Лучший педагог года

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш дом!»

Инна Урбанова
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш дом!»

Проект

педагогической деятельности воспитателя

муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 486 комбинированного вида»

Урбановой Инны Германовны

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья, происходит становление личности, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Земля — наш дом!“» размещена в разделах

Я - счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми.

Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребенком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно и каждый раз, уча других - учиться самой. Я могу назвать себя "Мамой" с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои любимые, каждому из них я отдаю частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них уже заканчивает 11 класс, кто-то нынешний первоклассник, кто-то только ходит в детский сад, но все они мои родные, за каждого я переживаю, как мама!

Думать о детях, заботиться о них, любить их - самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому.

С радостью ли ребенок переступает порог детского сада каждый день, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру "Детский сад" дома, непременно становясь именно на мое место - вот наивысшая оценка для каждого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда - любовь детей!

Свою педагогическую деятельность осуществляю, ориентируясь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.

Образовательная деятельность с детьми в нашем ДОУ осуществляется на основании реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, ведущими целями которых являются:

• Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

• Формирование основ базовой культуры личности;

• Всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

• Подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются мною в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой и др.

Для создания в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, для того, чтобы дети росли общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству у нас остаются неизменными традиции:

• Ежедневные утренние и вечерние сборы, на которых мы приветствуем друг друга, делимся новостями, впечатлениями, а вечером прощаемся до следующего дня;

• Встреча детей каждый понедельник под названием "День радостных встреч";

• Обновляем и оформляем все игровые зоны в течении года, привлекая к этому родителей;

• "День именинника" - поздравляем каждого ребенка с днем его рождения, организуя маленький праздник с играми, подарками;

• Один раз в неделю организация развлечений, театрализованной деятельности.

В течении всего года организуются выставки детских работ, сделанных как в группе, так и дома (дети изготавливают различные поделки вместе с родителями из природно-бросового материала и приносят в группу, что способствует повышению взаимодействия между детским садом и родителями, а также помогает нам создать благоприятную обстановку в группе.

Взаимодействие в коллективе - одна из направляющих здоровья детей как физического, так и психического. Считаю, что имею достаточные знания по педагогике и психологии, чтобы использовать их в своей работе: на занятиях, во время беседы, для решения творческих задач, конфликтных ситуаций. При возникновении конфликтов между детьми, использую такие методы, как релаксация, арттерапия, игровая и проблемная ситуация. Всегда стараюсь дать ребенку возможность самому подумать и разобраться в какой-то проблеме и совместно найти выход из создавшейся ситуации. Для изучения того, как чувствует себя ребенок в детском саду, с кем играет, какие эмоции получает, веду записи наблюдения, а также изучаю взаимоотношения между детьми группы по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной "Практикум по детской психологии". (приложение 1)

Занятия с детьми провожу в свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, могут встать, подойти к товарищу, объединиться в группы и т. д. Часто удобнее всего расположить детей на ковре, максимально приближая их к месту действия, например, при рассматривании различных моделей (предметов, при чтении сказок. Такое расположение способствует созданию спокойной домашней атмосферы, когда каждый из детей рядом, может подойти поближе, если что-то не видно, взять в руки и рассмотреть интересующий предмет.

Такая организация различных видов деятельности дает простор для выдумок и творчества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в своих силах.

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний. На современном этапе развития нашего общества, когда в процессе жизненной и хозяйственной деятельности человека нарушаются взаимосвязи с природой, огромное значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения и неоспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем поведение человека в окружающем мире.

Я работала в санаторной группе нашего детского сада, поэтому основной задачей с детьми выбрала эколого-оздоровительное направление, так как это имеет два одинаково важных аспекта: создание максимально-благоприятных, оздоравливающих условий для жизни детей и воспитание в них экологически правильного взаимодействия с окружающей природой, бережного отношения к растениям, животным, себе (как части природы) и своему здоровью.

Постоянно расширяя познание в теме "Экологическое воспитание дошкольников", мною была изучена программа С. Н. Николаевой "Юный эколог", и в помощь по работе с детьми по этой теме методика данной программы стала для меня наиболее приемлемой, так как в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника : экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями и животными - все это позволяет, на мой взгляд, приобщать ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

Началом экологического воспитания явилась работа по организации уголка природы в группе и на участке, где важным является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями, животными, насекомыми, а также наблюдение и практическая деятельность детей по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. На участок привезли необходимый грунт: крупный песок, землю, гальку. Много внимания стали уделять озеленению участка. Поставили перед собой цель: создать обогащенное и разнообразное природное окружение. В течение последних трех лет проводили работу по благоустройству участка: вырубали старые, сажали молодые деревья и кустарники. На территории были посажены рябины, липы, березы, шиповник. Разбили цветники, на которых растут многолетние растения и цветы. При этом стараемся сажать такие растения, которые неприхотливы и не вызывают особого желания срывать их. Это космея, календула. Весной 2011 года разбили фитоогород, где выращиваем с детьми такие травы, как ромашка, мята, тысячелистник. В итоге летом и осенью территория детского сада выглядит нарядной, радует детей и взрослых.

В группе пересмотрели содержание комнатных растений, подобрали одинаковые кашпо и подставки для них, которые стали украшением уголка природы. Сейчас у нас в группе растут различные виды пальм, вместе с детьми выращиваем из семян лимонное и кофейное дерево. В уголке природы есть "Поляна сказок" (так назвали ее сами дети, на которой находятся разнообразные поделки из природно-бросового материала. Этот уголок дает возможность показать детям, как много интересного и занимательного есть в природе, надо это только увидеть и приложить свои руки.

Детям очень нравится дежурить в комнате природы - идут они туда с удовольствием, практически нет таких ребят, которые не хотели бы дежурить. Дети охотно овладевают навыками ухода за растениями: поливают, рыхлят, опрыскивают. (фото 1)

Работа по экологическому воспитанию вызвала необходимость приобретения картин, пособий, муляжей, магнитофонных дисков с записью звуков природы, шумами, экологическими сказками. Для эффективной работы с детьми по теме, мною наработаны дидактические игры по экологическому воспитанию старших дошкольников (приложение 2) и примерный тематический план бесед нравственности с элементами экологии. (приложение 3)

В уголке природы нашей группы самое светлое место выделили для "огорода на окне", где осенью и зимой выращиваем с детьми зеленый лук, петрушку, укроп. У нас имеется опыт выращивания небольшого количества томатов и перца. При правильном уходе нам удалось получить небольшой урожай. (фото 2) На этих культурах дети прослеживают рост растений от семени до семени, учатся понимать, какую важную роль играют условия.

В начале лета (конец весны) с детьми высаживаем выращенную рассаду на клумбы детского сада. Если в начале нашей работы ребята в основном выступали в роли зрителей, наблюдателей, то сейчас, в результате целенаправленной работы, произошли существенные изменения в их поступках и поведении, в отношении к природе. Сегодня при виде того, как взрослые берутся за садовый инвентарь, дети проявляют инициативу: "А что вы делаете? Давайте мы вам поможем!" Отрадно, что трудятся они с огромным желанием, берутся за любую работу: посевы, посадки, полив, прополка.

Считаю, что важным аспектом в системе экологического воспитания также является и работа с родителями. На родительских собраниях разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в жизни детского сада. Последние три года наши родители активно трудятся на участке: убирают мусор, сгребают листву, стригут кусты, помогают изготавливать кормушки для птиц, снежные постройки для детей и т. д.

Привлекаем родителей к участию в проведении наших праздников: "Осенины", "Колядки", "Масленица". С большим удовольствием они шьют костюмы, изготавливают атрибуты, пекут пироги и блины, делают фотографии праздников и записывают их на видео.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания, его реального осуществления в семье, было проведено анкетирование. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов:

1. Есть ли у вас дома животные (кошка, собака, рыбки?

2. Есть ли комнатные растения (какие?

3. Кто ухаживает за ними?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ними, играет, ничего не делает?

5. Бываете ли вы с ребенком в лесу, в парке?

6. С какой целью?

7. Где ребенок проводит лето?

Анализ анкет показал, что у большинства имеются дома животные (собаки, кошки, попугаи, хомяки, рыбки). Ухаживают за ними, в основном, взрослые члены семьи - мамы или бабушки. Дети помогают поливать цветы, играют с животными, наблюдают за ними. В 80% семей есть комнатные растения: розы, фиалки, бегонии, бальзамины, кактусы. Из анкет было ясно, что многие проводят выходные дни в ближайших парках, где катаются на лыжах, велосипедах, кормят птиц и белок, любуются красотой природы. На вопрос, где ребенок проводит лето, родители отвечали так: 60% - на даче, 30% - в деревне, 10% - в городе. Радует, что большинство детей все-таки имеют возможность летом ближе общаться с родной природой.

Для решения задач по экологическому воспитанию, мною был разработан и успешно реализован мини-проект "Чудо-Цветок". (приложение 4)

В ходе реализации проекта у детей отмечался повышенный интерес, дети лучше и быстрее воспринимали полученную информацию, у них формировался здоровый образ жизни, появилось стремление заниматься разнообразными видами деятельности.

По итогам данного проекта и моей деятельности по экологическому воспитанию детей в целом, проводила диагностику экологических знаний детей. Результаты диагностики детей подготовительной группы (на конец года) дали высокие и средние баллы. (приложение 5)

Результатом своей деятельности считаю :

• высокий уровень усвоения детьми программного материала «Детский сад 2100», мониторинговое исследование в 2010-2011 уч. г. показало следующие результаты: 74 % детей - высокий уровень, 26 % - средний уровень;

• мониторинговое исследование усвоения программного материала детьми в 2011-2012уч. г. – 82% - высокий уровень, 18% - средний уровень

Перечень дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников

1. Д/игра "Без чего нам не прожить?"

Воспитатель называет объекты окружающего мира, например: вода, воздух, растения, животные, почва и т. д. Дети отвечают "да" или "нет", мотивируя свой ответ.

2. Д/игра "Кто больше назовет правил поведения на природе"

Дети по очереди называют правила поведения на природе.

3. Д/игра "Кто где живет?"

Воспитатель называет какое-либо животное (или птицу, дети говорят, где он (она) обитает. Например, медведь - в берлоге, белка - в дупле и т. д.

4. Д/игра "Полезно - вредно"

Дети делятся на две команды: одна называет, что полезно делать, другая - что вредно. Например: сажать деревья, подкармливать животных, ломать ветки на деревьях, стрелять в птиц и т. д.

5. Д/игра "Выбери главное"

Воспитатель называет три объекта неживой природы, из которых дети должны выбрать один главный, без которого невозможна жизнь на Земле. Затем еще три. Так четыре группы слов. В результате дети должны назвать четыре самых главных объекта неживой природы:

- звезды, луна, солнце;

- радуга, ветер, воздух;

- облака, горы, вода;

- дождь, снег, почва;

6. Д/игра "Угадай растение"

Воспитатель называет характерные черты растений, дети определяют, что это за растение.

7. Д/игра "Раздели на группы"

Воспитатель называет растения, дети разделяют их на две группы: овощи и фрукты. Примерный перечень: апельсин, лук, яблоко, груша, горох, репа, слива, фасоль, свекла, вишня, бобы, помидоры, морковь, лимон, кабачки, капуста.

8. Д/игра "Угадай, что где растет?"

Воспитатель называет растения сада, огорода, цветника. Дети должны их классифицировать - разделить на группы по месту произрастания.

9. Д/игра "Узнай по описанию"

Воспитатель дает описание любого, хорошо знакомого дошкольникам, лекарственного растения, дети называют его.

10. Д/игра "Узнай и опиши"

Воспитатель дает описание некоторым комнатным растениям, дети называют их.

11. Д/игра "Что есть у растения?"

Дети по очереди перечисляют части растений: корень, ствол (стебель, ветки, почки, листья, цветы, плоды, семена.

12. Д/игра "Чей голос?"

Воспитатель имитирует звуки, которые издает хорошо известное домашнее животное, дети называют его.

13. Д/игра "О каком животном идет речь?"

Воспитатель приводит несколько характерных особенностей какого-либо животного. Дети угадывают, о ком идет речь.

14. Д/игра "Что есть у рыбы?"

Дети по очереди перечисляют то, что есть у рыб: плавники, жабры, чешуя, хвост.

15. Д/игра "Кто больше назовет?"

Дети должны назвать как можно больше: насекомых, рыб, птиц и т. д.

Тема Цель

Сентябрь

Земля - нащ дом 1. Сформировать у детей представление о том, что: планета Земля - наш общий дом, и все мы, живущие на ней, должны понять это умом и почувствовать сердцем;

2. Если вести себя в лесу тихо, можно услышать и узнать много интересного.

Ценность подлинной радости и счастья Счастье - это мир и спокойствие на Земле, здоровье (собственное и близких людей, благополучие (личное и окружающего мира, красота.

Октябрь

Позаботься о себе 1. Необходимо заботиться о себе: только так можно подготовиться к самостоятельной жизни;

2. Природу нужно не только любить, но и оберегать, так как без нее жизнь человека на Земле невозможна.

Люби себя, людей, животных 1. Через любовь к себе приходит любовь к окружающему миру;

2. Для животных, как и для самого человека, важна среда обитания, поэтому нельзя ее разрушать.

Ноябрь

Будь умерен 1. Не злоупотребляй ни занятиями, ни едой, ни отдыхом, так как это может плохо отразиться на здоровье;

2. Каждое живое существо имеет право на жизнь.

Подавай хороший пример 1. Только с достойных людей нужно брать пример, то есть подражать им;

2. Уничтожая деревья, человек сокращает их численность, а значит - изменяет состав воздуха, почвы, вредит лесным обитателям.

Декабрь

Не делай другому плохо 1. Жестокие (злые) люди приносят окружающим боль, горе и страдания;

2."Играть" с огнем опасно для вас самих и окружающих.

Не нарушай общепринятых правил 1. Правила существуют для того, чтобы их выполняли;

2. Гуляя в лесу, нужно быть внимательным: из-за ваших неосторожных действий могут пострадать мелкие животные, погибнуть редкие растения.

Январь

Не бери чужого То, что тебе не принадлежит, брать без разрешения нельзя.

Береги и улучшай окружающую среду Окружающую среду необходимо беречь, ведь от нее зависит наша жизнь.

Февраль

Будь достоин доверия Доверие-показатель добросовестности, искренности человека

Будь трудолюбив 1. Все люди должны трудиться, принося пользу себе и окружающим;

2. К деревьям нужно относиться бережно, так как без них жизнь на Земле невозможна.

Март

Будь грамотен, наблюдателен, трудолюбив 1. Человек должен стремиться быть образованным, трудолюбивым - этим он выделяется из окружающего мира;

2. Человек своей неграмотной деятельностью наносит природе и самому себе непоправимый вред.

Не делай другим того, чего не сделал бы себе 1. Прежде чем что-либо сказать или сделать, необходимо подумать, приятно ли это будет окружающим;

2. Вырывая грибы с грибницы, мы сокращаем их численность.

Апрель

Будь осторожен Нужно осторожно обращаться со спичками и зажигалками - это источник повышенной опасности для вас самих, всех окружающих и леса.

Стремись познавать окружающий мир. Люби животных, заботься о них. 1. Окружающий нас мир разнообразен, интересен и удивителен;

2. Животный мир многообразен, его необходимо изучать, чтобы своими неграмотными действиями не нанести ему вреда.

Май

Природа - твой друг, береги ее, помогай ей. Жизнь без растительного и животного мира на Земле невозможна, необходимо охранять и беречь природу.

Твой внутренний мир Человек должен постоянно познавать себя и совершенствоваться.

Будь счастлив! Счастье - это чувство и состояние полного, наивысшего удовлетворения.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Перелетные птицы» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель: Ознакомить детей старшего.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

Конспект занятия «Прогулка в лес» по экологическому воспитанию детей старшего (подготовительного) дошкольного возрастаКонспект занятия «Прогулка в лес» по экологическому воспитанию детей старшего (подготовительного) дошкольного возраста Конспект ООД «Прогулка в лес».Цель: Вызвать у детей положительный отклик к природе и ее обитателям. Побуждать чувствовать любовь к лесам,.

Квест — игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные любители природы»Квест — игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Юные любители природы» Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Систематизирование знаний детей.

Лэпбук как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Исследования Н. Г. Лаврентьевой,.

Лэпбук «Бабочки» по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Бабочки» по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать представление о бабочках у детей дошкольного возраста. Темы, связанные с насекомыми особенно интересны для детей.

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наведем порядок на Земле!» Тип проекта: информационно – практико - ориентированный Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: среднесрочный Срок реализации.

Проект по экологическому воспитанию «Снова птицы в стаи собираются» для детей старшего дошкольного возраста Подготовили: Воспитатели: воспитатель 1 категории Тарасенко О. П., Ярошенко О. П. МБДОУ №6 «Улыбка» Г. Пролетарск, Ростовской области Перелётные.

Проект по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Птицы. Каждой пичужке — кормушка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – Новокозловский детский сад Барабинского района Новосибирской области.

Проект по экологическому воспитанию «Земля — Наш общий дом» для детей средне-старшего дошкольного возраста с ОНР РАЗРАБОТАЛИ: воспитатель – Макарова И. В., учитель-логопед – Смирнова С. Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: В настоящее время губительное воздействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш дом!»
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 13:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД