Лучший педагог года

Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»

Нина Ростовцева
Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»

Проект “Моя семья”

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Публикация «Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект „Моя семья“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проектной деятельности : долгосрочный (6 месяцев).

Участники: родители, дети, воспитатель.

Цель проекта : воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

• установить тесный контакт с семьей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, опора на ее традиции и опыт, поиск новых форм работы с родителями;

• ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье, сделать родителей непосредственными участниками работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей;

уточнить представление о понятиях: “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”;

• дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

• расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь; укреплять детско-родительские отношения.

Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья” мы провели первичную диагностику.

При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.

Виды деятельности.

1. Воспитатель вместе с детьми.

Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.

Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).

Викторины по сказкам.

Дигры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…».

Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.

Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.

Изготовление подарков для родителей.

Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.

Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”.

Занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.

Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.

2. Родители – дети.

Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.

Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье :

О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,

З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

Составление таблиц-схем “Моя родословная”.

Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрых рук мастера”.

Семейный отдых “Всей семьей на стадион!”.

3. Воспитатель – родитель.

Анкетирование.

Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).

Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).

Индивидуальные беседы-консультации.

Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка детского сада).

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4. Воспитатели – родители – дети.

Воспитателю провести беседы на темы: «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Семейные фотографии», «Младшие члены семьи», «Хозяйство семьи».

Провести праздники «День защитника Отечества», «Вместе с мамой»

Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.

5. Деятельность педагога.

Изучить историю составления родословной.

Подготовить художественную литературу по данной теме.

Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Отцовская любовь”.

Поместить в папку раскладушку «Памятку для бабушек по воспитанию внуков», советы родителям «Как воспитать патриота»

План реализации проекта.

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Содержание занятий по развитию речи.

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Интегрированное занятие "Друг в беде не бросит".

Декабрь 3 — 4 недели

Тема "Новый год у ворот"

Содержание занятия по развитию речи

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему "Новогоднее представление".

Аппликация "Елка".

Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

Акция "Подкормим птиц".

Январь

Тема "Наша Родина – Россия"

Содержание занятия по развитию речи

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге, гербе, гимне (раскрашивание нарисованного герба аппликация флага).

Связь с другими видами деятельности

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, калядок.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "Москва – главный город нашей Родины"

Содержание занятия по развитию речи

Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".

"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).

"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).

Февраль 3 – 4 недели

Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен, чтение стихов об армии.

Связь с другими видами деятельности

Оформление газеты «Наши славные защитники»

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Март

Тема "Очень я люблю маму милую мою"

Содержание занятия по развитию речи

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

Тема "Наши космонавты"

Содержание занятия по развитию речи

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Май

Тема "Этот День Победы"

Содержание занятия по развитию речи

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

Итоги реализации проекта.

Результативность.

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.

Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.

Эффективность.

Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”. (Приложение 4.)

Многие семьи придумали и оформили герб своей семьи

Многие родители проявили творчество при выполнении задания.

Готовясь к праздничному утреннику “Новая волна” дети вместе с родителями выучили песни, стихи, пляски, хороводы. (Приложение 5.)

Отдыхая на стадионе, семьи сделали фото на память детям в фотоальбом «Отдыхаем всей семьей. (Приложение 2.)

Вывод.

Особенность нашего проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Таким образом, заложив фундамент развития гражданских качеств и основ гуманистического отношения к окружающей действительности, знакомства с традициями своей социокультурной среды с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою семью, а значит и свою Родину.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

Итоги реализации проекта.

Результативность.

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.

1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.

2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.

3. В процессе работы над проектом мы вместе с детьми более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.

4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:

В группе есть неполные семьи.

У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

Эффективность.

Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”.

Многие семьи придумали и оформили герб своей семьи

Многие родители проявили творчество при выполнении задания.

Готовясь к празднику “Вместе с мамой” дети вместе с родителями выучили песни, пляски, хороводы.

Отдыхая на стадионе, семьи сделали фото на память детям в фотоальбом «Отдыхаем всей семьей.

Новизна.

Особенность нашего проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Постановка новой проблемы.

У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили создать “Мини-музей”, но это требует детальной разработки.

Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.

Высокий уровень-

Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.

Средний уровень-

Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки

ПАМЯТКА

С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ

• Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.

• Помогайте всем, чем только можно. Деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.

• Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.

• Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.

Помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.

• Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.

• Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.

Рекомендации для родителей

«Как воспитать патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

• Расширяйте собственный кругозор

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Долгосрочный информационно-творческий проект «Моя семья» Долгосрочный информационно – творческий проект «Моя семья» Проблема: У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья»,.

Игровой практико-ориентированный проект «Очень любим мы играть»Игровой практико-ориентированный проект «Очень любим мы играть» ВВЕДЕНИЕ Игра-ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события,.

Информационно-практико-ориентированный проект для детей подготовительной группы детского сада «Космос»Информационно-практико-ориентированный проект для детей подготовительной группы детского сада «Космос» Информационно-практико-ориентированный проект для детей подготовительной группы детского сада «Космос». Вид проекта: групповой Тип проекта:.

Информационно-практико-ориентированный проект «Незнайка выбирает профессию»Информационно-практико-ориентированный проект «Незнайка выбирает профессию» Информационно-практико-ориентированный проект:«Незнайка выбирает профессию»Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Тип проекта:.

Информационно-практико-ориентированный проект в старшей группе «Этот загадочный космос»Информационно-практико-ориентированный проект в старшей группе «Этот загадочный космос» Информационно-практико-ориентированный проект в старшей группе «Этот загадочный космос» Воспитатель: Распопова Ю. М. Паспорт проекта Вид.

Информационно-речевой практико-ориентированный проект «Зимующие птицы»Информационно-речевой практико-ориентированный проект «Зимующие птицы» Информационно-речевой, практико-ориентированный проект «Зимующие птицы»Продолжительность проекта: 1 неделя Тип проекта: краткосрочный, информационно.

Практико-ориентированный проект «Детскому саду — спортивную площадку» Структура проекта: Тема проекта: " Детскому саду – спортивную площадку". Тип проекта: Практико-ориентированный Длительность проекта: долгосрочный.

Практико ориентированный проект с родителями и детьми младшей группы «Мама, папа, я — здоровая семья!» .

Практико-ориентированный краткосрочный проект «Мы любим сказки» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать,.

Практико-ориентированный проект «Зимушка-зима» Срок: краткосрочный (13.02.17 – 17.02.17). Участники проекта: педагог, дети младшей группы «Звездочка», родители. Руководитель: Панченко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 22:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД