Папки-передвижки

Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Кузнецова Екатерина
Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Актуальность проекта :

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Использование в работе с дошкольниками освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает большое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Публикация «Проект по социокультурному развитию „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина обоснован принцип работы по данному направлению: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности гражданина России.

В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Проблема: В наше время, в развитие высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

Тип проекта : Творческо-познавательный.

Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь - май.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей : 6-7лет.

Цель: формирование нравственно-ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной культуры.

Задачи:

Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

• Способствовать формированию положите5льной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

• Поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

• Расширять представление о народно-декоративно прикладном искусстве, отражение в нем природы, народного быта культуры.

• Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

• Продолжать развивать интерес у старших дошкольников к событиям прошлого и настоящего.

Ожидаемые результаты:

o Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения к истокам русской народной культуры. ;

o Повышение интереса играть в русские народные игры; участвовать в русских народных праздниках

o Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

o Позитивные изменения в речи детей : использование потешек, считалок, загадок;

o Повышение запаса знаний сказок, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

o Повышение интереса у детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.

Блоки работы

№ п/п Блоки работы Цель блока Сроки

1. Использование фольклора Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа Середина

Сентября

Октябрь

2. Создание атмосферы национального быта Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять представления о народных промыслах и ремёслах.

Ноябрь

Декабрь

3. Знакомство с народным искусством Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством

Январь

Февраль

4 Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников Повышение интереса к русским народным играм. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.

Март

Апрель

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

o Составление перспективного планирования работы проекта

o Выявление знаний, анкетирование родителей о русской народной культуре

2. Практический этап.

o Создание предметно-развивающей среды : оформление уголка русского быта, русь расписная.

o Встречи за круглым столом с родителями

o Занятия, праздники, выставки для детей и родителей.

3. Заключительный этап.

o Проведение анализа проделанной работы.

o Заключительное Выявление знаний, анкетирование родителей на тему «Приобщение к истокам русской народной культуры».

o Итоговое совместные мероприятия для детей и родителей.

Перспективный план работы с родителями

Проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»

на 2018-2019 уч. год

Месяц Форма работы с родителями Мероприятие

Блок № 1 «Использование фольклора»

Сентябрь Анкетирование родителей (пр. 1) «Фольклор в жизни дошкольника»

Консультация «Роль малых фольклорных форм в познавательном развитии детей».

Посиделки с участием родителей «Живёт в народе песня»

Совместный досуг с родителями «Шутку шутить — людей насмешить» Познакомить с малыми формами фольклора.

Октябрь Оформление папки-передвижки Роль фольклора в развитии детей»

Индивидуальные беседы с родителями. Познакомить с народными приметами и поговорками об осени.

Открытый вечер с родителями «Традициии русских гуляний»

диагностические задания для родителей (пр. 2) «Что мы знаем о фольклоре»

Блок № 2 «Создание атмосферы национального быта»

Ноябрь Анкетирование родителей начальное (пр. 3) «Культура русского народа»

Народный быт в жизни дошкольника»

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Консультация «О традициях русского чаепития».

индивидуальные беседы с родителями «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Декабрь Открытое занятие с родителями с просмотром презентации «Предметы крестьянского быта: прялка, веретено».

Оформление народного календаря «Приметы, праздники»

Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении к истокам русской национальной культуры»

Оформление книги родителями вместе с детьми. Выражение пословиц в рисунках, наклейках. «Книга народной мудрости»

Блок № 3 «Знакомство с народным искусством»

Январь Анкетирование (пр. 4)

«Народное искусство в жизни Вашей семьи».

Выставка народно-декоративно прикладного искусства по мотивам народного творчества. «Конкурс зимней игрушки».

Мастер-класс

«Веселая мастерская»(роспись тарелок по городецкой росписи-птица)

Оформление папки-передвижки «Приобщение дошкольников к народным промыслам»

Февраль Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников»

Индивидуальные Беседы с родителями «Значение декоративного рисования для ребенка».

Мастер-класс

изготовление из попье-маше расписанные в городецкую и хохломскую росписи. «Веселая мастерская»

Оформление папки-передвижки «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук

Блок № 4 «Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников»

Март Анкетирование (пр. 5)

«Народные праздники в детском саду и дома».

Изготовление Папки – передвижки

«Широкая Масленица

Индивидуальные беседы с родителями «Народные игры в детском саду и дома»

Консультация «Играйте с детьми в народные подвижные игры».

Картотека русских народных игр.

Апрель родительское собрание

«Роль народной игры в воспитании дошкольника»

Изготовление Папки-передвижки

Народный

Праздник «Пасха»

Совместный досуг с родителями Народные игры и праздники» Познакомить с народными играми и праздниками. Прощальное чаепитие.

Анкетирование родителей повторное (см. пр. 3) «Культура русского народа» Народный быт в жизни дошкольника»

Май диагностические задания для родителей

Перспективный план работы с детьми

Проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Месяц Неделя Содержание деятельности

Блок № 1 «Использование фольклора» сентябрь, октябрь

Сентябрь 1 Познакомить с русским фольклором.

Создание альбома «Русские народные инструменты»

2 «Без пословицы не проживешь» Знакомство с понятием «устное народное творчество». Познакомить с пословицами о труде и лени.

3 Свободное рисование по пословицам о труде и лене.

4 Д/и «Закончи пословицу»; Настольно-печатная игра «Сложи пословицу»

Октябрь 1 Беседа с детьми «Фольклор детям». Чтение русских народных потешек.

2 Рассказывание сказки «Смоляной бычок»

3 Инсценировка сказки «Золотое веретено»

4 Конкурс загадок., скороговорок.

Ноябрь Блок № 2 «Создание атмосферы национального быта»

1 Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка-презентация).

2 Чтение р. н. с. «Лиса и кувшин», «Снегурочка»

3 ОД «Быт и культура русского народа» (пр. 7)

4 Рассматривание иллюстраций предметов быта

Декабрь 1 Конкурс загадок о предметах быта.

2 Д/и «Подбери головной убор к сарафану» «Сложи картинку»

3 Беседа русские блюда (чем питались наши предки). чаепитие с детьми

4 Рассказ с детьми о праздновании Нового года на Руси.

Январь Блок № 3 «Знакомство с народным искусством»

1 Беседа с просмотром презентации «Народные промыслы Нижегородской области»

2 Игра «Русские народные промыслы»Уточнение особенностей промыслов (Хохлома, городецкая роспись.)

3 Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

4 ОД «Хохломской узор» (пр. 8)

Февраль 1 ОД «Красота городецких узоров» (пр. 9)

2 Рассказ о народном костюме. Д/и «Одень куклу»

3 Д/и «Укрась кокошник», «Составь узор»

4 Прослушиван русских народных песен

Март Блок № 4 «Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников»

1 Беседа о Масленице. «Праздник широкая масленица»

2 Знакомство с приметами. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»

3 Исполнение русских народных песен

4 Беседа о проведении русских народных игр. Знакомство с играми.

Апрель 1 Подвижные народные игры : Гуси-лебеди»,«Горелки «Краски» «Горшки», «Жмурки»

2 Беседа о подготовке к пасхе. Праздник «Готовимся к Пасхе»

3 Разучивание русских народных хороводов о березе, лете.

4 Праздник «Весна красна»

Май 1 Мониторинг детей и выявление знаний родителей по данной теме.

2 Совместные вечер с детьми и родителями (чаепитие по старой традиции

3 Изготовление альбома совместно с родителями на тему «Традиции русского народа»

4 Итоговое мероприятие с детьми и муз. руководителем «Традиции и обычаи нашего народа»

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 12:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД