Папки-передвижки

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Соль — знакомая незнакомка»

Катерина Жданова
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Соль — знакомая незнакомка»

Проект «Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Соль – знакомая незнакомка»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА 1. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника….…. 6

ГЛАВА 2. Система работы по организации опытно – экспериментальной деятельности «Соль – известная незнакомка»….…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …. ….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…16

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1…. …17

Приложение 2…. …19

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Проект „Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста „Соль — знакомая незнакомка“» размещена в разделах

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу (4. с. 71)

Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие (3. с. 124). Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности, - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Теоретической базой данной творческой работы являются исследования Н. Н. Поддьякова (1995). В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет деятельность экспериментирования, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства. (3. с. 131)

Изученный материал помогает построить педагогическую деятельность таким образом, чтобы создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата.

Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования подводит к выбору темы исследования. Что же вызвало такой интерес ребенка 6 лет к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком? Почему соль? Чем могла заинтересовать дошкольника обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. Реализуя в группе познавательный проект «Такие разные водоемы», целью которого было расширение знаний детей о разновидностях водоемов, Дима, воспитанник группы, после просмотра слайдов озерного способа добычи соли, спросил: «Почему вода в этом озере розового цвета?» (Своим невероятным оттенком они обязаны особому виду мелких фитопланктонных рачков, которые населяют озеро. Они производят фермент, благодаря которому цвет воды приобретает малиновый оттенок. Воды розовых озер обладают лечебными свойствами благодаря большой концентрации солей)

Вот с этого и начались наши исследования. Возникла идея создать комплекс мероприятий по изучению соли.

Итак, выбранная тема исследований предрешена. Произошла организация творческой работы под названием «Соль – знакомая незнакомка», которая ставит перед собой цель: развитие познавательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектом полезного ископаемого – соль. Данная цель обуславливает решение следующих задач:

*расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира;

*вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком;

*закрепить представления о производстве и добычи соли;

*приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания;

*побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат.

Совместно с воспитанником группы мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Выдвинули гипотезу: если мы проведем исследования, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как о полезном и вредном качестве для здоровья человека и окружающей природы.

Глава 1. «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Развитие исследовательских способностей ребенка одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Вводимый ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) направлен сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.

Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь активно принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности. (1. с. 123)

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Когда побуждаю детей к исследовательской деятельности, даю им возможность экспериментировать, даю детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметитьположительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенка самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?»

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривать как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск. (6. с. 32)

Изучая с ребенком новую тему, исследуя новый объект или явление, необходимо придерживаться следующей структуре:

*постановка проблемы, которую надо разрешить;

*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

*анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

*формулирование выводов.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Для положительной мотивации деятельности детей считаю необходимо использовать различные стимулы такие как: необычность объекта, тайна, мотив, познавательный момент (почему так, ситуация выбора.

Глава 2. «Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности по теме «Соль – известная незнакомка»

Ребенок познает мир опытным путем. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением помогает ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Возникший вопрос: откуда берется соль? Сформировал устойчивый интерес. Ребенок стал рассуждать, думать. Совместно разработали и обсудили подробный план деятельности. На первом этапе использовали энциклопедии библиотечного архива, в которых можно найти статьи о соли. Как появилась соль на Руси?

Мы изучили историю возникновения соли на Руси. Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Соляное дело – один из древнейших промыслов на территории русского государства. История соли – начало солеварения относят давно. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже известно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого-либо племени.

К соли всегда относились уважительно, экономно. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши» Соль очень ценилась наряду с мехами, кожей, медом и другими товарами.

Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль – важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму. Соль – это символ гостеприимства и дружбы.

Сейчас соль не столь дорога и доступна всем. Самим людям решать, сколько соли добавлять в то или иное блюдо. Соль имеет и негативное положение на человеческий организм. Она обладает свойствами задерживать жидкости во всем организме и в частности в сосудах. Благодаря этому наше сердце и сосуды работают с повышенной нагрузкой. Но в любом случае, одна из не менее мудрых пословиц гласит «Все хорошо, что в меру!» Проведение опыта на вкусовые качества соли с овощами - подтверждение положительных свойств соли (Предложено ребенку попробовать огурец и помидор с добавкой соли и без нее. Задан вопрос: какой продукт тебе больше понравился на вкус? Выбор остался на известной соли.)

Раньше соль считалась основным целительным средством. Наши предки славились отменным здоровьем, которого часто достигали всего лишь попарившись в бане с солью. В нашей коже при обменных процессах постоянно накапливаются ядовитые вещества, от которых нужно освобождаться. Установлено, что через кожу их может выделиться в 3, 5 раза больше, чем через почки и кишечник, что и достигается при помощи пара с веником и солью. Тот же эффект поваренной соли можно наблюдать в соляных шахтах, где люди часто избавляются от заболеваний легких, печени и других.

Можно ли однозначно говорить о поваренной соли как о враге или весьма полезной для организма человека пищевой добавке? Оказывается, такой привычный элемент на нашем столе очень загадочен. Он и живителен для человека, и очень губителен одновременно. Чаша весов до сих пор не склонилась однозначно ни в пользу сторонников употребления соли, ни в пользу сторонников поговорки «Соль – это белый яд

С моим воспитанником мы опытным путем определили свойства и качества соли. Целью, которого стало: пробудить у ребенка интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. По разновидности соль может быть :мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская. Опытным путем наблюдали, как влияет соль на рост растений. (Проведение опытов : 1. «Эффект Мертвого моря» на плотность воды при помощи соли. Чем плотность выше, тем сложнее в ней утонуть; 2. «Влияние соли на рост растений». В почве, содержащей соль, растение практически не растет;3. «Соль растворяется в воде». Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль; 4. «Незамерзающая соль». Замерзшая соленая вода похожа на кашу; 5. «Соль – чистящее средство». С помощью соли можно мыть посуду.) Но самым интересным и увлекательным для ребенка стало проведение эксперимента «Выращивание кристаллов».Мы решили вспомнить о снежной и морозной зиме и вырастить снежинку. Снежинка у нас появится из кристаллов соли и поэтому не испугается ни жаркого лета, ни палящего солнца.

Наш эксперимент с выращиванием кристаллов соли основан на одном интересном свойстве воды. Дело в том, что когда мы растворяем соль в воде, кажется, что она исчезает. На самом деле она распадается на частички, которые мы увидеть не можем. Если создать определенные условия, то частички вновь соберутся вместе и станут видимыми.

Тем самым, расширили представления о свойстве соли – кристаллизация.

Во время проведения опытов ребенок учится задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если…», учится сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым я развиваю у дошкольника любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Для более полного познания темы «Соль», ребенку прочитала и объяснила суть старой легенды о глупом царе, который не понял младшую дочь. Он решил узнать силу любви каждой из дочерей и спросил, как сильно они его любят. Старшая сравнила свою любовь с небом, вторая с золотом, а младшая – с солью. Выгнал царь младшую дочку из дома, а вся соль в его царстве мгновенно превратилась в золото. Только тогда познал царь, что любовь третьей дочери была самой сильной. Однако не каждый задумывается о том, как она попадает в дом человека.

Наша природа имеет огромный запас поваренной соли и включает в себя более сотни месторождений, в которых имеются более ста миллиардов тонн соли. Каким образом соль добывается и перерабатывается на сегодняшний день? Добыча соли в России, и не только в ней, является емким и кропотливым процессом. Еще в начале прошлого века это делалось вручную. Но в дальнейшем годы лопаты, тачки и кирки сменили врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.

Следующим нашим шагом был просмотр слайдов, где воспитанник наглядно увидел, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомился с трудом соледобытчиков. Добыча и производство соли – очень трудоемкий и интересный процесс. Немалое количество людей должно постараться, прежде чем этот незаменимый продукт попадет к нам на стол. На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли: озерный, вакуумный, шахтный.

Помимо перечисленных способов есть еще несколько, но их распространение достаточно ограничено. (Вымораживание, выпарка в открытых гренах, карьерный метод)

Следующим этапом явилась Творческая мастерская. Рисовали с помощью соли. Тем самым, стимулировала интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. Содействовала развитию творческих способностей ребенка при изготовлении поделок из соленого теста. («Подсвечник»)

Юный исследователь внимательно слушал инструкции, самостоятельно проводил опыт под наблюдением взрослого. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала ребенку уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе опытоведения дошкольник смело высказывал свои мысли, предположения, доказывал, самостоятельно делал выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Данная творческая работа по организации опытно-экспериментальной деятельности «Соль – известная незнакомка», разработанная и апробированная на практике, доказала свою эффективность. Она является одним из действенным способов активизации использования детского экспериментирования в дошкольном учреждении в целях развития личности ребенка, в частности его активности и самостоятельности.

В ходе исследовательской работы дошкольник выяснил, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнал много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провел много интересных опытов с солью, познакомился со способом выращивания кристаллов.

Из маленького ребенка он превратился в маленького исследователя: научился анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно – следственные связи. Существенно повысился его познавательный интерес. Воспитанник убедился, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дыбина О. В. Неизвестное рядом [Текст] :занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина. – М. : Просвещение, 2004.-130 с.

2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста [Текст] / Совгир Н. Н. – М. : Педагогическое общество России, 2003.- 165 с.

3. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] Н. Н. Поддьяков. – Волгоград: Перемена, 1995.- 138 с.

4. Поддьяков Н. Н. Ребенок – дошкольник : проблемы психического развития и саморазвития [Текст] Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 68-74.

5. Савенков А. Учебное исследование в детском саду [Текст]/ А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2000.-№ 2.- С. 8-17.

6. Тугушева Г. П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] Г. П. Тугушева, А. В. Честякова – Дошкольная педагогика. - 2001.- № 1.- С. 33-38.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опытно-экспериментальная деятельность ребенка

ОПЫТ № 1 «Эффект Мертвого моря»

Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 столовых ложки, хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо, оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду, яйцо оказалось где-то посередине банки.

Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности. Объяснение: все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.

ОПЫТ №2 «Влияние соли на рост растений»

Наблюдали, как влияет соль на рост растений. Ребенок самостоятельно приготовил два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Посадил лук. На протяжении всего опыта ухаживал за растениями. Фиксировал результаты опыта, вносил изменения в таблицу.

Вывод: в почве, содержащей соль, растение практически не растет.

ОПЫТ № 3 «Соль растворяется в воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой - с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. Хорошо размешали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.

Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

ОПЫТ № 4 «Незамерзающая соль»

Зимой на дорогах образуется лед, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лед посыпают солью. Мы налили в 2 чашки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через 2 дня проверили. Соленая вода немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу.

Вывод: соль «разъедает» замершую воду, т. е. лед.

ОПЫТ № 5 «Соль – чистящее средство»

Взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым.

Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

ОПЫТ № 6 «Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан горячей воды, засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляли соль до тех пор, пока она не перестала растворяться (около 15 ч. л) Потом соленую воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку – опустили в воду снежинку (зубочистки, скрепленные ниткой). Привязали нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна. Соль тут же начинает оседать на всех предметах в банке. Вытаскиваем снежинку, она покрылась снегом – кристалликами соли.

Приложение 2

Информационная справка «Добыча соли»

Озерный способ:

Озерным способом добывают самосадочную соль. Наряду со специальными агрегатами на железнодорожном ходу они активно разрушают пласты соли. Это огромные двухэтажные вагоны, которые передвигаются по рельсам, проложенным прямо на поверхности соляного слоя. На верхнем этаже располагается пульт управления, а на нижнем устройство для разрыхления плотных соляных слоев. Эти же машины занимаются подборкой разрушенной соли, ее обогащением, обезвоживанием и погрузкой в специальные вагоны.

Шахтный способ:

(Для добычи таким методом используются специальные солекомбайны)

Каменная соль – это твердый монолит, который в недрах земли размягчается под воздействием высоких температур и высокого давления. Расширяясьи размягчаясь, он медленно поднимается наверх. Солекомбайны откалывают от таких соляных куполов, поднявшись на поверхность, глыбы и дробят. Потом соль размельчают и очищают от разных примесей.

Вакуумный способ:

Вакуумным способом добывается выборочная соль путем ее вываривания из рассола. Именно таким способом добывается всем известная высококачественная пищевая соль «Экстра» Проделав скважины в толщу соли, которая залегает под землей, заливают туда обычную пресную воду, в которой соль растворяется. Получившийся рассол выкачивают специальные шламовые насосы. Соляной раствор подвергается тщательной очистке и направляется в вакуумные камеры. В них рассол начинает кипеть, испаряться, а кристаллы соли выпадают в осадок. Их отделяют от жидкости центрифугой и получают качественную соль тонкого помола.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе. Знакомство с пипеткойОпытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе. Знакомство с пипеткой Наши дети растут, окружающий мир становится все понятней и интересней для них, многое из того. что не получалось раньше, теперь с легкостью.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность «Какой он, песок?» для детей 4–5 летОпытно-экспериментальная деятельность «Какой он, песок?» для детей 4–5 лет Одно из любимейших занятий наших ребят - игры с песком. Совместно с детьми на участке мы провели опыты по изучению песка. «Волшебное сито».

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Соль — знакомая незнакомка»
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 20:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД