Проект по развитию воображения у дошкольников в средней группе

Светлана Борисова
Проект по развитию воображения у дошкольников в средней группе

ВВЕДЕНИЕ

Воображение человека есть зеркало особенностей его личности и его психологического состояния. Благодаря воображению мы творим и прогнозируем результаты своей деятельности.

Бесспорно, воображение, как полет творческой мысли, есть неотъемлемая сторона нашей жизни. Не имей человечество фантазии, мы бы никогда не увидели научных открытий и произведений искусств. Некому было бы придумывать сказки и игры для детей, а ведь это основы развития детского воображения. То есть лишись человечество способности воображать и сам процесс мышления становится очень сомнительным, так как развитие и восприятие информации без фантазии не возможно. Таким образом, воображение и фантазия являются наиважнейшей способностью человека, которая, собственно, и сделала человека разумным. Наиболее интенсивное развитие воображения приходится на возраст ребенка от 5 до 15 лет, и если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, и гаснет интерес к искусству, науке. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки, а так же в образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении.

Воображение необходимо развивать. Делать это можно разными средствами: с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству и к художественно – творческой деятельности, в том чисел изобразительной.

Каждый педагог знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и целенаправленно развивать.

Следовательно, необходимо развивать воображение в дошкольном возрасте.

Вид проекта: развивающий.

Длительность: долговременный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: повысить уровень развития воображения в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Изучить и раскрыть понятие воображения и его особенности

2. Рассмотреть психоло-педагогические особенности детей дошкольного возраста.

3. Выявить особенности развития воображения дошкольников.

4. Провести формирующие занятия, направленные на развитие воображения.

5. Сделать выводы.

Ожидаемые результаты: положительная динамика в развитии воображения ребенка.

2. Проведенные занятия:

Осень.

Тест «Дорисовывание фигур» модифицированная О. М. Дьяченко методика Гилфорда и Торренса.

Суть этой методики состояла в следующем:

Детям предлагались листы белой бумаги с контурами. Им давался простой или черный карандаш.

Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для рисования детям предлагается по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе. Примеры контуров представлены в приложение А.

Детям даются следующие инструкции:

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

Обработка результатов

При интерпретации полученных данных обращают, учитывалось беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством полученных ответов (0-3 баллов). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (люди, люди и животные, разнообразные предметы) (0-3 баллов). Оригинальность разных категорий оценивается по балам: 1 –звери, пища, транспорт; 2-игрушки, человек; 3-герои сказок, одежда, птицы, растения; 4-мебель, рыбы; 5-насеокые, техника; 6-предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности оценивается и характер рисунка (сюжетность) – важный показатель творческих способностей ребенка (0-5). Критерии оценки: при отказе рисовать, воспроизведении тождественно контура рядом с основным, прикрепление овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывания – 0 баллов; дорисовывает с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура – 1 балл; рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром – 2 балла; основной контур является частью в других предметах или их деталью – 3 балла; рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие – 4 балла; рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подсинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром – 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6-9 баллов.

Зима.

Формирующие занятия, направленные на развитие воображения:

1. «СОЧИНИ ИСТОРИЮ»

Материал: карандаши, белая бумага.

Руководство: Детям предлагают придумать короткую историю и нарисовать к ней картинку. Ребенок может сам выбрать темы своих историй.

2. «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Материал: карандаши, листы белой бумаги (на каждого) со схематическими изображениями, незаконченными изображениями. Руководство: предлагается детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображение так, чтоб получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочки, птички, животные. Затем вы вместе рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные и оригинальные.

3. «ШОФЕРЫ»

Материал: Рули - для шоферов, стульчики-машины.

Руководство: Воспитатель сообщает: "Сегодня мы поиграем в игру "шоферы". Я - диспетчер. С шоферами я буду держать связь по радио, и каждый из своей машины может услышать меня и ответить на все мои вопросы. Садитесь по своим машинам". Когда ребята займут свои места в машинах, воспитатель говорит озабоченно: "Сейчас уже поздний вечер, а мне только сообщили, что завтра на рассвете, на дальнем поле необходимо отправить много больших машин, грузить зерно. Вам, шоферы, придется сейчас же отправляться в путь. Поедут все. Путь очень сложный, уже темно, придется ехать по лесу, затем по полю, затем по берегу реки, затем по деревне. Пока вы будете ехать, я все время буду держать с вами связь".

Воспитатель задает детям (индивидуально) самые разнообразные вопросы: как вы себя чувствуете в пути? Что сейчас проезжаете? Что случилось с вашей машиной? Нудно ли помочь своему другу шоферу? Какие пункты проехали? Что видно впереди? Очень ли устали, не надо ли отдохнуть? Хватит ли бензина? Не случилась ли авария? Благополучно ли выехали из леса на большое шоссе? Чья машина следует за вами? И другие в зависимости от ответов детей. В конце игры диспетчер благодарит шоферов за то, что вовремя доставили к месту машину.

4. «НАРИСУЙ СКАЗКУ»

Материал: текст сказки, иллюстрации к ней, карандаши, белая бумага.

Руководство: Детям читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо один эпизод из этой сказки.

5. «УЗНАЙ, ЧТО ЭТО, И ДОРИСУЙ»

Материал: картины с точечным рисунком, схематическим, частичным изображением объектов, карандаши (приложение Б).

Руководство: Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным рисунком, схематическим, частичным изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать.

6. «НАЙДИ БУКВЫ И ЦИФРЫ, КОТОРЫЕ СПРЯТАЛИСЬ»

Материал: карточки с «зашумленными» изображениями (приложение В).

Руководство: Ребенку предлагают карточку с " зашумленными" изображениями и предлагают найти в них знакомые им буквы и цифры.

7. «КТО БОЛЬЩЕ ПРИДУМАЕТ И НАРИСУЕТ»

Материал: геометрические фигуры, карандаши, белая бумага.

Руководство: Ребенку показывают две одинаковые геометрические фигуры разной величины (приложение Г). Просят назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на данные, а затем нарисовать их.

8. «КОМУ ЧТО НУЖНО?»

Материал: Несколько больших карт с изображенной (схематически) ситуацией. Под каждым таким изображением даны схематические изображения отдельных предметов. Примеры:

1. Мальчик, сидящий за столом. (Круг, прямоугольник, палочка, человечек.)

2. Двое детей. (Круг, палочка, животное, человечек.)

3. Мальчик в доме. (Животное, человечек, животное, книга.)

4. Девочка во дворе. (Машина, человечек, шарик.)

Руководство: Воспитатель показывает детям одну из карт, говорит, что картина, которую они видят, не окончена. Просит ребят придумать по ней рассказ. А чтобы рассказ получился интересный, надо подобрать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу. Предлагает детям подумать, на что похожи эти предметы, и выбрать один себе для рассказа. Воспитатель при необходимости помогает им. Например, если ребенок выбрал к первой картинке круг, можно рассказать, что мальчик сидит за столом, а перед ним тарелка ит. п. а можно сказать, что это палитра с красками и мальчик рисует или это чаша и он пьет чай и т. д.

Воспитатель следит за тем, чтобы истории, придуманные детьми, не повторялись, отмечает наиболее удачные, оригинальные, полные и последовательные.

9. «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ»

Материал: Разноцветные кружки (про три на каждого ребенка)

Руководство: Дети получают цветные кружки. Кружки должны быть разных цветов. Например, у одного красный, коричневый, желтый, у другого - синий, зеленый и желтый, у третьего - белый, красный, зеленый т. д.

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлагает всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинять про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные.

Педагог дает детям время (5-7 минут) на придумывание историй, а затем начинает опрос. Следует выслушать всех детей, похвалить их, но при этом важно сказать, соответствуют ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересна и оригинальна каждая история, если в ней описания персонажей, соблюдены ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка, интересны ли происходящие в ней события.

При затруднении детей можно дать образец сказки, сочиненной воспитателем.

10. «СОБЕРИ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ РАССКАЗ»

Материал: набор фигурок (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т. д.).

Руководство: Ребенку предлагают тему (например, "На даче") и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т. д.). Просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.

Весна.

Формирующие занятия, направленные на развитие воображения:

«Узнай, что хотел нарисовать художник»

Оборудование: лист бумаги с изображением элемента рисунка отдельного предмета, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.

Направленность задания: развитие целостного восприятия, активизация образов памяти, представления, воображения.

Процедура проведения: перед ребенком кладут недорисованную картинку и просят сказать, что хотел нарисовать художник, после чего предлагают дорисовать ее.

«Зашумленные буквы и цифры»

Оборудование: карточка с изображением «зашумленных» букв и цифр, лист бумаги, простой карандаш.

Направленность задания: развитие зрительного восприятия, активизация образов памяти.

Процедура проведения: перед ребенком кладут карточку и просят назвать буквы, цифры, которые «спрятались».

«Собери картинку»

Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (например: дом, деревья, забор, грибы, птица, озеро, цветы, дети, собака).

Направленность задания: актуализация прошлого опыты, развитие целостного восприятия образных представления, воображения, речи.

Процедура проведения: перед ребенком в произвольном порядке кладут отдельные предметные изображения и предлагают составить картину, а затем сочинить по ней рассказ.

Примечания: тематика и количество фигурок произвольны.

«Нарисуй картинку»

Оборудование: лист бумаги с изображением абстрактного элемента, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.

Направленность задания: развитие целостного восприятия образных представлений, воображения.

Процедура проведения: перед ребенком кладут лист бумаги с изображением данного элемента и просят нарисовать на его основе картинку.

«Сочини историю»

Оборудование: карточка с опорными знаками в виде схематических изображений.

Направленность задания: развитие имеющихся представлений наглядно – образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные зависимости, использовать помощь (в виде наглядных схематических опор, логично излагать свои мысли.

Процедура проведения: перед ребенком кладут рисунок-схему и предлагают сочинить по нему рассказ.

«Нарисуй фантастическое животное»

Оборудование: текс рассказа, лист бумаги, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.

Направленность задания: активизация образных представления, воображения.

Процедура проведения: ребенку читают рассказа фантастических, несуществующих животных, выделяя наиболее запоминающиеся черты каждого из них. После этого просят нарисовать то животное, которое больше всего понравилось.

«Нарисуй словами»

Оборудование: текст рассказа или сказки.

Направленность задания: активизация образных представлений, обогащение словарного запаса, развитие образного и словесно - логического мышления.

Процедура проведения: ребенку выразительно читают текст, после чего спрашивают, о чем шла речь. Затем предлагают выбрать наиболее понравившийся эпизод и «нарисовать» его словами.

«Волшебное дерево»

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.

Направленность задания: активизация прошлого опыта детей, пробуждение интересов, эмоций, воображения.

Процедура проведения: ребенку предлагают нарисовать волшебное дерево, которое может быть непохожим не на какие другие деревья (на веточках могут быть разные игрушка. Сладости, птички – все, что они захотят).

«Что бы ты попросил у волшебника?»

Направленность задания: исследование интересов ребенка.

Процедура проведения: ребенку рассказывают фантастическую историю о волшебнике, который прилетел и сказал: «Я могу выполнить три твоих желания, только три, подумай и скажи, что бы ты попросил у меня?».

«Волшебные пятна»

Оборудование: два-четыре «пятна» разной конфигурации и разных цветов (каждое на отдельном листе, цветные карандаши или фломастеры.

Направленность задания: актуализация запаса общих сведений об окружающем, активизация восприятия, образов памяти, представления, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения.

Процедура проведения: ребенку предлагают (поочередно) дорисовать «пятна» до какого-либо изображения.

2.2. Вывод:

1. Особенности развития воображения меняются на протяжении дошкольного возраста по ряду важных критериев: беглость, гибкость, оригинальность, сюжетность.

2. На протяжении дошкольного возраста повышается уровень развития воображения.

3. Дополнительные упражнения, направленные на развитие воображения, положительно влияют на динамику его развития.

4. На качественные изменения воображения (по критериям: беглость, гибкость, оригинальность, сюжетность) в дошкольном возрасте влияет проведение формирующих занятий, направленных на его развитие.

2.3. Педагогические рекомендации

Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка.

Растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринимать, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Важно развивать творческое воображение, а для этого побуждать ребенка к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Важно научить детей решать творческие задачи, для которых нет готовых образцов, а есть целый спектр равно интересных возможностей и решений.

Условие проявления творчества: организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов рисунков и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Предоставление детям свободы выбора темы для рисунков, постоянное обогащение их сенсорного опыта дают им возможность рисовать самые разные предметы: автомобили, зверей, кукол и т. д. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует, развитию воображения и мышления.

Способы развития фантазии и воображения:

1. Для эффективного развития воображения надо сформировать мотивацию ребенка.

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно, быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к воспитателю.

5. Собственным примером. Взрослый авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике в дошкольном возрасте - сказки, фантастические рассказы.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. Предлагать детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазирования.

Приемы развития фантазии и воображения:

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными, животных, растений.

Материалы в помощь родителям:

Добиться успехов при развитии тех или иных качеств или психических процессов можно лишь при условии комплексного воздействия.

В непринужденной домашней обстановке, на прогулке, во время игр, при выполнении различных совместных дел создаются благоприятные возможности для развития воображения ребенка.

Таким образом, воображение необходимо развивать в дошкольном возрасте, и делать это систематически и целенаправленно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. - 4 изд. - М.: Академия, 1999. – 672 с.

2. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии:Прелюдия к теории развития творческого воображения//Шанс на приключение/Сост. А. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, 1991.-С. 237-303.

3. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов (Текст): учеб. Пособие/ Л. П. Баданина. -М.: Флинта; МПСИ, 2008.-240с.

4. Бархаев Б. П. Педагогическая психология (Текст): учеб. Пособие для вузов/ Б. П. Бархаев. - Спб.: Питер,2009.-448.:ил-(Учеб. Пособие).

5. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Развиваем воображение и творческое мышление; Дрофа-Москва,2011.-813с.

6. Венгер Л. А. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. -2 изд. — М.: Просвещение, 1994. — 96 с.

7. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003. -144 с.

8. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте// Хрестоматия по общей психологии/ Л. С. Выготский. - 1998.- выпуск III – С. 464-466.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л. С. Выготский. - 3 изд. - М.: Просвещение, -1991.

10. Выготский Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. – 5 изд. – М: Лабиринт, 1997. - 416 с.

11. Выготский Л. С. Лекции по обшей психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: 2009. -144 с.

12. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 1999. – 344 с.

13. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов. - М.: Образовательно - производственный центр «ИНТОР», 1996. - 542 с.

15. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. – 255 с.

16. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. –197 с.

17. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развитиях воображения у детей/ О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – С. 52-59

18. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников/ О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. -№1.

19. Дьяченко О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста/ Дьяченко О. М., Кириллова А. И. // Вопросы психологии -1980. -№2.

20. Жатсель А. Воображение / А. Жатсель. – М.: Фаир - пресс, 2006. – 144 с.

21. Жукова О. Развиваем память, внимание, воображение; Астрель, Астрель-Спб-Москва, 2012. - с. 453-525

22. Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психологическая – педагогическая диагностика и консультирование/ Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. - М.: В. Секачев, 2001. – 80 с.

Публикации по теме:

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников».«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников». Цель данной работы - собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные.

«Волшебница вода» проект в средней группе по экологическому развитию«Волшебница вода» проект в средней группе по экологическому развитию Проект «Волшебница - вода» Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится, может вода, И жизнь на.

Использование техники ТРИЗ для развития воображения дошкольников Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах.

Консультация для педагогов по развитию воображения у детей посредством природного материала Организация и методика проведения работы по развитию воображения посредством природного материала. Творческий процесс зависит от многих.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию внимания, воображения, мышления Цель: развитие познавательных процессов. Оборудование: мяч, тетради, карандаши Содержание занятия: 1. Приветствие Все становятся в круг,.

Нетрадиционные средства развития творческого воображения у дошкольников Игры-беседы Природа создала репейник, чтобы он приставал Воспитатель. Представьте, себе теплый солнечный день. Вокруг цветут ромашки, колокольчики,.

Проект по познавательному развитию в средней группе «Зоопарк» Тема: "Зоопарк". Актуальность: интерес к познанию разнообразия животного мира у дошкольников можно вызвать путем организации различных форм.

Проект «Развитие творческого воображения дошкольников средствами музыкальной деятельности» Проектная деятельность музыкального руководителя МБДОУ №17, детский сад «Ромашка» города Ессентуки, Ставропольского края, Ханазаровой В. А.

Проект по развитию мелкой моторики рук «Веселые ручки» в средней группе Проект «Веселые ручки» в средней группе. Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук» Вид проекта: образовательный, игровой, краткосрочный.

Конспект комплексного занятия по развитию логического мышления, развитию речи и воображения Актуальность занятия: Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных.

Автор публикации:
Проект по развитию воображения у дошкольников в средней группе
Опубликовано: 22 апреля 2016 в 07:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в...
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский С введением федерального...
Фотоотчет «Субботний вечер. Ночь музеев»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом "Ночь музеев". В этом году «Музей-заповедник «Дмитровский кремль»...
Фотоотчёт о развлечении для детей младшей группы «Театральный калейдоскоп»
Попова Валентина Вот и заканчивается очередной учебный год. Подросли мои малыши, многому научились. За год мы с ними провели множество праздников и...
Фотоотчет «9 мая. День победы»
9 мая в нашей стране празднуется день победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась...
Конспект занятия по социальному окружению в старшей группе «Чтение сказки «Сказка о...
Конспект занятия Беседа о вербном воскресенье. Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна Область:...