Папки-передвижки

Проект по росписи посуды «Гжель»

Ольга Смирнова
Проект по росписи посуды «Гжель»

Глоссарий

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.

Гжель – большой район, объединяющий до 30 сел и деревень, находится в 60 км. От Москвы в Рязанском направлении.

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Публикация «Проект по росписи посуды „Гжель“» размещена в разделах

Глина- это горная порода, в сухом виде она как пыль, а во влажном состоянии становится пластичной, мягкой, такой что из нее можно лепить, то есть придавать ей желаемую форму. Глина бывает различных цветов например красного, синего, зеленого, коричневого, но в большинстве случаев она все таки серого цвета.

Роспись – это украшение изделий с помощью кистей и красок. Применяется очень широко. Используется в народных промыслах, в архитектуре. Росписью украшают ткани, стены, посуду, элементы интерьера и быта. На Руси известны несколько видов росписи, отличающихся традиционными элементами и цветовыми сочетаниями.

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия, архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Основной признак орнамента как средства украшения - подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Орнамент не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом.

Кобальт. «Глухой кобальт» - это особый вид росписи, когда блестящая темно-синяя глазурь покрывает все изделие, а по ней наносится тонкий, графичный рисунок золотом. Также, в процессе росписи может быть использована белая надглазурная краска, отчего она становится как бы зеркальным отражением традиционной гжельской техники, когда синие цветы превращаются в белые, а белый фон становится синим, создавая эффект морозного узора.

Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури.

Гжельская майоликовая роспись была нарядной, красочной по цвету. Гамма росписи состояла из пяти цветов - желтого, зеленого, коричневого, вишневого и синего по белому фону. Многообразны мотивы росписи. На кувшинах, кумганах, квасниках, декоративных тарелках оживали сказочные города, фантастические птицы, живописные цветы и травы.

Мазковая роспись - это комплекс навыков, требующий чувства материала, чувства краски и ловкости рук

Керамика — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Фарфор — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Плакета — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения.

Кумган — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке. Кумганы изготавливались из глины или из металла (латуни, серебра).

Дидактические игры.

1. Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Дидактическая задача:

1. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных

2. Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

3. Развивать мышление, эстетическое восприятие

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

2. Дидактическая игра: «Что изменилось»

Дидактическая задача:

1. Закрепить представление о какой-либо росписи

2. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство:

Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

3. Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

4. Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1. Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2. Уметь составлять целое изображение из частей.

3. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Руководство:

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.

Загадки и стихи про гжель.

Загадки:

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Узором синим в платьях белых,

Русь украшает чудо.

Ответ: Гжель

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись… (гжель).

Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели, вы не слышали о (Гжели)

Фарфоровые чайники,

подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье –

Ответ: Гжель

Сине-голубые Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, Каждый удивится.

Чудо на фарфоре – Синяя купель.

Это называется Просто роспись…

Ответ: Гжель.

Стихи:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели

Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах

Здесь и розы и ромашки, одуванчик, васельки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридявить земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда

Так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей.

Поверить трудно, неужели?.

Всего два цвета, чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса.

Методическая разработка.

Тема: «Гжель»

Старшая группа

Образовательная область: «Художественное творчество».

Задачи:

- продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов;

- продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров;

- закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакивания;

- освоить простые элементы росписи (прямые и волнистые линии различной толщины, точки, сеточки, капельки);

- совершенствовать навыки работы с гуашью;

- учить смешивать краски для получения нового цвета;

- воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

Материалы и оборудование:

- посуда с гжельской росписью;

- иллюстрационный материал по теме «Гжель»;

- таблица с элементами гжельской росписи;

- заготовки из бумаги для росписи;

- материалы для творческой работы (кисти, гуашь, стаканчики для воды, тряпочки и салфетки, клеенка);

- музыкальный центр и запись музыки для настройки.

Методы и приемы:

словесный метод – чтение стихотворений, прием в форме вопросов и ответов;

наглядный метод - рассматривание гжельской посуды;

практический метод – роспись детьми моделей гжельской посуды.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите какую удивительную посуду я принесла для вас.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цвета!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

Художники рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосок, цветов, листочков. Изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Из такой и есть веселее, и любое застолье сразу превращается в праздник.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением изделий с гжельской росписью.)

А сейчас вы выберете чайник, чашку, вазочку или блюдце. Представьте, что мы с вами мастера и украшаем посуду в подарок для мамы, бабушки или другого близкого человека. Посмотрите на таблицу, выберите элементы для росписи. Можете закрыть глаза и представить, что вы смотрите на голубое небо, речку, луг. А поможет вам музыка, которую я включу.

Давайте вспомним приемы, которые мы используем при работе с красками.

Ответы детей (рисовать можем концом кисточки, всем ворсом, примакиванием; при смене цвета кисточку нужно тщательно промыть и промакнуть о салфетку или тряпочку).

Ребята, обратите внимание, что кисть необходимо держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Лист можно вращать для более удобного положения. (Воспитатель показывает несколько элементов росписи- капелька, точка, извилистая волна, цветок.)

Посмотрите, краски каких цветов есть у вас на столах. А какого цвета не хватает? (Голубого.)

Как же мы его можем получить? (Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и только после этого набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба.)

Физкультминутка.

Перед тем, как приступить к росписи посуды я предлагаю вам немного размяться. Выходите на середину комнаты, слушайте и повторяйте за мной.

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть живот, одна рука на поясе.)

Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой.)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)

Молодцы, ребята! А теперь садитесь на свои места. Каждый может украсить свою чашку, чайник или блюдце любым узором из тех, что вы выбрали из таблицы или придумали сами. Однако в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. Можете закрыть глаза и представить, что вы смотрите на голубое небо, речку, луг. А поможет вам музыка, которую я включу. (Воспитатель включает музыку для настройки.)

Самостоятельная работа детей.

Дети выполняют самостоятельно, в процессе работы индивидуально оказывается помощь.

Итоговая часть.

Воспитатель предлагает детям сделать выставку из работ, полюбоваться ими.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей.) Вам понравилось расписывать посуду? Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Чья работа вам больше всего понравилась? (Обсуждение.) Спасибо вам за работу!

Прикреплённые файлы:

gzhel_rn7e0.pptx | 2972,35 Кб
 
Публикации по теме:

Декоративное рисование «Роспись посуды для куклы»Декоративное рисование «Роспись посуды для куклы» Задачи: учить детей расписывать посуду гуашевыми красками, красиво сочетая цвета и располагая узор по форме. Совершенствовать технику владения.

Коллекция «Голубая гжель»Коллекция «Голубая гжель» Н. П. Сакулина «Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку,реалистическое в образах, пленяет и очаровывает.

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию «Чудо-гжель»Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию «Чудо-гжель» В ходе реализации годовой задачи по плану работы ДОУ, я решила разработать и провести проект. так как мы с детьми постоянно изучаем какие-либо.

Проект «Чудесная гжель» МАДОУ детский сад №59. Г. Калининград Составила Пронина Анна Евгеньевна, Трафимова Елена Евгеньевна Тип проекта: творческий – информационный.

Проект «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая» Паспорт проекта: «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая» Тип проекта: творческий. Вид проекта: краткосрочный, групповой. Участники.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Роспись посуды мордовским узором. Мастер-классРоспись посуды мордовским узором. Мастер-класс Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой и с предметами народно-прикладного искусства желательно проводить.

Конспект занятия «Роспись посуды по мотивам гжельской»Конспект занятия «Роспись посуды по мотивам гжельской» Цель: развивать умение передавать своебразие цветого колорита (сочетание белого и синего, закреплять умение работать кистью Демонстрационный.

Уголок «Сказочная гжель»Уголок «Сказочная гжель» Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более.

Занятие «Магазин посуды» в младшей группе Цель: формирование сенсорных представлений у детей и ознакомление с окружающим миром. Задачи: развитие диалогической речи, обогащение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по росписи посуды «Гжель»
Опубликовано: 3 сентября 2018 в 18:49
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД