике аппликации из цветной бумагиМастер-класс по созданию праздничной поделки «Матрешка — душа России» в технике аппликации из цветной бумаги Мастер-класс по созданию праздничной поделки «Матрешка - душа России» в технике аппликации из цветной бумаги. Автор: Шубенкова Татьяна.

Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте»Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному.

Проект «Когда все вместе, то и душа на месте»Проект «Когда все вместе, то и душа на месте» Паспорт к проекту "Когда все вместе, то и душа на месте»Классификация проекта: По срокам реализации проект – среднесрочный По тематике.

Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте»(для детей младшего дошкольного возраста) «Семья – это та самая среда, в которой человек.

Творческая мастерская «Матрешка — душа России» для детей младшего школьного возрастаТворческая мастерская «Матрешка — душа России» для детей младшего школьного возраста Цель: сделать матрешку из бумаги Задачи. Образовательные: • познакомить детей с историей создания русской матрёшки • научить делать матрешку.

Выставка «Золотая хохлома» — душа России!Выставка «Золотая хохлома» — душа России! Хохлома Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Матрешка — душа России»
Опубликовано: 14 мая 2023 в 12:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД