МААМ-картинки

Проект «Мой край родной — Кузбасс»

Светлана Колесникова
Проект «Мой край родной — Кузбасс»

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Новокараканский детский сад»

Проект

«Мой край родной

Кузбасс

Проект разработала :

воспитатель

Колесникова Светлана Владимировна

Беловский район

В данном проекте представлены методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, городами родного края, его исторических и знаменитых на всю страну местах, героями и земляками, прославившими Кузбасс и город Белово. Это: конспекты занятий и бесед, перспективные планы, художественное слово. Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за родной край, любовь к малой Родине - Кузбассу.

Публикация «Проект „Мой край родной — Кузбасс“» размещена в разделах

Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем Кузбассом (Кемеровская область).

Паспорт проекта

Наименование проекта «Мой край родной - Кузбасс»

Вид проекта Образовательный, информационно – практико-ориентированный

Продолжительность проекта Долгосрочный (1 год)

Участники проекта Педагоги дошкольного учреждения, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

Цель проекта Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями

Задачи проекта

1. Расширение представлений детей о родном крае, его культуре, истории и современности.

2. Развитие любознательности и интереса к изучению родного края.

3. Развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта.

4. Организация работы с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями края, историей и культурой родного края, его природой.

5. Воспитание гражданина любящего и знающего свой родной край и уважающего граждан Кемеровской области.

Механизм реализации проекта • Организация и проведение мероприятий;

• осуществление мониторинга;

• просветительская работа среди родителей воспитанников;

• распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения;

• размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Ресурсное обеспечение

• Нормативно-правовое;

• кадровое;

• материально-техническое;

• финансовое;

• информационно - методическое.

Сроки и этапы реализации проекта

Первый этап: организационно-подготовительный:

сентябрь – декабрь.

• осуществление и определение теоритических основ проблемы, изучение и анализ научно-практической и методической литературы;

• определение цели, задач и основных направлений реализации проекта;

• составление плана разработки механизма и этапов реализации проекта;

• проведение мониторинга с детьми;

• разработка информационно-методического, наглядного материала проекта.

Второй этап: основной, практический:

январь – март

• непосредственная реализация проекта : проведение запланированных мероприятий проекта с детьми и родителями;

• отслеживание промежуточных результатов работы по проекту.

Третий этап: итоговый, заключительный:

апрель – май

• соотнесение результатов с целями и задачами проекта;

• подготовка проекта к презентации.

Ожидаемые и конечные результаты проекта

• Повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края;

• расширение представлений детей о разнообразии природы родного края, красной книге Кемеровской области;

• повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры родного края;

• разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем;

• проведение развлечений, выставок, праздников о родном крае;

• разработка памяток, буклетов для родителей.

Продукт проекта • Методические рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем;

• мини-музей «Любимый поселок»;

• буклет «Белово – жемчужина Кузбасса»;

• фотовыставка «Любимый уголок родного города»;

• выставка детских рисунков «Красота природы родного края», «Мой край родной», «Достопримечательности родного края», «Мой любимый город».

Актуальность

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может существовать рост духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять ее характер и особенности, идентифицировать себя с соотечественниками, стремление защищать интересы страны. Это любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

Формированию и укреплению патриотизма в нашей стране способствует государственная политика, направленная на обсуждение целей и задач патриотического воспитания детей и молодежи, разработку и внедрение соответствующих федеральных программ (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.).

Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов. Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей малой родины. Знание истории родного края, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины». К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, родному краю, Отечеству. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

Современная система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится о формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В дошкольном возрасте дети должны получить краеведческие сведения о родном городе, крае, об истории их возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Благодаря этому воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Любой край неповторим в своих людях и их труде, природе, замечательном народном творчестве, поэтому важно показать эту особенность. Это позволит сформировать представление о том, чем славен родной край.

Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, культурой, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Воспитывая у детей интерес и любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины, что много есть еще других областей, краев.

Важно работу по данному направлению осуществлять во взаимодействии с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. … Все совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно проходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Однако в ней отражаются, отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности и нет стройной системы по ознакомлению с родным краем.

Анализ анкетирования родителей на тему «Моя малая Родина» показал, что современный ребенок имеет поверхностные представление о городе, в котором он живет и не имеет представления о родном крае, его особенностях.

Мы, педагоги, считаем, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важнейших и основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения и эту работу необходимо начинать с дошкольного возраста. Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента даст детям возможность получить первоначальные представления основ региональной истории, культуры на основе проектной деятельности. Будет способствовать развитию интереса к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.

Новизна проекта

В проекте обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников формируется устойчивый интерес к ознакомлению с историей, культурой, природой и особенностями родного края через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.

Проект «Мой край родной - Кузбасс», долгосрочный, рассчитан на один год.

Цель проекта : создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.

Задачи проекта

1. Расширение представлений детей о родном крае, его культуре, истории и современности.

2. Развитие любознательности и интереса к изучению родного края.

3. Развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта.

4. Организация работы с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями края, историей и культурой родного края, его природой.

5. Воспитание гражданина любящего и знающего свой родной край и уважающего граждан Кемеровской области.

Концептуальные позиции проекта

• принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач;

• принцип развивающего обучения;

• принцип интеграции образовательных областей;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип решения образовательных целей и задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.

Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Механизм реализации проекта

• организация и проведение мероприятий;

• осуществление мониторинга;

• просветительская работа среди родителей воспитанников;

• распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного образовательного учреждения;

• размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Ресурсное обеспечение

• информационные ресурсы (методическая литература по данной проблеме);

• материально - технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии)

• кадровые ресурсы (педагоги ДОУ, родители).

Нормативно-правовое обеспечение

Законодательной базой проекта являются :

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

• Закон Кемеровской области «Об образовании» от 05.07.2013 № 86-30.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

Кадровое обеспечение

• педагоги ДОУ,

• родители.

Информационно-методическое обеспечение

Современные программы, педагогические технологии, психолого-педагогическая и методическая литература.

Материально-техническое обеспечение

1. Ноутбук.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Мультимедийные презентации: «Природа родного края», «Города Кемеровской области»; «Белово – мой любимый город».

4. Дидактические игры: «Животные тайги», «Найди животного (птицу, дерево) нашего края», «С какого дерева лист» и др.

5. Демонстрационные пособия: «Символика края и города Белово», «Путешествия по карте Кузбасса» и др.

Этапы и сроки реализации проекта

1. Организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми и родителями; разработка информационно-методического материала для работы с детьми и родителями.

Формы работы

1. Создание картотеки стихотворений, загадок о родном крае.

2. Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3. Создание мультимедийных презентаций: «Природа родного края», «Города Кемеровской области»; «Белово – мой любимый город».

4. Подготовка анкет для родителей.

2. Основной

Непосредственная реализация проекта : проведение мероприятий.

Реализация содержания проекта осуществляется по нескольким направлениям.

Направления работы

Природные особенности родного края

Рассматривается флора и фауна региона, природные богатства, дети получают сведения о географических и климатических особенностях местности, лекарственных травах, животном мире.

Национально-культурные и исторические особенности края

Дети получают сведения об истории возникновения Кемеровской области и города Белово. Дети узнают, что в области проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами. Знакомятся с культурой родного края.

Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

1. Символика края

Знакомство с гербом, флагом города Белово. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображенных на них символов.

2. Достопримечательности родного края

Знакомство с архитектурой улиц и проспектов, памятниками, красивыми местами отдыха взрослых и детей родного края и города Белово. Областной центр – город Кемерово и другие города Кемеровской области.

3. Знаменитые люди края

Дети получают краткие сведения об известных людях, прославивших родной край и город Белово в разные временные отрезки эпох.

4. Защитники Отечества

Дети получают сведения о солдатах земляках, защищавших Родину в годы войны, ветеранах и тружениках тыла, памятниках и улицах города, названных в честь героев.

5. Кузбасс – шахтерский край

Дети получают сведения о шахтах и разрезах края и города Белово, об особенностях труда шахтеров, о значении угля в мирные и военные времена.

Цикл мероприятий с детьми

- Занятия: «Родной край - Кузбасс», «Город Кемерово», «Коренные народы Кемеровской области», «Города родного края», «Природа родного края», «История улиц – история города», «С днем рожденья! Любимый город», «Подземные богатства Кемеровской области», «Красная книга «Кузбасса».

- Просмотр и обсуждение презентаций: «Природа родного края», «Города Кемеровской области»; «Белово – мой любимый город».

- Конкурс чтецов «С чего начинается Родина».

- Фотовыставки: «Мир природы», Любимый уголок родного города».

- Викторины: «Знаешь ли ты свой край родной», «Колесо истории»; «Белово – город мой родной», «Знатоки природы Кузбасса», «Родной край люби и знай».

- Дидактические игры: «Животные тайги», «Найди животного (птицу, дерево) нашего края», «С какого дерева лист».

- Словесные игры: «Кто лишний», «Назови друзей леса», «Когда это бывает», «Я начну, а ты продолжи»; «Расскажи – мы отгадаем», «Лови, не зевай, быстро улицу называй», «Раньше и сейчас».

- Беседы: «Кедр и его друзья», «Кто живет в тайге», «Чем богат Кузбасс», «Кузбасс в годы войны», «Знаменитые люди Кузбасса»;

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Природные богатства Кузбасса – каменный уголь».

- Экологические акции: «Посади дерево», «Первоцвет», «Покормите птиц зимой».

- Коллажи: «Мой город», «Сибирская тайга», «На лесной полянке».

- Рисование: «Улицы моего города», «Животные и птицы родного края», «Дворик моего детства».

- Лепка: «Животные родного края», «Птицы родного края».

- Аппликация: «Герб родного города»

- Конструирование: «Улица нашего города», «Город будущего».

- Изготовление из цветной гофрированной бумаги подснежника.

- Чтение книг о природе родного края : «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев; «Угольный Кузбасс. Страницы истории» и «История Кузбасса» в рассказах для детей В. Лаврина; «История Кемеровской области» А. Н. Герасимов и С. А. Герасимова; «Природа Кузбасса» А. Куприянов.

- Рассматривание фотографий и слайдов флага, герба Кемеровской области и города Белово.

- Составление описательных и творческих рассказов: «Животные и птицы родного края», «Мой город», «Любимые места родного города», «Будущее моего края», «Мой папа – шахтер».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг о Кемеровской области и городе Белово.

- Рассказы воспитателя: об истории города Белово и Кемеровской области; знаменитых людях города и родного края; достопримечательностях города и родного края; военной летописи города и родного края; основных профессиях города и края.

Проект предусматривает разнообразные виды детской деятельности познавательную, коммуникативную, изобразительную, игровую, музыкальную, восприятие художественной литературы и т. д.

Цикл мероприятий с родителями

• анкетирование родителей «Моя малая Родина»;

консультации: «Познакомьте ребенка с родным городом»;

• оформление буклета «Мой любимый город»;

• привлечение родителей к оформлению мини - музея «Мой поселок»

совместная деятельность детей и родителей: изготовление гербариев растений Кемеровской области

3. Итоговый

1. Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта).

2. Презентация результатов проектной деятельности :

- мини – музей «Кузбасс – шахтерский край»;

- выставка рисунков «Кузбасс – жемчужина Сибири»;

- представление проекта на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты

- наблюдается познавательный интерес и любознательность к познанию родного края, истории, культуры, природы;

- имеет представления об истории, культуре, природе Кемеровской области и родного города;

- умеет различать, показывать, называть символику города Белово и Кемеровской области (герб, флаг, гимн);

- понимает, что город Белово это его малая родина, он здесь родился и здесь живет, что город находится в Кемеровской области;

- имеет представления о том, что Белово, Кемеровская область это часть большой страны - России;

- может показать на географической карте, глобусе расположение Кемеровской области и города Белово;

- имеет представления о городах Кемеровской области и их значимости для развития Кемеровской области;

- имеет представления о достопримечательностях родного города и Кемеровской области;

- знает основные профессии жителей Белово и Кемеровской области и особенности их труда;

- может рассказать о знаменитых людях города и Кемеровской области, и чем они прославили свой родной край;

- знает, что родной край населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура.

Заключение:

Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились представления о родном крае, городе, поселке, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности и активного использования метода проекта у детей и родителей значительно расширились представления об истории, культуре, природе родного края.

Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе поиска информации о родном крае. Родители вместе с детьми собрали и изготовили экспонаты для мини-музея «Кузбасс – шахтерский край».

Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Многие из детей стали вести себя уверенней в коллективе сверстников, общаться друг с другом, обсуждать, делиться полученными сведениями друг с другом и родителями. Стали чаще обращаться за помощью к взрослым при ознакомлении с данной темой, охотно рассказывать о том, что нового и интересного он узнал в детском саду и дома.

У родителей появилась заинтересованность повысить свой уровень знаний о родном крае и передать их своим детям.

Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности «Мой край родной - Кузбасс» и способствовала достижению цели проекта.

Вывод:

Приобщая ребенка к истории, культуре родного края мы формируем гордость за свой родной край, помогаем почувствовать себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет любить свой родной край – Кузбасс, так как яркие впечатления о родном крае, ее природе, истории, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Публикации по теме:

Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край»Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край» Наш край богат полезными ископаемыми. Уголь – главное богатство нашего края. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений,.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Конспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группеКонспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группе Занятие по ИЗО деятельности «Наш край Кузбасс». Фотоотчёт Средняя группа. Цель: Знакомство с профессией шахтёр. Задачи: Воспитывать уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мой край родной — Кузбасс»
Опубликовано: 3 апреля 2020 в 06:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД