Папки-передвижки

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир»

Екатерина Сергеевна Исполинова
Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир»

Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир".

ВВЕДЕНИЕ.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей – использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предмета. Усвоив сенсорные эталоны, дети могу использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии света можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Публикация «Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Этот разноцветный мир“» размещена в разделах

В результате мониторинга знаний и умений детей второй группы раннего возраста «Топотушки» был выявлен низкий уровень сенсорного развития, а именно цветового восприятия, у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является очень актуальным в этом учебном году.

Тема проекта : «Этот разноцветный мир».

Автор проекта : Исполинова Е. С.

Тип проекта : познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По срокам реализации: среднесрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года, родители.

Предмет исследования: сенсорное развитие детей.

Объект исследования: обучение цветовому восприятию.

Цель проекта : закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете.

Задачи проекта :

· Образовательные:

Учить различать и правильно называть основные цвета;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

· Развивающие:

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;

Развивать творческие способности и умения;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);

Развивать мелкую моторику;

Развитие связной речи у детей.

· Воспитательные :

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

Срок реализации: месяц декабрь 2016г. (Среднесрочный)

Ожидаемый результат:

Дети свободно различают 4 основных цвета;

Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения

Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения;

Повысился уровень связной речи для детей;

Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе детей.

Ранний возраст - чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавательные связи и начинает развиваться речь. Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его нервно – психические связи блокируются, происходит задержка нервно – психического развития, развития речи.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Сенсорное развитие ребенка начинается с первых дней жизни. Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. В раннем возрасте ребенку необходимо предоставлять богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 2-3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают знакомить с 4-ми основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым. После того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе работы по знакомству детей с цветом выделяют следующие этапы:

1. Различение цветов по принципы «такой - не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, накладывая их друг на друга. Когда ребенок сравнит цвета, взрослый их называет, не требуя от ребенка повторения названия цвета.

2. Зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Взрослый показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает ребенку найти предметы (картинки) такого же цвета. Взрослый сам называет цвет.

3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый.

Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ идет в течение всего учебного года в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

II. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в

сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет,форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться дляих обозначения, научить детей осознанно использовать свойства привоспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разнойвеличины, формы, цвета. В работе с детьми используется приемопредмечивания изображения того или иного предмета при помощиэлементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаикадвух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как кхарактерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета,формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски четырех-восьми цветов и разноцветные листы

бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, вкоторых меняются условия выполнения задания. Такое варьированиепозволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета,поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев иусложнить действие, необходимое для образования более совершенных иобобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин,форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется ихповторение и активное воспроизведение.

Наилучшего результата при формировании сенсорных эталонов цвета у детей третьего года жизни можно добиться только при следующих условиях:

- в группе детей должны окружать яркие игрушки, в основном 4-х «основных» цветов;

- воспитателю необходимо систематически обращать внимание детей на цвет (форму, размер) предметов, окружающий детей как на специально подготовленных занятиях, так и в свободной деятельности, различных играх,

- воспитателю необходимо систематически обращать внимание на явления природы и выделять их характерные особенности (в том числе и цвет)

- воспитателю необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми.

Тема проекта : «Этот разноцветный мир».

Автор проекта : Исполинова Е. С.

Тип проекта : познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По срокам реализации: среднесрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года, родители.

Предмет исследования: сенсорное развитие детей.

Объект исследования: обучение цветовому восприятию.

Цель проекта : закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете.

Задачи проекта :

· Образовательные:

Учить различать и правильно называть основные цвета;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

· Развивающие:

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;

Развивать творческие способности и умения;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);

Развивать мелкую моторику;

Развитие связной речи у детей.

· Воспитательные :

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :

Словесные

Беседы;

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

Загадывание и отгадывание загадок;

Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.

Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий;

Показ способа действий;

Показ образца;

Рассматривание иллюстраций;

Практические

Игровые действия;

Внезапное появление объектов;

Музыкальные занятия;

Художественное творчество;

Конструирование;

Введение элементов соревнования;

Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Основные принципы реализации проекта :

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявлениятворчества, изменение правил).

Срок реализации: месяц декабрь 2016г. (Среднесрочный)

Ожидаемый результат:

Дети свободно различают 4 основных цвета;

Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения

Толчок для развития детского творчества и воображения;

Повышение уровня связной речи у детей;

Развитие у детей фантазии, эмоциональности;

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Продукт проекта :

· пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми и пособиями;

· презентация по теме проекта.

Перспективы развития проекта :

· Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

· Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

· Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

· Продолжение работы по обобщению достижений прошлого в области сенсорного развития.

Структура проекта :

Подготовительный этап:

· Планирование работы

· Подбор и изучение литературы

· Подбор методического материала

· Подбор игрового материала

Продуктивный этап:

· Проведение серии тематических разноцветных недель с детьми :

«Красная неделя»;

«Синяя неделя»;

«Желтая неделя»;

«Зеленая неделя».

· Проведение консультаций для родителей.

Заключительный этап:

· Итоговое мероприятие «Волшебная кисточка в гостях у ребят».

· Выставки детского творчества по темам недель.

· Создание презентации по теме проекта.

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды.

Беседы;

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

Загадывание и отгадывание загадок;

Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.

Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);

Демонстрация наглядных пособий;

Показ способа действий;

Показ образца;

Рассматривание иллюстраций;

Игровые действия;

Внезапное появление объектов;

Музыкальные занятия;

Художественное творчество;

Конструирование;

Введение элементов соревнования;

Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

1. Консультации на темы:

· «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;

· «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;

· «Дидактические игры по сенсорике».

2. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.

3. Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».

4. Выставка дидактического материала

1. ПРС создавалась в групповом помещении с учётом возрастных особенностей детей, была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

2. Была дополнена дидактическими играми «Помоги ежику собрать грибы», «Найди цветок для бабочки»

3. Сюжетные и предметные картинки по темам недели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав мониторинг до и после осуществления проекта, можно сделать вывод, что выполнены все основные задачи, а именно:

· Образовательные:

дети различают и правильно называют основные цвета;

у детей сформировались зрительные способы обследования предметов;

· Развивающие:

развита зрительная реакция на предметы окружающего мира, дети стали замечать их цвет;

развились творческие способности и умения;

происходило развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память);

Развивалась мелкая моторика;

Большой скачок в развитии связной речи у детей.

· Воспитательные :

Дети научились играть рядом, не мешая друг другу;

Активно участвовали во всех мероприятиях.

Следовательно, если все задачи выполнены, то основная цель проекта (закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете) достигнута.

Ожидаемый результат был получен полностью:

Дети свободно различают 4 основных цвета;

Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения

Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения;

Повысился уровень связной речи для детей;

Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

В заключении можно сделать вывод, что проектная система отлично работает и дает высокие результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Памятка для родителей

по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.

Уважаемые родители!

Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье.

Для детей2-3 лет

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки;

Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки, матрешки и т. д. ;

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические,

Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия : положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.

Разрезные картинки, пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками;

Парные картинки;

Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

Несколько видов мозаики;

Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); Банки разного размера;

Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.

Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.

Приложение 2.

Анкета для родителей

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка :

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия :

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___ ___

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Разноцветный куб» для детей младшей группы детского садаДидактическая игра по сенсорному развитию «Разноцветный куб» для детей младшей группы детского сада Дидактическая игра "Разноцветный куб" по сенсорному развитию. Цель игры: формировать у детей начальные представления о цвете, величине и.

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Бабушка Забавушка в гостях у ребят»Конспект НОД по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Бабушка Забавушка в гостях у ребят» Тема НОД «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят» Цели: • формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка; • учить.

Кружок по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Умка» Пояснительная записка. Сенсорное развитие, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой.

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «Вот это лук!» Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «Вот это лук!» Первая младшая группа Воспитатель Камышева Е. А. 2015г Направленность:.

Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Желтый — да круглый» Разработала: Ермакова А. В. Тип проекта: Познавательно - игровой. Время проведения проекта: рассчитан на два месяца (февраль, март) Участники.

Проект «Этот День Победы» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Этот День Победы» для детей старшего дошкольного возраста Проект "ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ" Паспорт проектной работы Название проекта: «Этот день Победы» Автор проекта: Боровкова Оксана Анатольевна педагог.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир» Цель:Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего.

Занятие для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) «Разноцветный паровозик» Цели занятия: 1. Развитие восприятия (цвета). 2. Развитие умения различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый). 3. Развитие навыка цветового.

Занятие по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Смотрит солнышко в окошко» Занятие по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Смотрит солнышко в окошко» Цели: Создавать эмоциональное настроение,.

Занятие по сенсорному и художественно-эстетическому для детей 2–3 г (на улице) для детей младшего возраста Проект интегрированного занятия- развлечения по сенсорному и художественно-эстетическому развитию на тему «Зимние забавы» для детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 00:34
+135Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД