МААМ-картинки

Проект по развитию уверенности в себе и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»

Елена Ситникова
Проект по развитию уверенности в себе и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»

Паспорт проекта

Тип проекта : информационно-творческий, долгосрочный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 4 месяцев.

База внедрения проекта : старшая и подготовительная к школе группы МБДОУ №171.

Возраст дошкольников : 5-7 лет.

Публикация «Проект по развитию уверенности в себе и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста „Смелые ребята“» размещена в разделах

Проект разработала : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна.

Актуальность проекта.

Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Тема моего проекта работы выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании.

Цель: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.

Объект: дети старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Задачи:

1. Воспитание уверенности в себе;

2. Снижение эмоционального напряжения;

3. Помощь в снятии страхов;

4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

Принципы реализации проекта :

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

Сочетание научности и доступности материала;

Наглядность обучения;

Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Принцип от близкого к далекому;

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:

1. Психологическое просвещение родителей;

2. Психологическое просвещение педагогов;

3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;

4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях.

Основные формы, средства и методы реализации:

Форма организации – групповая

Форма проведения – игровая

Этюды

Дискуссии

Беседы

Чтение психотерапевтических сказок

Импровизации

Тематическое рисование

Упражнения (творческого и подражательного характера)

Игры с правилами

Творческие игры

Чтение художественных произведений

Мини-конкурсы

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Рассказ взрослого и рассказы детей

Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки)

Технологии и методики, используемые в работе проекта :

• сказкотерапия;

• игротерапия;

• телесная терапия;

• арт-терапия;

• релаксация;

• концентрация;

• функциональная музыка.

Этапы проекта :

Проект осуществлялся в несколько этапов:

Подготовительный

Основной

Заключительный.

Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.

На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.

Планируемые результаты проекта :

Дети:

снижение уровня тревожности;

снижение количество страхов;

повышение уверенности в себе.

Педагоги:

Повышение знаний по данному направлению:

Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.

Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).

Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями.

Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Родители:

Появление интереса к данному вопросу.

Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Повышение компетенции родителей по вопросам работы с тревожными детьми;

Взаимодействие с семьей

В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей по коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

Индивидуальные консультации.

Анкетирование, тестирование родителей "Тревожен ли ваш ребенок?", "Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша. ".

Оформление консультации в виде стендовой информации в уголках психолога:

- "Признаки и причины возникновения тревожности",

- Памятка для родителей: "Рецепты избавления от гнева",

- Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации родителям тревожных детей,

- "Совместные игры родителей с детьми для устранения страхов",

- Рецепты повышения самооценки для родителей",

- Способы выражения (выплескивания) гнева,

- Как надо вести себя родителям с ребенком испытывающим страхи,

- "Общение без огорчения" (о речевой агрессии взрослых в процессе общения с детьми,

- Памятка : "Правила при воспитании тревожного ребенка".

Семинар-практикум: "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей".

Выступление на собрании: "Если ваш ребенок испытывает страхи"

Знакомство с терапевтическими сказками для снижения уровня тревожности.

Оформление выставки: "Игры, в которые играют тревожные дети"

Выпуск журнала "Ресурс"

Взаимодействие с педагогами

В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и педагогов в коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Такая совместная работа расширила понимание тревожного ребенка взрослыми. Выработались навыки взаимодействия с тревожными детьми.

При работе с педагогами использовались такие формы работы как:

Индивидуальные консультации

Групповые консультации:

- " О специфике взаимодействия с тревожными детьми: как помочь тревожному ребенку, как играть с тревожными детьми"

- "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Овладение языком "Я-высказывания" ("Я-сообщения")"

- Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

"Методы эффективного преодоления страхов у детей".

Заключение

Подводя итоги работы по реализации проекта «Смелые ребята», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей и с воспитателями. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.

Сравнение полученных результатов с вводной диагностикой и с итоговой диагностикой показывает, что в ходе реализации проекта наблюдается у детей снижение беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках или на занятии и т. д. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях со взрослыми и со сверстниками. Снизился уровень тревожности и уменьшилось количество страхов.

Полученные положительные результаты позволяют говорить об успешном достижении целей и задач проекта.

В связи с тем, что в последнее время возрастает количество детей с высоким уровнем тревожности, а мной разработан проект по психологическому сопровождению тревожного ребенка, изучена теоретическая часть этой проблемы и эффективность работы подтвердилось выше, то теперь я с удовольствием буду работать в этом направлении.

Список литературы

1. Костина Л. М. "Игровая терапия с тревожными детьми" Санкт-Петербург: "Речь", 2005

2. Арефьева Т. А., Галкина "Преодоление страхов у детей" Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005

3. Вологодина Н. Г. "Детские страхи днем и ночью", Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

4. " Лабиринт души: Терапевтические сказки" под редакцией Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е., Москва Академический Проект : Трикста, 2005

5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная прогамма - Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2005

7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. -СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.

8. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М. : Издат. дом. "Искатель", 1997.

9. Панфилова М. А. "Игротерапия общения" Тесты и коррекционные игры. Москва Издательство ГНОМ и Д, 2002

10. Катаева Л. И. "Работа психолога с застенчивыми детьми", - Москва: Книголюб, 2004

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Космос»Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию уверенности в себе и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 23:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД