Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений

Никулина Светлана
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений

Описание проблемы: Из анализа педагогической диагностики выяснилось, что наибольшие затруднения у детей средней группы вызывает ориентировка во времени.

- 80% детей путают части суток:

- 65% воспитанников не понимают слова- названия, обозначающие части суток;

- 75% детей затрудняются назвать последовательность частей суток и ее обоснованность.

Причина: Низкая результативность обусловлена тем, что программой «Истоки» не предусматривалось показать детям последовательность, сменяемость частей суток в целом. В режимных моментах и в быту дети редко слышали слова, обозначающие части суток, сталкивались с ситуациями, в которых необходимо уточнить и назвать смену их границ.

Идея: После того, как я организую серию дидактических игр по различению временных промежутков с использованием наглядного панно «Круг» для распознавания частей суток (положение солнца в разное время дня, различная сила освещенности земли, неба, различная окраска всего окружающего, то дети научатся различать, что такое части суток, называть их последовательность, у них пополнится словарный запас.

Цель: При обучении распознаванию частей суток, к концу реализации проекта:

- 100% детей соотносят название каждой из частей суток с картинкой;

- 100% воспитанников определяют промежуток времени по характерной для них деятельности и внешним признакам;

- 100% воспитанников раскладывают картинки с изображением временных промежутков в определенной последовательности, сменяемости частей суток в целом (одни сутки сменяют другие и наступает новый день)

Задачи:

1. Дать детям понятие «Части суток» для ознакомления с временными промежутками;

2. Включить в процесс обучения цветные модели для различения промежутков времени;

3. Изготовить и использовать цветовые знаки (квадраты голубого, желтого, серого и черного цветов, желтого круга) как модели для различения частей суток, и панно «Круг» для формирования понятия о непрерывности и последовательности времени;

4. Включить в режимные моменты Д. \И для пополнения детьми словарного запаса.

Сроки реализации. (1год)

Этапы реализации проекта.

-1.Подготовительный. - учение литературы по формированию у детей ориентировки во времени;изготовление дидактических игр, наглядного материала для распознавания частей суток; подбор стихов, рассказов о частях суток

2.Основной.

-проведение познавательных занятий о промежутках времени,проведение игр (дидактических, словесных, подвижных) на ориентировку во времени; наблюдения за сменой частей суток, используя режимные моменты

3. Заключительный.

- проведение диагностики уровня сформированности ориентировки детей во времени;анализ, обобщение и оценка полученных результатов;

- планирование работы на следующий год.

Содержание деятельности:

- Познавательное занятие «Что такое «сутки»?

- Занятие «Части суток».

- Наблюдения за сменой частей суток из окна группы и на прогулке.

- Чтение и заучивание стихов А. Барто «Слон», А. Блок «Сияет луна…» и др. (Дети имеют представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки,знают, что в сутках 4 части, все они отличаются положением солнца и освещенностью земли и неба,запомнили наизусть стихи о временных промежутках).

- Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Подвижные игры «Совушка»,«День – ночь».

- Наблюдения за сменой частей суток в режимных моментах. - (Умеют соотносить деятельность детей и взрослых с понятиями день, вечер, ночь, утро,чаще употребляют в речи слова: утро, день, вечер, ночь).

- Познавательное занятие «Назови соседей»

- Дидактическая игра «Что дальше»

- Словесная игра «Путаница»

- Наблюдение за наступлением сумерек на прогулке. (Дети называют части суток с разных точек отсчета).

- Познавательное занятие «Все повторяется»

- Познавательное занятие «Волшебный круг – солнце»

- Дидактические игры: «Сложи круг», «Разрезные картинки»

- Наблюдение за восходом солнца из окна. (У детей появилось понятие о непрерывности и текучести времени).

Заключительная диагностика Анализ, обобщение и оценка полученных результатов.

Оценка сформированности ориентировки детей во времени

Параметры Критерии

Сформированность умения различать части суток Умеет распознавать части суток, называть соседей к названной части суток.

Знает порядок следования частей суток. (Дидактические игры: «Что наступило?», «Назови соседей», «Что дальше?»)

Соотнесение показа частей суток с деятельностью взрослых Умеет соотносить названия частей суток не только с собственным опытом, но и деятельностью взрослых. (Иллюстрации деятельности людей в разное время, словесные игры «Путаница», «Когда это бывает».

Использование стихов и песен о разных временных отрезках).

Умение пользоваться символами, в качестве носителя информации, для установления последовательности и продолжительности частей суток. (Умеет из 4-х частей составить круг, знает какая часть суток соответствует определенному цвету, где находится солнце в разное время. Д/и «Круг»,Цветовые знаки (квадраты голубого, желтого,серого и черного цветов, желтый круг)

Картинки для установления последовательности частей суток.

Риски:

- Недостаточно изучено и найдено педагогом литературы по проблеме ориентировки детей младшего дошкольного возраста во времени.

- Недостаточное знание индивидуальных особенностей детей в процессе формирования понятий о частях суток, что повлияет на подготовку детей к школьному обучению.

Список литературы:

1. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» М. 1982.

2. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»

3. И. В. Ковалец «Формированиеу дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»

4. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.

Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений
Публикации по теме:

Модель «Сутки»Модель «Сутки» Добрый вечер уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию авторскую модель «Сутки», по которому формирую умения детей ориентироваться в.

Пособие для ознакомления детей с понятием «Сутки».Пособие для ознакомления детей с понятием «Сутки». Пособие для ознакомления детей с понятием "сутки". Наступил новый год, закончился старый. Что же можно сделать из старого ненужного календаря?.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений
Опубликовано: 27 января 2013 в 13:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Ширма «Символ России — русская береза»
«… вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу...
Лэпбук «Насекомые»
Доброе время суток всем, кто нашёл минуточку и заглянул ко мне на страничку. Сегодня хочу представить вашему вниманию лэпбук "Насекомые" для среднего...
Фотоотчет о празднике книги
14 июля 2017 года у нас в детском саду состоялся праздник книги. Мне бы хотелось рассказать, как прошёл этот праздник. Задача приобщения детей к книге,...
Фотоотчет «Как мы проводим лето»
Лето – отличное время для укрепления здоровья детей в детском саду, для отдыха, получения новых сил и впечатлений. И для того чтобы лето принесло лишь...
Фотоотчет «Красавица русская матрешка»
Доброго времени суток , уважаемый читатель! Вот и закончила я работу над методическим пособием "Красавица-русская матрешка". Наконец-то его одобрили и...