МААМ-картинки

Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.

Ирина Зотикова
Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.

ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ г. АЗОВА.

Патриотизм проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношением к семье, самым близким людям, окружающему миру, впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.

Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города,» размещена в разделах

Немалое значение для воспитания у дошкольников интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: детский сад, улица, микрорайон, город. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения.

Приступая к воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом педагог должен сам хорошо знать свой город.

Проект «Мой родной город Азов», направленный на привлечение старших дошкольников к изучению города, в котором они живут. Актуальность проекта определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА :

• Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста;

• Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников;

• Систематизировать знания педагогов, родителей и детей о родном городе.

Исходя из этих целей были определены следующие ЗАДАЧИ:

• Сформировать у детей 5-6 лет элементарные представления о родном городе, стране;

• Расширить знания педагогов об Азове;

• Пробудить в детях чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

• Воспитывать уважение к культуре других народов;

• Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• Подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста;

• Разработать положение о смотре-конкурсе уголков «Мой Азов» в группах.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Участниками проекта являются педагоги, дети и их родители.

Проект долгосрочный и реализуется в 3 этапа.

1 ЭТАП – установочный

1. Анкетирование для педагогов «Что такое патриотизм»

Цели анкетирования:

• Совершенствование работы ДОУ по патриотическому воспитанию;

• Повышение творческого потенциала каждого педагога;

• Достижение оптимального уровня развития воспитанников по данной теме;

• Формирование организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

2. Формирование творческой группы, которая разрабатывает:

• Перспективно-тематическое планирование работы по изучению истории города для каждой возрастной группе

• Организация НОД, праздники, досуги и развлечения по теме

• Подбор информации для самообразования педагогов

• Литературно-художественный материал

2 ЭТАП –основной

В ходе второго этапа творческая группа разрабатывает годовой план проведения мероприятий, открытых занятий, развлечений и досугов. Например, конкурс «Я – азовчанин» предполагает проведение открытых занятий или досугов в старших группах с использованием ИКТ. Цель его: обмен опытом работы по данному направлению, стимулирование воспитателей к дальнейшей работе по патриотическому воспитанию.

3 ЭТАП – заключительный. В ДОУ организуется музей «Азов – хранитель казачьих традиций», который представлен двумя экспозициями: историческое прошлое (архитектура, искусство, литература, полководцы, писатели) и настоящее (архитектура, искусство, великие люди и т. п.)

Экспозиции могут включать наглядные материалы, книги, видеоматериалы, рисунки, макеты, изготовленные детьми совместно с родителями, воспитателями о городе Азове.

Уголок познавательного развития в группах предполагают наличие флага, изображение герба, карты, настольно-печатных игр, атрибутов подвижных игр казаков или народностей, населяющих город, пособия и макеты, изготовленные детьми, родителями и воспитателями.

Особое внимание стоит уделить приобщению родителей к патриотическому воспитанию дошкольников. Знания родителей, истории их семей могут существенно дополнить представления детей об историческом прошлом своей семьи и города. Взаимодействие с родителями может осуществляться в формах: родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье», беседы о задачах, целях и важности проекта, консультации «Познавательное развитие в ДОУ», «Бабушкин сундучок». Для того, чтобы заинтересовать родителей, им можно дать задания по сбору народных игр, потешек, шуток и сказок, казачьих песен.

Можно предложить написать сочинение на тему «Любимый уголок Азова», оформление фотогазет с историческим уклоном в прошлое, с фотографиями членов разных поколений на фоне одних и тех же достопримечательностей города. Это могут быть собранные семейные предметные коллекции. Наиболее интересно предложение родителям составить видео презентации семей «Экскурсия по городу», как по городу в целом, так и рассказами о каком-то одном месте в городе.

По итогам проекта предполагается провести мониторинг удовлетворенности его участников проделанной работой.

Данный проект позволит детям овладеть такими понятиями как «город», «микрорайон», «прошлое», «настоящее», «край», научит их бережному отношению к культуре и истории города, приведет к осознанию, как важно ценить и уважать свою Родину.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Ваше отношение к патриотизму»

1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд, присущи патриотизму (оцените по 10-бальной шкале) :

• Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу

• Непримиримость к представителям других наций и народов

• Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины – России

• Патриотизм – удел ограниченных людей

• Бескорыстная любовь и служение Родине

• Любовь к родному городу, стране

• Патриотизм – это лишь литературная выдумка

• Патриотизм – политический инструмент

• Стремление трудиться для процветания Родины, чтобы государство было самым авторитетным и уважаемым в мире.

2. Почему вы участвуете в программах патриотического воспитания?

• Интересно общаться с единомышленниками

• Волнует будущее страны

• Больше нечем заняться

3. Насколько баллов ваша общественная работа и досуг связаны с вопросами патриотизма?

4. Во сколько баллов можно оценить вашу готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов Родины.

5. Я считаю, что служба в Российской Армии:

• Необходима молодым людям для улучшения физической формы

• Для становления их личности

• Нужна Родине

• Не нужна никому

6. Я живу в России, не уезжаю жить за границу потому что:

• Люблю свою Родину

• Это экономически не выгодно

• Не люблю перемены

• Время не пришло

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МОЙ РОДНОЙ ГОРОД АЗОВ»

Февраль : Анкетирование педагогов Старший воспитатель

Февраль : Создание творческой группы (педагоги, заинтересованные и имеющие опыт работы) Блиц-игра «С чего начинается Родина»

Март: Консультация «Создание развивающей среды в группе – важное условие освоения программ по патриотическому воспитанию»

Семинар «Игры и занятия наших бабушек и дедушек»

Апрель: НОД «Культура и традиции Азовских казаков» (открытый просмотр)

Выступление казачьего театра «ЛЮБО»

Мультимедийная презентация «Историческое и настоящее название улиц и площадей города»

Май: Дидактическая игра «Магазин открыток»

Блиц-игра «Угадай по описанию» Старший воспитатель

Июнь - июль: Консультация «Работать в тесном контакте с семьей»

Экскурсии в музей, пороховой погреб, к памятникам города, по улицам города, названных в честь почетных граждан города.

Участие педагогов ДОУ в викторине «Знаешь ли ты свой город, проводимую Центральной библиотекой им. Крупской г. Азова.

Семинар-практикум «Кукла Берегиня своими руками»

Август: Создание уголков патриотического воспитания в группах

Круглый стол «Люби и знай свой город родной» для воспитателей

Сентябрь : «Фестиваль казачьей песни», совместно с МБДОУ № 3 г. Азова и ансамблем казачьей песни

Конкурс патриотических уголков групп.

Октябрь: Создание музея «Азов-хранитель казачьих традиций»

Ноябрь : Спортивный праздник совместно с родителями «Знают турки - с казаками нельзя играть в жмурки!»

В течение проекта Чтение произведений Шолохова, сказок и сказаний о казаках,

Донские сказки П. Лебеденко.

Приложение 3

КАЗАЧЬИ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Для организации спортивных мероприятий и прогулок.

1. Игра в шапки.

Тому, кому выпадает жребий, завязывают глаза, он становится с расставленными ногами, между которыми и играющие бросают снятые со своих голов шапки, стараясь забросить их как можно дальше. Когда побросают все шапки, то играющий с завязанными глазами идет искать их, и, найдя одну из брошенных шапок, развязывает глаза и кидает далеко в сторону. Все в это время бросаются к своим шапкам. Колотят ими того, чья шапка была закинута, покуда он не прибежит на то место, где началась игра, после этого игра начинается снова.

2. Утка

Играющие становятся попарно в круг. В центре круга – «утка» (девочка, а за кругом – «селезень» (мальчик). По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

3. Разрывные цепи

Играющие делятся на 2 команды, расходятся и становятся против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки. Потом, кто-то из первой команды кричит: «Чью душу желаете?». Игроки из второй команды называют имя. Тогда из первой команды бежит выбранный игрок, стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой игрока, если нет, он остается у второй команды. И так до тех пор, пока у одной из команд не будет больше игроков.

4. Платочек.

Дети встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платочек, берут его в руку и бегут за водящим. Оба стараются занять свободное место в круге. Если водящий не успевает занять свободное место, то опять водит.

6. Конь-огонь.

Играющие стоят по кругу. Водящий в центре, на коне. Играющие шагают на месте, размахивая руками произносят текст:

«У меня есть конь! Конь-огонь» 2 раза

Водящий скачет внутри круга со словами: «Я скачу на нем, на коне своем

Останавливает коня между двумя играющими, они бегут по кругу в разные стороны. Кто первый добежит до коня, тот выиграл. Становится водящим.

6. Плетень.

Две команды становятся в 2 шеренги, друг напротив друга. Скрещивая руки берут за руки соседей.

Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные действия:

Мы плели, плели плетень, любовались целый день (поднять и опустить руки)

Расплетали очень долго (руки на плечи соседним игрокам)

Только – никакого толка! (поднять руки вверх)

Чья команда первой выполнит движения, та и победила.

7. Кривой кочет.

Считалкой выбирается «кривой кочет», ему завязывают глаза. Остальные играющие становятся в круг и спрашивают кочета:

Кривой кочет, на чем стоишь?

На иголочках.

Как тебе – не колко?

На подковочках.

Затем скороговоркой:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают в ладоши, привлекая к себе кочета. Кривой кочет старается поймать и угадать игрока. Если поймает и угадает игрока, пойманный становится кривым кочетом, если нет, игра продолжается с прежним.

8. Свирка.

В игре участвуют 6-8 человек. На расстоянии 3м от играющих выкапывают небольшую ямку – норку. Играющие по очереди бросают «свирку» - небольшой деревянный шарик – в норку. Тот, кто не попал, выходит из игры. Побеждает набравший большее количество очков за попавшие в норку шарики.

9. Чай – чай, выручай!

С помощью считалки или по желанию выбирают водящего. По команде играющие разбегаются, а водящие стараются догнать и запятнать как можно больше играющих. Тот, до кого дотронулись, останавливается и, расставив в стороны руки, кричит: «чай, чай, выручай!».

10. Щука и рыбки.

Дети, не менее 20 человек, становятся в круг, взявшись за руки. Выбирается одна «щука» и несколько рыбок, 3-5 человек. Щука садится в центре круга, а рыбки бегают вокруг нее. Остальные дети ходят по кругу и поют песню:

Рыбки в озере гуляли

И друг друга догоняли

А под камешком на дне

Спала щука в тишине.

Злая щука пробудилась

И на рыбок напустилась.

Щука: Как вы смели мне мешать,

Когда я хотела спать?

Как только щука произнесет эти слова, дети в кругу поднимают руки, а рыбки должны успеть выскочить за круг, чтобы их не поймала щука. Та рыбка, которую поймают, становится щукой.

ЛИТЕРАТУРА

для чтения, составления НОД, в помощь педагогу:

1. Доноведение для дошкольников Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., 2011

2. Былинно-песенное творчество Дона А. М. Листопадов, 2002

3. История донского казачества М. П. Астапенко., 2004

4. Казачий костюм Т. И. Агуреева., Л. А. Баландина., 2011

5. Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре, 2016

Публикации по теме:

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности». Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник,.

«Знание своего города» средняя группа Конспект занятия. Цель: Знакомить детей с малой Родиной (свой город). Задачи: - Расширять знания детей о своей стране, и о родном городе.

Формирование у дошкольников мотивации в сохранении своего здоровья В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Методическая разработка по ознакомлению дошкольников 6–7 лет с историей Тюмени и Тюменской области Методическая разработка по ознакомлению дошкольников 6-7 лет. «История Тюмени и Тюменской области» Тюмень 2016 Что за край? Откройте.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных.

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания». Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде.

Занятие по ознакомлению дошкольников старшего возраста с родным городом «Улицы родного города»Занятие по ознакомлению дошкольников старшего возраста с родным городом «Улицы родного города» Цель: Формировать у детей познавательный интерес к своей малой родине, улицам Рязани. Ход занятия: Дети! Сегодня утром нам принесли заказное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению дошкольников с историей своего города.
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 19:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД