Проект программы «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»

Галина Ярцева
Проект программы «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»

Введение

Сложный период в экономической и социальной жизни России привел к массовому приобщению детей и молодежи к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и веществ, стимулирующего действия. Алкоголь и табак страшны не только тем, что они разрушают здоровье человека. Они страшны саморазрушением личности, искажением её взаимоотношений с другими людьми, разрывом всех социальных связей с миром, потерей человеческого облика. Употребление алкоголя и табака - серьёзное основание для перехода к наркотикам. По данным отечественного Центра профилактической меди-цины, курение всего 3,5 сигарет в день мужчинами и 2 — женщинами сокращает продолжительность их жизни на 2 года. Вся научная деятельность этого центра доказывает, что распространение сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе ран-нее развитие атеросклероза, большинство случаев внезапной смерти молодых людей от указанных заболеваний тесно связаны с такими факторами риска, как курение, употребление алкоголя и неправильное питание.

По наблюдениям наркологов, средняя продолжительность жизни наркоманов на 20—30 лет короче, чем у обычных людей.

Между тем сравнительный анализ распространенности вредных привычек среди школьников показал, что за последние 10 лет частота курения среди девочек возросла с 12 до 18%, а среди мальчиков она стабильно сохранялась в пределах 28—32%.

По данным МВД России, количество несовершеннолетних, к которым были приняты меры воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, возросло за 5 лет в 90-х гг. в 2,7 раза, а число подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел за употребление наркотических средств, увеличилось в 5 раз и составило в 1995-1996 гг. 25 тыс. человек. Но приведенные цифры не учитывают случаев скрытой наркомании, которая по данным общественных организаций в несколько раз превышает официальные показатели.

Интерес МВД России к указанному контингенту подростков состоит в том, что за отмеченный период преступность подростков, находящихся в состоянии опьянения, поднялась на 52%, а среди употребляющих наркотики — в 2,2 раза.

На основе изложенной информации можно сделать следующие выводы:

— вредные привычки (курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам) закладываются в школьном возрасте, и их распространение увеличивается как среди всей популяции детского населения, так и по мере взросления детей;

— вредные привычки сокращают продолжительность жизни человека, что делает их несовместимыми со здоровым стилем жизни;

— злоупотребление вредными привычками провоцирует детей и подростков на асоциальные формы поведения;

пресечение и предупреждение вредных привычек в школьном возрасте требуют создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам, грамотного проведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях.

Злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние человека (курение табака, употребление алкоголя, ингалянтов, наркотиков, но не доводящее его до физической зависимости от указанных веществ, специалисты называют аддиктивным поведением. Это название произошло от английского слова «addiction», которое переводится как пагубная привычка, порочная склонность, пристрастие к чему-либо.

Именно пристрастие, но еще без физической зависимости, характерно для детей и подростков. И это указывает на то, что в образовательных учреждениях приходится иметь дело не с болезнью, а с нарушениями поведения, коррекция которого требует преимущественно воспитательных мер.

Профилактика вредных привычек у детей представляет непростую задачу. Практика показывает, что лекции и беседы, традиционно построенные на раскрытии того вреда для здоровья, который наносят курение, употребление спиртных напитков и других токсических веществ, непривлекательны для большинства подростков, потому что прогнозируемый от них вред представляется для одних слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья.

Попытки строить такие беседы на информации о лишении перспектив в спорте, выборе престижных профессий тоже оказываются мало продуктивными в силу существенно изменившихся у современных подростков жизненных ориентиров. Примером тому могут служить результаты опроса нескольких тысяч учащихся старших классов школ, профессионально-технических училищ и техникумов. При опросе было установлено, что лишь 5—10% подростков проявляют устойчивый интерес к спорту и ценят успехи в этой области, в то время как современной музыкой увлекаются 0~~60%, а последняя вовсе не ставит никаких преград аддиктивному поведению. [/i]

Пояснительная записка

Контингент воспитанников БДДИ сложный: искалеченные судьбы, вредные привычки, негатив стереотипов, девиантное поведение. Воспитанники поступили в наш детский дом, уже приобретя, вредные привычки или имели неосторожность попробовать курить, легкие алкогольные напитки и т. д. Поэтому важным элементом комплексной реабилитации является индивидуальный подход к восстановлению здоровья, коррекции личности и социального статуса подростков, борьба с токсикоманией, курением, употреблением алкоголя. Это возможно за счет раннего выявления детей с вредными привычками и различными зависимостями, имеющих устойчивое противоправное поведение, трудности в социальной адаптации и оказание им своевременной помощи (педагогической, психологической); через организацию наркопоста, где ведётся учёт обучающихся с «риском» по схеме:

№ девочки мальчики примечание

1 Всего воспитанников

2 Состоит на внутреннем учёте

3 Самовольные уходы

4 Наркоманы

5 Токсикоманы

6 Употребляют алкоголь

7 Правонарушители

8 Некурящих

9 Курящих

Педагогическая коррекция по преодолению вредных привычек является одним из направлений социализации воспитанников, поэтому оказанием своевременной помощи детям и подросткам, имеющим вредные привычки, в БДДИ занимается социальный педагог. В содержание работы социального педагога включается выявление индивидуальных особенностей дезадаптированных детей с девиантным поведением, анализ конфликтных ситуаций в педагогической среде; выработка рекомендаций для осуществления психолого-педагогических мероприятий в процессе обучения и воспитания; оказание консультативной помощи воспитанникам и педагогам. Деятельность по профилактике вредных привычек может являться успешной только в результате системной координированной работы всех специалистов, призванных к оказанию помощи подростку. Поэтому данная работа проводится в рамках внеклассной воспитательской работы, в рамках работы различных секторов Соуправленческой Думы (Приложение №1, индивидуальной работы соц. педагога и психолога, в рамках дополнительного образования. Т. е. с воспитанниками взаимодействуют соц. педагог, учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, юрист и другие специалисты.

Совместная коллективная деятельность взрослых и детей формирует у ребят положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества личности, создает условия для присвоения новых ценностей, воспитания нравственных качеств личности, изменения ценностных ориентаций на позитивные, формирования адекватной самооценки, обеспечения социально-психологической адаптации.

Преодоления вредных привычек включает в себя три основных структурных блока:

1. Первичный, направлен на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию.

2. Вторичный, предотвращающий развитие зависимостей у детей и подростков, имеющих опыт вредных привычек

3. Третичный, педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.

В связи с тем, что детям с ОИН присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к внеурочной деятельности, возникает вопрос о необходимости вовлечения подростков с отклонениями в поведении в регулярные занятия спортом, трудовой и досуговой деятельностью.

Используемые приёмы:

-информационные (оформление стендов, организация встреч с медицинскими специалистами, представителями органов внутренних дел, людьми, ранее употреблявшими алкоголь и сумевшими справиться со своей болезнью);

-образовательные (проведение психологических игр, социально психологических тренингов, проведение (совместно с психологом) различных анкетирований и тестирований);

- социально-воздействующее (видеофильмы, беседы, обсуждение газетных и журнальных статей, посвящённых этой теме, создание и защита плакатов, конкурсы рисунков, сотрудничество (предусматриваются экскурсии, встречи с различными специалистами, выезды в детские учреждения и т. п)

Цель проекта:

Создание условий для преодоления вредных привычек у воспитанников, развитие стойких позитивных интересов, пропаганда здорового образа жизни

Задачи проекта:

Выявить воспитанников, имеющих вредные привычки.

Коррекция эмоционально – волевой сферы

Сформировывать поведение препятствующего появлению вредных привычек.

Установить доверительное общение с социальным педагогом.

Развитие навыков самоконтроля

Коррекция личностной сферы воспитанников

Повысить навыки организации свободного времени через формирование привычки к труду, учёбе, досугу

Привлечь к досуговой деятельности, общественным мероприятиям

Формировать представления у детей о механизмах функционирования человеческого организма.

Формировать представление воспитанников о негативном влиянии вредных привычек на тело человека и мозг человека.

Ожидаемые результаты:

Позитивные изменения во взглядах и увлечениях детей.

Приобретение представлений, необходимых для сохранения и поддержания здоровья, противодействия возможному негативному влиянию сверстников.

Активное участие в общественно - досуговой деятельности в группе

Снижение или отсутствие количества вредных привычек у воспитанников.

Методы работы:

Групповая работа

Индивидуальная работа

Тренинг поведения

Беседы

Ролевые игры

«Круглые столы»

Экскурсии

Праздники

Тематические недели

Акции «Жизнь без сигареты»

Проект программы разработан на два года обучения для воспитанников 14 -16 лет с диагнозом: умственная отсталость.

Умственно отсталые дети.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией, что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.

У умственно отсталых воспитанников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые воспитанники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребёнка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребёнка

В течение месяца проводятся индивидуальные и групповые занятие. Программа состоит из занятий, в которых обязательно включены коммуникативные, игры, упражнения на формирование нравственных и этических качеств. Занятия проводятся первый год 4-5раз в месяц, а второй год 2раза в месяц.

Мы разработали анкету: «Особенности поведения в группе. Уровень асоциального поведения. Приложение №2 ,3» для выявления вредных привычек.

Анкета заполняется социальным педагогом (используя метод наблюдения за воспитанниками, беседу с воспитателями, изучения личных дел воспитанников). По результатом, первичной диагностики мы выявляем воспитанников, имеющих вредные привычки. Затем этих детей определяем в группы для работы соц. педагогом по преодолению вредных привычек. Группы формируются исходя из следующих параметров: возраст, комплекс вредных привычек и личностные особенности. «Группа риска» которые делятся на 3 главные стратегии девиантного поведения (требовательные, властные, мстительные). Разработана анкета (Приложение №4)занятость воспитанников, состоящих на внутреннем учете в конце учебного года сделать сравнение.

Публикации по теме:

Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры «Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ, через приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры». В проекте.

Конспект занятия по развитию речи с элементами конструирования в старшей группе «Спор домов о том, кто самый главный» Сегодня ночью, я не могла уснуть. За окном, на улице, кто то громко спорил и кричал. Я решила послушать и узнать что произошло и с кем.

Консультация для родителей «Как отучить ребенка от вредных привычек» Во-первых не ругайте ребенка за его вредную привычку. Чем больше взрослые ругают ребенка,тем чаще ребенок делает наоборот. Если ребенок грызет.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Великий русский писатель Л. Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер,.

НОД по знакомству с разнообразием домов «В гостях у трех поросят»НОД по знакомству с разнообразием домов «В гостях у трех поросят» КОНСПЕКТ НОД: «В ГОСТЯХ У ТРЕХ ПОРОСЯТ» Задачи: Продолжать знакомить с разнообразием домов (высота, материал, прочность). Закреплять представления.

«Профессии». Проект «Карусель детских вопросов»«Профессии». Проект «Карусель детских вопросов» роект «Карусель детских вопросов» на тему «Профессии» По числу участников: групповой По времени проведения: краткосрочный Автор проекта:.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Самоанализ результативности реализации мини-программы по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников «Азбука здоровья» Самоанализ результативности реализации мини-программы по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников «Азбука здоровья» в группе компенсирующей.

Сценарий визитной карточки с группой поддержки «Воспитанник года» 8 класс (для школ-интернатов) Сценарий визитной карточки с группой поддержки «Воспитанник года» 8 класс (для школ-интернатов или интернатных учреждений) Оборудование:.

Воспитание навыков и привычек у детей раннего возраста. Наша группа состоит в основном из детей 2-го - 3-го года жизни. Второй и третий год жизни- время все увеличивающейся активности, самостоятельности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект программы «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов»
Опубликовано: 30 апреля 2016 в 15:40
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тема «Зимняя история в лесу»
группа: первая младшая Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие - Художественное творчество – аппликация,...
Методическая разработка конспекта комплексного занятия (НОД) с использованием ИКТ в...
Методическая разработка конспекта комплексного занятия ( НОД) с использованием ИКТ в подготовительной группе «Насеком ые» Реализация содержания программы...
Конспект экскурсии «Знакомство с библиотекой»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами конспектом экскурсии "Знакомство с библиотекой". Вчера я со своими...
Сценарий праздника к 8 марта в первой младшей группе
Сценарий 8 марта в 1 младшей группе. Дети входят в зал под песню * Мамочка милая *проходят круг и садятся на стульчики . Ведущая обращает внимание на...