Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений

Никулина Светлана
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений

Описание проблемы: Из анализа педагогической диагностики выяснилось, что наибольшие затруднения у детей средней группы вызывает ориентировка во времени.

- 80% детей путают части суток:

- 65% воспитанников не понимают слова- названия, обозначающие части суток;

- 75% детей затрудняются назвать последовательность частей суток и ее обоснованность.

Причина: Низкая результативность обусловлена тем, что программой «Истоки» не предусматривалось показать детям последовательность, сменяемость частей суток в целом. В режимных моментах и в быту дети редко слышали слова, обозначающие части суток, сталкивались с ситуациями, в которых необходимо уточнить и назвать смену их границ.

Идея: После того, как я организую серию дидактических игр по различению временных промежутков с использованием наглядного панно «Круг» для распознавания частей суток (положение солнца в разное время дня, различная сила освещенности земли, неба, различная окраска всего окружающего, то дети научатся различать, что такое части суток, называть их последовательность, у них пополнится словарный запас.

Цель: При обучении распознаванию частей суток, к концу реализации проекта:

- 100% детей соотносят название каждой из частей суток с картинкой;

- 100% воспитанников определяют промежуток времени по характерной для них деятельности и внешним признакам;

- 100% воспитанников раскладывают картинки с изображением временных промежутков в определенной последовательности, сменяемости частей суток в целом (одни сутки сменяют другие и наступает новый день)

Задачи:

1. Дать детям понятие «Части суток» для ознакомления с временными промежутками;

2. Включить в процесс обучения цветные модели для различения промежутков времени;

3. Изготовить и использовать цветовые знаки (квадраты голубого, желтого, серого и черного цветов, желтого круга) как модели для различения частей суток, и панно «Круг» для формирования понятия о непрерывности и последовательности времени;

4. Включить в режимные моменты Д. \И для пополнения детьми словарного запаса.

Сроки реализации. (1год)

Этапы реализации проекта.

-1.Подготовительный. - учение литературы по формированию у детей ориентировки во времени;изготовление дидактических игр, наглядного материала для распознавания частей суток; подбор стихов, рассказов о частях суток

2.Основной.

-проведение познавательных занятий о промежутках времени,проведение игр (дидактических, словесных, подвижных) на ориентировку во времени; наблюдения за сменой частей суток, используя режимные моменты

3. Заключительный.

- проведение диагностики уровня сформированности ориентировки детей во времени;анализ, обобщение и оценка полученных результатов;

- планирование работы на следующий год.

Содержание деятельности:

- Познавательное занятие «Что такое «сутки»?

- Занятие «Части суток».

- Наблюдения за сменой частей суток из окна группы и на прогулке.

- Чтение и заучивание стихов А. Барто «Слон», А. Блок «Сияет луна…» и др. (Дети имеют представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки,знают, что в сутках 4 части, все они отличаются положением солнца и освещенностью земли и неба,запомнили наизусть стихи о временных промежутках).

- Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Подвижные игры «Совушка»,«День – ночь».

- Наблюдения за сменой частей суток в режимных моментах. - (Умеют соотносить деятельность детей и взрослых с понятиями день, вечер, ночь, утро,чаще употребляют в речи слова: утро, день, вечер, ночь).

- Познавательное занятие «Назови соседей»

- Дидактическая игра «Что дальше»

- Словесная игра «Путаница»

- Наблюдение за наступлением сумерек на прогулке. (Дети называют части суток с разных точек отсчета).

- Познавательное занятие «Все повторяется»

- Познавательное занятие «Волшебный круг – солнце»

- Дидактические игры: «Сложи круг», «Разрезные картинки»

- Наблюдение за восходом солнца из окна. (У детей появилось понятие о непрерывности и текучести времени).

Заключительная диагностика Анализ, обобщение и оценка полученных результатов.

Оценка сформированности ориентировки детей во времени

Параметры Критерии

Сформированность умения различать части суток Умеет распознавать части суток, называть соседей к названной части суток.

Знает порядок следования частей суток. (Дидактические игры: «Что наступило?», «Назови соседей», «Что дальше?»)

Соотнесение показа частей суток с деятельностью взрослых Умеет соотносить названия частей суток не только с собственным опытом, но и деятельностью взрослых. (Иллюстрации деятельности людей в разное время, словесные игры «Путаница», «Когда это бывает».

Использование стихов и песен о разных временных отрезках).

Умение пользоваться символами, в качестве носителя информации, для установления последовательности и продолжительности частей суток. (Умеет из 4-х частей составить круг, знает какая часть суток соответствует определенному цвету, где находится солнце в разное время. Д/и «Круг»,Цветовые знаки (квадраты голубого, желтого,серого и черного цветов, желтый круг)

Картинки для установления последовательности частей суток.

Риски:

- Недостаточно изучено и найдено педагогом литературы по проблеме ориентировки детей младшего дошкольного возраста во времени.

- Недостаточное знание индивидуальных особенностей детей в процессе формирования понятий о частях суток, что повлияет на подготовку детей к школьному обучению.

Список литературы:

1. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» М. 1982.

2. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»

3. И. В. Ковалец «Формированиеу дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»

4. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.

Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений
Публикации по теме:

Модель «Сутки»Модель «Сутки» Добрый вечер уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию авторскую модель «Сутки», по которому формирую умения детей ориентироваться в.

Пособие для ознакомления детей с понятием «Сутки».Пособие для ознакомления детей с понятием «Сутки». Пособие для ознакомления детей с понятием "сутки". Наступил новый год, закончился старый. Что же можно сделать из старого ненужного календаря?.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений
Опубликовано: 27 января 2013 в 13:36
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...